UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСЛЕДНИЙ УДАР ПО УКРАИНСКОМУ КОММУНИЗМУ

Если последний «аграрный» указ Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирован...

Автор: Николай Семена

Если последний «аграрный» указ Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» будет выполнен, и каждый, кому положено, получит участок земли «в натуре», то есть реально вобьет четыре колышка в присутствии землеустроителя и сам решит судьбу своего надела (и это будет значить, что землю реально получили те, кто ее обрабатывает, она превратится в товар, под нее можно будет получить кредит в аграрном банке, который вскоре за этим будет создан). И тогда это будет последним ударом по коммунизму в Украине, крестьяне окончательно поверят новой власти и никакими комбреднями их уже не прельстишь.

Но уже раздаются заявления типа того, что «указ не обозначает ликвидацию КСП». И если победит эта точка зрения, то призрак коммунизма еще долго будет бродить околицами украинских сел, снова «колхозными» полями и лугами, снова будет радоваться голодному мычанию колхозных (извините, каэсповских) коров, тощему урожаю, старой и поломанной технике…

В каком же направлении повернется жизнь на селе?

Село пришло

в движение...

Левые, как известно, держатся за село и за «колхоз», как вошь кожуха. Потому что жизнь там создана уже невыносимая, а значит - это их электорат. Но крестьяне, удерживаемые уверенностью, что земля в любом случае прокормит, не уходят с нее, работают в КСП почти за те же галочки-трудодни, что и когда-то. Кто-то тормозит создание аграрных бирж, видимо, специально для того, чтобы можно было скупать колхозный урожай за бесценок. Подсчитано, что доходы крестьянских хозяйств, реализующих продукцию с полей и ферм, в десять (!) раз меньше доходов переработчиков, посредников, фирм и предприятий, реализующих готовые продукты. Разве же не выгодно и дальше крестьян держать в таком «черном теле»?

Но, с другой стороны, разве нет среди крестьян силы, которая бы решилась покончить с таким положением вещей, соблазнившись остальными девятью десятыми частями прибылей? Видимо нет, раз глава Аграрной партии М.Гладий заявляет, что указ издан не для того, чтобы покончить наконец-то с КСП, не заблуждайтесь и не перекручивайте его смысл!

Разве не парадоксально то, что право частной собственности на землю закреплено в Украине Конституцией, а реально самой земли в частной собственности у сельхозпроизводителей так до сих пор и нет еще? Более того, когда начался разговор об этом, сразу же раздались запретительные возгласы: не троньте КСП! Хотя повод к этому дает и сам указ, содержащий пункт, который предусматривает реформы путем «сохранения, по возможности, целостности хозяйственного использования частными формированиями земли и имущества бывших коллективных сельхозпредприятий на основе аренды земельных долей (паев) и имущественных паев у группы собственников…» И уже этого достаточно, чтобы ушлый чиновник увидел лазейку: ага, значит, сохранить целостность!? И все снова закончится только сменой названия, но не сущности. Ведь если и поделят паи и каждый получит свой, то кто же будет создавать эти частные предприятия на селе? Какой бывший колхозник в силах написать устав, зарегистрировать свое ООО по всем правилам, сможет встать на учет во множестве инспекций, откроет счет в банке? Будем откровенны, это под силу уже далеко не всем крестьянам, а только молодым и грамотным, образованным, которых на селе совсем немного. И, не дай Бог, дело снова возьмут в свои руки чиновники, которые будут среди крестьян проводить «разъяснительную и воспитательную» работу и «за крестьян» станут создавать новые сельхозпредприятия. Село так и останется колхозным, а крестьяне - бесправными. Но есть надежда, что на этот раз так не случится. Село уже пришло в движение…

Что уже сделано?

Вот как обстоят дела в Крыму с выполнением всей серии раньше изданных «аграрных» указов Президента.

Еще 8 августа 1995 года вышел указ «О порядке паевого раздела земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям». По данным постоянного представительства Президента Украины в Крыму, на октябрь 1999 года из 217 КСП паевание земель проведено в 204. Около 160 тысяч граждан получили земельные сертификаты из 190,2 тысячи, которые имеют на это право. И только 1712 граждан пожелали выйти из членов КСП. Всего 820 крымских крестьян получили свой пай в натуре, 576 человек из них стали членами новых коллективных формирований. Хотя по опросам известно, что реформироваться в новые хозяйственные объединения изъявили желание свыше 60 сельхозпредприятий.

Обозначилась и проблема, не учтенная указом: в пяти КСП не могут получить землю в собственность, потому что эта территория попала в двухкилометровую прибрежную зону Черного и Азовского морей, не подлежащую приватизации. А в двенадцати хозяйствах земли еще вообще не распаеваны…

Представительство Президента в Симферополе сегодня завалено письмами, устными жалобами членов сельхозпредприятий, попавших в «бермудский треугольник»: они перестали быть колхозами, но новой внятной формы хозяйствования так и не приобрели. Они пишут, что имущество растаскивается, земля не вспахана или не засеяна, животные не ухожены или уже вырезаны. Права бывших колхозников сплошь нарушаются, землю и свой пай получить не удается - ни законы Украины, ни указы Президента на селе сейчас почти никто не соблюдает - царит произвол.

15 декабря 1998 года был издан указ «О гарантировании защиты экономических интересов и улучшении социального обеспечения крестьян-пенсионеров, имеющих право на земельную долю (пай)». Он был вызван тем, что пожилые крестьяне, получив сертификат на землю, по состоянию здоровья и возрасту просто не могли бы с ней справиться. Документом было установлено, что руководители хозяйств обязаны заключать арендные договоры с такими пенсионерами и выплачивать им арендную плату не менее 0,5% стоимости арендованной земли.

Но и сегодня в Крыму, по данным представительства Президента, заключено 47,6 тысячи таких договоров из почти 79 тысяч крестьян-пенсионеров Крыма, то есть договорами охвачены всего 60,3% крестьян-пенсионеров. По расчетам, за аренду паев им выплачено 559 тыс. грн., выдано 15,9 тыс. тонн зерна и другой сельхозпродукции на сумму свыше 1,3 млн. грн. и оказано услуг на 1,16 млн. грн. По этим данным в среднем на один арендованный пай приходится 170,2 грн. арендной платы, но разница в ее размерах в Крыму большая: от 50 килограммов до 1 тонны зерна. Например, в хозяйствах Бахчисарайского района арендная плата за землю вдвое ниже среднекрымской, а в некоторых хозяйствах она не оплачивается вообще.

В июне 1999 года был издан указ «О дополнительных мерах по удовлетворению потребностей граждан в земельных участках». По данным представительства Президента, органы власти на местах получили 8188 заявлений с просьбой выделить участки, в том числе 4394 заявления от бывших депортированных. Многие заявления лежат уже несколько месяцев, положительные решения приняты только по 2863 заявлениям. В том числе депортированным по этому указу выделен 1691 участок. Практика показывает, что многие заявления на местах просто игнорируются. Так, сотрудник представительства Президента Владимир Артеменко приводит пример: в селе Ленинском 157 крымских татар несколько месяцев требуют земельные участки, а руководители Красногвардейского района уже в декабре отчитываются: желающих получить землю на весь район всего 38 человек. Ситуация между тем накаляется, сельчане грозятся «взяться за вилы»; разбираться приезжала комиссия из Симферополя…

Проблема земли

для депортированных

Член консультационного совета при Президенте Украины по делам депортированных Халил Мустафаев рассказал, что, по его данным, почти половина из возвратившихся в Крым 254 тысяч крымских татар живут в селе (это примерно 90-100 тысяч человек), но паи получили пока только 15 тысяч репатриантов. Причем вопрос о получении земли крымскими татарами не решен в законодательном плане, а поэтому чреват острыми конфликтами, может вызвать необходимость передела земли, а это почти крестьянская война! Так, крымские татары хотя поселились и проживают на территории многих КСП, но устроиться на работу в них, понятно, не могли. Соответственно, по закону им пай не положен. Но как не положен, если это их родная земля, с которой их вывезли насильно, и в свое время именно они ее обрабатывали? По словам Халила Мустафаева, треть крымских татар, возвратившихся на село, являются пенсионерами, которые в свое время трудились на крымской земле, но они тоже сейчас не могут получить землю и сдать ее в аренду КСП, потому что не успели еще в нем поработать.

Он также утверждает, что возможности возвратиться на родину в Крым ожидают еще до 200 тысяч крымских татар, которые также будут стремиться получить землю. Но ведь уже сейчас земли нет, она уже роздана на паи. Очевидно, проблема имеет такую взрывную силу, что может вызвать не только крестьянские междоусобные, но и межнациональные, межрелигиозные, какие хочешь иные конфликты. Сколько войн началось из-за межи!

Пока неизвестно, как эту проблему разрешит власть. Но по мнению Х.Мустафаева, есть два выхода. Первый: чтобы избежать «черного» передела земли в Крыму, необходимо создавать госрезерв земель для депортированных, ведь они будут возвращаться еще несколько (может быть, и десять) лет. Об этом крымские татары говорят властным структурам давно, но пока тщетно.

Второй выход (но он менее надежен!) состоит в том, что многие земли пока находятся в аренде, а срок аренды когда-нибудь да закончится, поэтому уже сейчас надо зарезервировать земли, которые после окончания аренды будут предоставлены репатриантам.

Конфликтные прецеденты по земле в Крыму уже есть. Например, в Цветочном сельсовете Белогорского района 311 крымских татар подали заявления на землю, но столько площадей в резерве сельсовета нет. Чтобы удовлетворить просьбы, участки надо «отрезать» у местного КСП «Украина», с чем (это понятно и без разговора!) не все согласны.

Представитель Президента Украины в Крыму Анатолий Корнейчук согласен с тем, что «нереально проводить передел земли, это может привести к конфликтам». Но как быть в Крыму с его непростой ситуацией?

Между тем, выделение земли под фермерские хозяйства именно крымским татарам, издавна известным своими садоводческими, овощеводческими, словом - сельскими талантами, привело бы к кардинальной разрядке ситуации на полуострове, позволило бы создать высокорентабельные фермерские хозяйства или частные сельхозпредприятия, практически решить проблему занятости среди репатриантов.

А.Корнейчук подчеркнул, что последний указ непременно вызовет противодействие, и главы администраций на местах должны руководствоваться не идеологическими убеждениями (не надо и говорить, что в Крыму в большинстве случаев это коммунисты!), а государственной дисциплиной. Так, депутат-коммунист Верховной Рады Крыма Блинков уже успел написать официальное письмо городскому голове Симферополя, в котором, не стесняясь в выражениях, «дает указание» предупредить заместителей головы, чтобы те «не допускали и мысли о частном праве на землю». Вот вам и указ Президента!

Это революция?

Много раз за последнюю неделю в Крыму обсуждался последний «аграрный» указ, и каждый раз появлялись новые сложности в его воплощении. Главы администраций сельских районов, совещаясь у представителя Президента А.Корнейчука, задались вопросом: кто же будет вести коммунальное хозяйство на селе, если не станет колхозов? Ответ был найден из предыдущего опыта тех регионов, которые активно реформировались и до этого. Для организации коммунального обслуживания на селе создаются сельские коммунхозы как самостоятельные хозрасчетные предприятия, на баланс которым передается все имущество коммунальных служб. Естественно, сельский врач, учитель и все другие жители села теперь вынуждены будут платить за вывоз мусора, за другие коммунальные услуги, чего раньше не было.

Задумались и о том, как быть с долгами бывших КСП? И пришли к выводу, что этот вопрос вообще не урегулирован в законодательном плане. Сомнительно, что вновь создаваемые частные сельхозпредприятия пожелают взять на себя старые колхозные долги. Но кто же должен их заплатить? Кто-то заговорил о том, что государство могло бы и списать сельчанам свои кредиты, как делало это не раз. Но ведь долги бывают разные, и, видимо, с каждым из них нужно будет разбираться отдельно. Но кто будет это делать? Кто уполномочен? Пока никто…

В разговоре о новых частных предприятиях сражу же возник вопрос о том, где же можно будет взять кредиты для организации работы на первых порах? Пришли к выводу, что пока негде. До тех пор, пока не будет сформирована нормальная ипотека, пока не будет нормально функционировать аграрная биржа. Словом, пока на селе не возникнут нормальные экономические отношения. А тогда… Тогда не будет никаких вопросов, но ведь до этого еще дожить надо!

Но сама мысль о том, что сельчане могут, наконец, реально получить землю, вдохновляла всех, с кем бы не приходилось беседовать.