UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕВРАТНОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Немногие профессии осмеливаются оспаривать звание древнейшей. Однако сборщики налогов утверждают, что даже если они появились и не раньше жриц любви, то, по крайней мере, сразу же вслед за ними...

Автор: Оксана Приходько
Немногие профессии осмеливаются оспаривать звание древнейшей. Однако сборщики налогов утверждают, что даже если они появились и не раньше жриц любви, то, по крайней мере, сразу же вслед за ними. И уже Иисус Христос, по свидетельствам очевидцев, высказывал свои соображения о путях реформирования налоговой системы.

Впрочем, славное прошлое международную армию налоговиков интересует куда меньше светлого будущего. Тем более что появление Интернета существенно омрачило грядущие перспективы.

Система налогообложения складывалась в течение многих столетий. В основном по принципу «искать не там, где потерял, а где светлее»: налогом облагалось вовсе не то, что логичнее было бы облагать, а то, что легче всего посчитать и обнаружить. Например, еще в XIII веке английский парламент облагал торговцев вином, шерстью и кожей налогами, которые исчислялись в квадратных метрах и литрах. Величина налога на недвижимость варьировалась в зависимости от количества окон и каминов в доме, а первый подоходный налог как исключительно временная мера был введен в Баварии во время войны 1797 года. Та война давно уже закончилась, а «временная мера» не только не была отменена, но и расползлась по всему миру…

Как бы то ни было, а принцип «не пощупаешь — не обложишь» долгое время считался определяющим в теории налогообложения. Именно поэтому дематериализация налогоплательщика в условиях стремительного развития интернет-технологий вызывает у налоговиков хроническую головную боль. Мощные потоки капитала, товаров, рабочей силы и всей остальной всячины, послушные одному лишь нажатию на мышку, учету и контролю поддаются с большим трудом. Анонимные электронные деньги, абстрактные электронные адреса — сущий ад для налоговой полиции.

Впрочем, это лишь одна сторона медали, так как еще более серьезную угрозу представляет собой налоговая конкуренция, которая своим массовым расцветом обязана также развитию Интернета. Речь идет о том, что виртуальные оффшорные зоны гораздо доступнее для пользователя Интернетом, и найдется немало любителей проживать в стране с высокой степенью социальной защиты, а налоги платить по минимуму где-нибудь на Бермудах.

>

Впрочем, проблема ноль-транспортировки транснациональных компаний в оффшорные зоны является все же лишь частью более общей проблемы — исчезновения самого понятия местожительства налогоплательщика. Во избежание двойного налогообложения определяющим моментом считалась географическая локализация бизнес-активности любой структуры. Но с развитием Интернета само понятие локализации тоже стало виртуальным. Даже старый трюк с определением штаб-квартиры корпорации по тому месту, где собирается на свои заседания совет директоров, теперь уже не срабатывает: совещания все чаще проводятся опять-таки в виртуальном пространстве…

Не меньше проблем вызывает у налоговых служб и электронная коммерция. При покупке книги в ближайшем книжном магазине американец, как правило, платит от 3 до 9 процентов в качестве налога с продажи. Однако, оформляя покупку той же самой книги на сайте Amazon.com, виртуальный покупатель оказывается избавленным от необходимости уплаты такого налога. Закон о налоговой свободе Интернета, принятый американским Конгрессом в 1998 году, весьма способствовал бурному процветанию электронной торговли. По оценкам специалистов, без этого закона темпы развития е-коммерции оказались бы как минимум на треть ниже. И хотя в 1999 году весь объем электронной торговли достиг 20 миллиардов долларов, это не превышает 1 процента от всего объема розничной торговли в Америке. С другой стороны, объемы е-коммерции удваиваются чуть ли не с каждым нажатием мышки. Поэтому, как считают специалисты, уже через две рождественские распродажи менять налоговое законодательство в этой области будет слишком поздно…

Тем более что налоговые службы еще не до конца представляют себе, каких напастей следует еще ждать от Интернета. Ведь процессу виртуализации подверглись и сами товары. Аудиозапись, сделанная на диске, с точки зрения потребителя, возможно, и не очень сильно отличается от той, которая загружается прямо из Интернета. А вот для налоговика это две большие разницы. Ведь последнюю «пощупать» и, следовательно, «обложить» значительно труднее.

Существенные метаморфозы происходят и с уплатой подоходного налога. Хотя слухи о чрезмерной мобильности населения Земли оказались явно завышенными. Сейчас за пределами страны своего рождения живет всего лишь 1,5 процента жителей ЕС, и даже население США в 1997 году увеличилось за счет иммигрантов всего на 0,3 процента. Если сравнить это с волной эмиграции в Америку 20-х годов, когда более 60 миллионов человек переправились через Атлантику, то окажется, что в нынешний век мобильности человечество в целом больше тяготеет к стабильности.

С точки зрения налоговой службы это означает, что гораздо легче собирать именно подоходный налог. Хотя и здесь есть некоторые проблемы. Так, например, 30 процентов всей суммы подоходного налога в Америке собирают всего с 1 процента самых богатых людей страны. Еще 60 процентов приходится на 10 процентов самых высокооплачиваемых американцев. И именно эти самые богатые и самые высокооплачиваемые и оказываются самыми мобильными. Вот и возникают судебные тяжбы в отношении того, где именно богачам придется платить налоги. Как, например, и произошло с Лучано Паваротти. Итальянское правительство, позарившись на 2 миллиона долларов подоходного налога, попыталось доказать, что этот налог певец должен платить в Италии, где он родился и где имеет недвижимость. Однако г-н Паваротти доказывает, что проживает он в Монте-Карло и налоги платить будет именно там. Тем более что там платить придется намного меньше. К слову сказать, для того чтобы считаться жителем какой-то страны Западной Европы, нужно проводить там не менее 183 дней в году.

Конечно, абстрактно никто не исключает гармонизации налогов в глобальном масштабе. Но только абстрактно. Ведь европейские государства давно уже доказали всему миру, что их амбиции подчас гораздо важнее и здравого смысла, и экономической выгоды. Что уж там говорить о способности к трансатлантическим компромиссам… А ведь такие компромиссы в эпоху глобализации будут ох как нужны.

Впрочем, Интернет предоставляет отличные возможности не только желающим укрыться от налогов. Он способен вооружить самым современным — информационным — оружием и самих налоговиков. Обширные базы данных при условии полной прозрачности могут дать возможность взимать налоги в любом виртуальном измерении. Вот только прозрачность и кооперация в Интернете — понятия столь же виртуальные, как и локализация сайта.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам журнала The Economist