В отличие от других сельхозкультур, производство которых с помощью методов так называемого государственного регулирования рынков удалось свести на нет быстро и без лишнего шума, за подсолнечник борются вот уже второй год. На сей раз инструментом вмешательства является проект президентского указа «О стимулировании производства продукции масло-жирового комплекса в 1999-2001 гг». Если проект указа будет подписан (а заинтересованные лица ожидают этого со дня на день), то на семена подсолнечника будет установлена сезонная вывозная пошлина в размере 23% стоимости экспортной партии. Срок действия пошлины - с 1 октября до 1 февраля. Пошлину в том же самом размере предполагается устанавливать на сою и семена рапса (с 1 сентября до 1 января), косточки и ядра абрикосов, персиков и слив (с 1 июня до 1 октября), а также виноградный жмых (с 1 августа по 1 декабря).
Понятно, что целью этих мер является перераспределение товаропотоков производимой в Украине продукции между экспортерами и переработчиками в пользу последних. Нужно отметить, что это уже не первая попытка ограничения вывоза сырья масличных культур. В июле прошлого года экспортеры в полной мере испытали на себе воздействие упраздненного впоследствии президентского указа о введении 100% экспортных депозитов на вывоз подсолнечника.
Сегодня аргументы сторон примерно таковы. Переработчики считают, что из-за существенного недогруза отечественных мощностей (16 украинских масложиркомбинатов могут перерабатывать более 2,5 млн. тонн сырья при реальной загрузке около 1,5 млн.) экспорт нужно либо запретить вообще, либо существенно ограничить. Кроме того, переработчики не отказывают себе в удовольствии попугать население памятным с недавних времен словом «дефицит». По их выкладкам, недопроизводство растительного масла в текущем году составит около 170 тыс. тонн при условии, что объем внутреннего потребления составляет в Украине около 500 тыс. тонн ежегодно. В случае установления упомянутых выше вывозных пошлин ожидается также и улучшение социального положения населения, связанного трудовыми отношениями с предприятиями масло-жирового комплекса, - предполагается увеличение фонда заработной платы на 15,7 млн. гривен, а также дополнительные поступления в бюджет и социальные фонды - на 6 млн. гривен. Наконец, общий объем ожидаемых от сокращения экспорта бюджетных поступлений планируется на уровне 12 млн. долларов. Эта и прочая статистика изложена не где-нибудь, а в письме вице-премьера по вопросам АПК Михаила Гладия в адрес МБРР, МВФ, Еврокомиссии и Агентства США по международному развитию, к которому прилагаются проект президентского указа и соответствующий законопроект, справка о состоянии и развитии масло-жирового комплекса Украины, а также расчеты ожидаемых бюджетных и внебюджетных поступлений. Между прочим, прецедентов подобных обращений правительства в международные финансовые организации при предыдущих попытках регулирования рынка не отмечалось.
Естественно, у экспортеров и предпринимателей иные аргументы. Президент концерна «Украгробизнес» Леонид Козаченко высказывается довольно осторожно. По его словам, он понимает, что правительственные мероприятия имеют в виду «разрешение проблемы загрузки отечественных перерабатывающих мощностей», но в случае ограничения экспорта пострадает прежде всего товаропроизводитель: экспортеры сегодня являются практически единым источником кредитования отечественного агропроизводства. Президент УЗА Николай Компанец более решителен: он считает, что «введение сезонной вывозной пошлины на масличные культуры в размере 23% стоимости экспортной партии больно ударит по сельскохозяйственным товаропроизводителям, приведет к фактическому устранению Украины с международных рынков и может повлечь за собой разрушение отечественного масличного хозяйства».
Если говорить языком протокола, то следствием введения пошлины будут три фактора. Во-первых, сегодня Украина производит одну десятую часть общемирового объема производства подсолнечника и является весьма заметным субъектом общемирового рынка масличных культур (примерно 2 из 20 млн. тонн). Вследствие введения пошлины страна может утратить эти позиции. Сначала произойдет резкое падение объемов экспорта. Это, в свою очередь, приведет к существенному снижению уровня закупочных цен на сырье на внутреннем рынке и существенному уменьшению объемов производства этих культур в будущем году.
Во-вторых, переориентация товаропотоков масличного сырья на отечественные перерабатывающие заводы создаст для последних целый комплекс производных проблем. Как известно, достаточного количества оборотных средств для того, чтобы закупать сырье по ценам, которые оправдывали бы затраты на его производство, украинские переработчики в основном не имеют. Поэтому есть основания прогнозировать ситуацию, когда основная масса сырья накапливается в хранилищах считанных заводов в центральных областях страны, которые из-за неразвитости инфраструктуры дальнейшей переработки (на маргарин, мыло и проч.) будут вынуждены также продавать сырье на экспорт.
В-третьих, в случае ограничения экспорта масличных культур Украину может ожидать кризис перепроизводства растительного масла. Излишек составит приблизительно 500-600 тыс. тонн, которые снова-таки ввиду слабости транспортной инфраструктуры - будет невозможно продать за границу. К тому же украинское масло из-за слишком высоких тарифов на услуги отечественных маслоэкстракционных заводов не сможет конкурировать на мировом рынке с дешевым маслом производства Аргентины и других стран.
Предприниматели считают, что есть гораздо более простой путь регулирования рынка. Если правительство действительно пытается отрегулировать товаропотоки в пользу отечественных масло-жировых комбинатов, чтобы загрузить их работой, то для этого лучше не ограничивать экспорт, а продать украинскую продукцию осенью, весной же купить для переработки дешевое аргентинское сырье. Таким образом удастся избежать расходов на хранение сырья и удешевить масло, которое производят отечественные предприятия.
А коль скоро данный вариант даже не обсуждается, значит, интерес в другом. Очень похоже, что в вышеописанном процессе правительство попросту играет на руку переработчикам, которые заинтересованы в устранении экспортных фирм как конкурентов и в том, чтобы вследствие этого существенно понизить закупочные цены на сырье. Это, впрочем, мы уже проходили: примерно таким же образом власти подыграли сахарным заводам, что и привело к сокращению объемов производства и прочим вытекающим отсюда последствиям. Остается только напомнить, что после всего произошедшего с сахаром и вокруг него подсолнечник - последняя стратегически важная культура, производство которой способно обеспечить жизнедеятельность отечественного АПК в целом. После краха на этом рынке можно будет смело говорить о завершении аграрной реформы ввиду полного уничтожения объекта реформирования.