UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПостФРС-ный озноб

ПостФРС-ный озноб

Авторы: Елена Злобина, Оксана Куренная

Центробанк США - Федеральная резервная система - продолжает играть с мировыми рынками в кошки-мышки: столь долгожданное его заседание на прошлой неделе не только не принесло инвесторам облегчения, но даже наоборот. Хотя эмоции зашкаливали, а финансовые рынки с замиранием сердца ожидали ключевого вердикта, решение американских кредитно-денежных властей оставить ставки неизменными не добавило спокойствия. Теперь рыночной общественности приходится снова гадать: а что же будет дальше?

Ставки сделаны

Однако Федеральный резерв, как всегда, все сделал так, как посчитал нужным: оставил монетарную политику без изменений, при этом ключевая ставка рефинансирования на сегодняшний день по-прежнему находится в диапазоне 0–0,25%. Вот такой вот поворот.

Честно говоря, вероятность такого исхода ключевого для мировых рынков события последних недель многие инвесторы допускали в связи с ситуацией в Китае. А там, как мы все помним, продолжает штормить экономику, сохраняется неопределенная ситуация на фондовом рынке, несмотря на его заметную коррекцию после летнего обвала, и многострадальный юань. Несмотря на оптимистические заявления китайских властей, статистика говорит о слабости производственного сектора, который тормозит восстановление национальной экономики и продолжает сгущать краски над ее дальнейшими перспективами.

Не стоит забывать, что Китай - вторая по величине экономика в мире, крупнейший держатель американских казначейских облигаций, важный торговый партнер США с долей в общем торговом обороте в 15%, а также крупнейший в мире потребитель сырья, включая железную руду и алюминий.

Поэтому было достаточно поводов усомниться в том, что ФРС рискнет в таких нестабильных условиях на мировой арене идти на резкие меры. По мнению многих экспертов, повышение процентных ставок в сентябре было бы преждевременным. Собственно, в самом регуляторе с этим согласились, хотя его представители дали понять, что вероятность повышения ключевой ставки рефинансирования до конца текущего года все же сохраняется. Более того, на рынке снова появились оптимисты, которые считают, что повышение может состояться уже в ноябре.

Глава ФРС Джанет Йеллен заявила, что ее ведомству необходимо больше времени для принятия столь важного решения. Тем не менее она не стала разбрасываться намеками по поводу принципиальной готовности американских монетарных властей сделать это до конца нынешнего года. Данный факт разочаровал финансовые рынки, которые интерпретировали слова Йеллен как нежелание торопиться с повышением ставок. С момента заседания лишь некоторые представители ФРС были оптимистичны в своих комментариях. В целом же интрига сохраняется, хотя градус накала уже не тот.

В действительности те, кто внимательно прислушивался к каждому выступлению госпожи Йеллен вплоть до 17 сентября (даты заседания ФРС), понимали, что она не пойдет на такой шаг. В конце концов, она не камикадзе, и повышать ставки в нынешних условиях зыбкости мировой экономики, в частности, не совсем логично. К тому же не стоит забывать, что и в самих Штатах пока еще далеко не все гладко. Так что же все-таки взбудоражило финансовые рынки и привело к последующему обвалу доллара?

На самом деле инвесторов разочаровало не само решение оставить процентные ставки без изменений, а текст сопроводительного заявления регулятора. Согласно документу, Федеральная резервная система проявила абсолютное безразличие к рискам роста инфляции и стремилась к снижению уровня безработицы к отметке 5%, которую экономисты рассматривают в качестве референтного показателя.

На сегодняшний день уровень безработицы в США составляет 5,1%, и согласно стандартам монетарной политики ставки должны быть повышены. В противном случае либо неизбежно наступят угрожающие последствия взрыва инфляции, либо окажутся нарушенными ключевые постулаты господствующей экономической теории…

Почему-то захотелось вспомнить сентябрь 1998 г., Азиатский финансовый кризис и Алана Гринспена в кресле главы ФРС. Тогда "дядя Эл", авторитет финансовых рынков, отметил, что "несправедливо, что США остаются оазисом процветания в то время, как весь мир переживает кризис". Именно тогда А.Гринспен принял решение подстраховаться и понизил базовую ставку рефинансирования на 75 пунктов.

В то время годовые темпы роста экономики США составляли около 5%, уровень безработицы - 4,6% (на пути к снижению до 3,8%), средние доходы домохозяйств достигли 30-летнего пика, капиталовложения в оборудование и программное обеспечение стремительно росли, производительность восстановилась на 2,5% после падения на протяжении предшествующих десяти лет.

Тогда американская экономика на самом деле не нуждалась в дополнительной поддержке со стороны регулятора, однако такие действия ФРС пришлись по душе фондовому рынку США: технологический индекс Nasdaq Composite взлетел на 86% в 1999 г. Сейчас же ситуация несколько иная, и почему-то кажется, что госпожа Йеллен была бы не против оказаться "оазисом процветания".

Что дальше?

Ставки - ставками, но это скорее удел профессиональных финансистов, а обывателей интересует более приземленный вопрос: что теперь будет с долларом? А с ним пока все хорошо. Дело в том, что дифференциал ставок остается в пользу американской валюты. Сейчас наиболее вероятным сценарием является повышение ставок в декабре. Справедливости ради стоит отметить, что за это в данное время выступают 13 из 17 членов комитета по операциям на открытом рынке ФРС.

Ожидания этого события будут оказывать доллару безоговорочную поддержку, поскольку ожидания повышения ставок в Великобритании отодвинулись чуть ли не на второе полугодие 2016 г. (а раньше предполагался февраль), в Европе вовсю обсуждается вероятность расширения программы количественного смягчения и даже сгоряча допускается еще одно снижение ставок, а в Японии вообще о повышении уже много лет никто даже не заикается. Они ждут ускорения инфляции, как дождя в засуху, но его пока ничто не предвещает. Японские власти на днях признали, что о выходе из дефляции сейчас речь не идет.

Осознав все это, участники рынка вновь бросились скупать доллар. Правда, с оглядкой (уже в который раз) на выступления представителей ФРС и выходящие данные из США.

Между тем в еврозоне новые проблемы. Продолжает разворачиваться скандал вокруг автомобилей на дизельном топливе компании Volkswagen AG, который может оказаться достаточно крупным и потенциально может повлиять на евро. С начала недели акции компании обвалились почти на 40%, что привело к проседанию европейских фондовых рынков. Скандал может негативно сказаться на курсе евро, поскольку может подорвать доверие к крупнейшей в регионе экономике и нанести ущерб имиджу немецких товаров. В прошлом году 18% проданных автомобилей на мировых рынках были произведены в Германии.

Евро и так находится в нисходящем тренде, и лишние скандалы эту тенденцию только усиливают. Так, эксперты Rabobank, основываясь на ожиданиях, что ФРС повысит ставку в декабре, а ЕЦБ анонсирует расширение программы количественного смягчения, прогнозируют, что курс евро/доллар в среднесрочной перспективе будет снижаться. На протяжении трех месяцев он достигнет области 1,10, а через год - района 1,05. И хотя краткосрочно евро все же реагирует на положительные новости из стран Европы, однако это только коррекционные всплески.

Кстати, особое место в умах участников финансовых рынков теперь занимают данные из Пекина. На них реакция пока обостренная, на грани болезненной. Так, в среду доллар снизился после публикации разочаровывающих данных по производственной активности в Поднебесной, что усилило опасения относительно перспектив экономики крупнейшего потребителя нефти.

Опубликованный отчет показал, что в сентябре активность в производственном секторе Китая упала до 6,5-летнего минимума (на 47,0 п.п. против августовского значения в 47,3 п.п.).

Негативный эффект от вышедшего отчета усилился на фоне традиционных оптимистических заявлений китайского президента Си Цзиньпина, находящегося сейчас с семидневным визитом в США. Все-таки веры коммунистическим лидерам в мире нет, а излишне-показной оптимизм приводит к полностью противоположной реакции.

Ведущие мировые банки также смотрят на Китай без особого оптимизма. Так, эксперты BAML отмечают, что слабый рост на развивающихся рынках (на 60–80 б.п. ниже потенциала) и низкие цены на сырьевые товары сдерживают рост инфляции, позволяя говорить о дальнейшем снижении ставок центральными банками стран развивающихся рынков. Или, по крайней мере, удерживать их на месте даже после повышения ставок ФРС.

Несмотря на то, что экономика США все же остается первой скрипкой в мировой экономике, ситуация в Китае пока далека от разрешения, и это напрягает общественность. Валютные резервы в Китае показали рекордное месячное снижение. Хотя львиная доля этого снижения объясняется переоценкой активов после проведенной девальвации, все же оно указывает на отток капитала, вызванный повышенной волатильностью юаня.

Отток капитала - не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться Пекину. Ослабление производства и обрабатывающей промышленности продолжается, что дает возможность говорить о вероятности "жесткой посадки".

Эта самая вероятность оказывает давление и на рынок нефти, поскольку Китай является одним из крупнейших потребителей "черного золота". Впрочем, нефтяной рынок сейчас находится в фазе консолидации в ожидании более убедительных новостей. Трейдеры кормятся слухами и ожиданиями, которые становятся катализаторами дневных колебаний котировок, но не могут стать причиной значительного тренда. Например, в среду нефтяные фьючерсы резко развернулись вниз после роста, спровоцированного данными о продолжающемся вторую неделю подряд сокращении запасов сырой нефти в США. Основным катализатором падения цен выступили спекуляции относительно того, что вскоре запасы снова начнут расти, поскольку ряд НПЗ закроются на сезонный ремонт. И такая дребедень каждый день, а котировки, тем временем, не уходят далеко от минимальных с 2009 г. уровней.

О чем можно сказать в итоге? Похоже, доллар все же будет укрепляться, правда, весьма умеренными темпами и с перерывами на коррекции, вызванные хорошими новостями из других стран или не очень хорошими - из США. Почему он все же будет неуклонно ползти вверх? Потому что ожидания повышения ставок в декабре будут актуальны вплоть до самого заседания. Даже ухудшение ситуации в Китае уже осознается, как вполне ожидаемый факт, а как говорят сами представители ФРС, важно не само повышение ставки, а его темпы в будущем. Поэтому, скорее всего, Федеральный резерв в конце года порадует держателей долларовых активов, даже если после этого монетарная политика снова впадет в коматозное состояние. Но рынки живут ожиданиями, так что на ближайшие три месяца доллар снова живее всех живых.