Несмотря на сложную политическую обстановку, постоянные конфликты на индийско-пакистанской границе, правительство Пакистана, пусть даже и возглавляемое генералом, уделяет большое внимание развитию экономики. А развитие это, замороженное с конца 1960-х путем создания малофункциональной коллекции громоздких, неэффективных, а подчас и насквозь коррумпированных государственных предприятий, невозможно без принятия самых радикальных мер, в первую очередь приватизации.
Собственно, на необходимости передачи крупных компаний в частные руки пакистанские экономисты начали настаивать еще в конце 1980-х, когда утопичность построения общества «исламского социализма» стала очевидной и для самих строителей. В результате совместными усилиями 10 последовательно сменявшихся пакистанских правительств с 1988 года было приватизировано в общей сложности 104 компании, правда, преимущественно мелких, так что общая сумма всех средств, поступивших при этом в казну, едва достигла 1,5 млрд. долл. Теперь же, по мнению министра торговли, промышленности и производства Разака Давуда, пришел черед индустриальных гигантов. В частности, частичная приватизация нефтеперерабатывающей компании Oil&Gas Development Co. может принести сумму, эквивалентную всем поступлениям от приватизации за последние 14 лет. Хотя продавать предполагается от 26 до 51 процента акций.
Не менее радужные надежды возлагаются и в отношении приватизации других многообещающих объектов. Например, весьма лакомым кусочком выглядит United Bank, четвертый по величине банк Пакистана. Победитель тендера по его приватизации должен быть объявлен уже в этом месяце. А вот приватизация еще более крупного — Habib Bank — должна завершиться к концу лета.
Кроме Oil&Gas Development, своей очереди на приватизацию ожидает и Pakistan State Oil, которой принадлежит 60 процентов всех бензозаправочных станций в стране, плюс два общенациональных газопровода. Предполагается, что тендер на приватизацию этой компании состоится нынешней осенью. А вот продажа Water&Power Development Authority потребует гораздо большего времени. Ведь сперва ее предполагается разбить на 12 региональных компаний, обеспечивающих водо- и электроснабжение, которые и будут приватизироваться независимо друг от друга в течение нескольких ближайших лет.
Собственно, «этих планов громадье» было готово к реализации еще в прошлом году. Однако военные действия в соседнем Афганистане заставили пакистанские власти отложить их до лучших времен. Впрочем, и после окончания военных действий в непосредственной близости от пакистанской границы оснований для ускоренной приватизации не прибавилось, на этот раз уже благодаря участившимся конфликтам на границе с Индией. Большинство пакистанских политиков по-прежнему опасаются, что приватизация столь привлекательных объектов народного хозяйства приведет к излишней концентрации производственных мощностей в руках то ли весьма малочисленных, но очень влиятельных пакистанских кланов, то ли вездесущих транснациональных компаний. Но как бы плохо подобные перспективы ни выглядели сами по себе, еще больше пугает призрак бродящей поблизости монополии.
И все-таки… Как бы ни хулили приватизацию в тех странах, где этот нелегкий этап уже позади, другого рецепта оживления «замороженной» экономики на нашей планете пока еще не придумали. Правда, доказать, что приватизация сама по себе является панацеей от всех бед, тоже пока не удалось.