UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСЛЕДНИЙ ГОД БЕЗ КОДА

В нынешнем году Украина должна завершить переход к товарной нумерации на основе штрихового кодирования...

Автор: Валентина Василенко

В нынешнем году Украина должна завершить переход к товарной нумерации на основе штрихового кодирования. С начала 2000-го украинским торговым предприятиям запретят продавать товары без штрихкодов, еще несколько лет назад известных украинскому потребителю в основном благодаря импортным этикеткам. Таким образом, нам предстояло за несколько лет «догнать» цивилизованный мир, где товар без штрихкода автоматически относится к низшему разряду.

Справка «ЗН»

В 2000 году технология штрихкодирования отметит свое 50-летие. Полвека назад в США был получен патент для считывания штрихкода на кассовом терминале. А в 1973-м была принята программа внедрения «Универсальный товарный код» (UPC) для использования товарной нумерации в промышленности и торговле. Особый интерес к кодам UPC в странах Западной Европы привел к созданию в 1977 году Международной ассоциации товарной нумерации - EAN International.

Код несет данные о стране-изготовителе, предприятии и самой продукции.

Штрих

к национальному штриху

Украина вступила в EAN International в 1995 году. Ей был присвоен код с начальными цифрами 482.

Для регистрации субъектов предпринимательской деятельности и присвоения им штрихкодов EAN была создана «ЕАN-Украина». Порядок получения идентификационных кодов регламентирован постановлением Кабинета министров Украины №574 еще в мае 1996 года. Как отмечалось в этом документе, такой шаг должен повысить конкурентоспособность отечественной продукции, особенно в случае ее экспорта. Кроме того, в августе 1996 года приказом МВЭСТорга утверждено положение о штриховом кодировании товаров, согласно которому с 1 июля 1997-го у нас в стране кодами EAN в обязательном порядке должны были маркироваться экспортные и импортные товары, а также товары, на которые заказываются новые этикетки. У потребителей появилась надежда, что штрихкодирование в Украине станет цивилизованной нормой…

Весь 1998 год прошел под знаком обязательного маркирования штрихкодами товаров пищепрома. А с 1 января 1999-го должна была грянуть «всеобщая штрихкодизация», что, естественно, и привело многих товаропроизводителей в состояние, близкое к шоковому. Ведь предстояло выложить денежки на закупку и установку оборудования для маркировки товаров, а любителей выкладывать денежки, как известно, всегда немного. Поэтому решение было пролоббировано и «час Х» отсрочен - обязательный порядок торговли товарами со штрихкодом в рознице перенесен на 1 января 2000 года. (Приказ МВЭСТорга от 6 октября 1998 года «О внесении изменений в Положение о штриховом кодировании»).

Оказалось, что в наши магазины поступает отечественных товаров со штрихкодом всего 20-30%, импортных - 80-90%. Маркировать остальные торговля тоже не в состоянии. Во-первых, потому, что с 1 января 1999 года товары должны были поступать с заводскими штрихкодами. Во-вторых, согласно мировой практике, использование специальных маркировок в розничной торговле эффективно лишь тогда, когда не менее 80% товара поступает от производителя уже со штрихкодом.

«Долой

обязаловку!»

2000 год неумолимо приближается, а с ним и новый отсчет начала «всеобщего кодирования» в Украине. Меньше всего этому радуются промышленники. Хорошие технологии штрихкодирования, как правило, дорогостоящи, а оборотных средств зачастую не хватает даже на зарплату рабочим.

А поскольку в большинстве стран штрихкодирование не является обязательной процедурой (однако предприятиям выгодно вкладывать средства в новые технологии), то, по мнению производственников, принятые на государственном уровне решения об обязательном штрихкодировании не что иное, как прямое вмешательство властных структур в практику предпринимательской деятельности. Внедренный в порядке «обязаловки» штрихкод зачастую расценивается как очередной денежный побор.

О непопулярности штрихкодирования в нашей стране говорят и данные «EAN-Украина». К концу 1998 года ее членами стали всего 1700 фирм и предприятий, причем для части из них вступление в эту организацию носило обязательный характер. Наибольшее количество кодов получили кондитерские фабрики - Харьковская, Одесская и львовская «Світоч», а также киевский завод «Росинка», ЗАО «Оболонь», АО «Фармак», то есть мощные предприятия, ориентирующиеся на освоение новых рынков, экспорт своей продукции.

Основная же масса товаропроизводителей приняла очередную «обязаловку» в штыки. Например, в легкой промышленности, мощности которой, согласно данным Минпромполитики, загружены на 15-20%, перспективы этой технологии достаточно туманны.

По словам председателя правления ОАО «Прилукская чулочная фабрика» Николая Чучука, затраты на штрихкодирование значительно повышают себестоимость. По предварительным данным, общая сумма затрат на введение штрихкодов на весь ассортимент производимой здесь продукции составляет более 21 тысячи гривен - и это при месячной заработной плате коллектива всего лишь 19 тысяч!

Главный инженер луганской фирмы «Грация» Ольга Алексеева считает, что в стране с непредсказуемой экономикой штрихкодирование не сулит особой выгоды, скорее наоборот. А для изделий, которые изготавливаются мелкими партиями и очень быстро изменяются в угоду моде, вообще нет смысла тратить деньги и время на оформление этикеток со штрихкодом.

Солидарен с ними и начальник управления Минпромполитики Украины Александр Бородыня, который подчеркивает, что нигде в мире не существует обязательного порядка применения штрихкодирования. Например, на предприятиях легкой промышленности считают нецелесообразным применение штрихкодов и практически нигде не применяют. В торговой сети решения о применении штрихкодов принимаются на уровне самих предприятий исключительно для внутреннего учета.

Даже при экспорте украинских товаров легкой промышленности фирмы-потребители, как правило, не требуют нанесения на них штрихкодов производителя, и это, по словам А.Бородыни, никоим образом не сказывается на контрактной цене товара. Поэтому запрет на реализацию в розничной торговле товаров без штрихкодов производителей приведет к дополнительным финансовым затратам.

Минпромполитики обратилось в МВЭСТорг с просьбой еще раз рассмотреть необходимость обязательного штрихкодирования и принять соответствующее решение. Только что с этого получится?

Странные

у них привычки…

По данным «EAN-Украина», технологии штрихкодирования в торговле применяются еще реже - всего примерно 150 предприятиями при общем количестве 150 тысяч. Для сравнения: в США - 293 тысячи, Японии - 207 тысяч, во Франции - 22 тысячи.

Представители многих украинских предприятий зачастую весьма туманно представляют себе, что же можно ожидать от внедрения современных технологий, считает Николай Роенко, генеральный директор киевского «Миратеха», одной из ведущих в Украине фирм по внедрению автоматической идентификации товаров.

На фоне крайне низкого платежеспособного спроса населения получать стабильный доход могут только те торговые предприятия, которым удается проводить гибкую ценовую политику. Добиться этого можно снижением издержек за счет грамотно организованного учета и контроля товародвижения внутри магазина. Идеальной базовой технологией в этом случае может служить именно штриховое кодирование в сочетании с соответствующим программным обеспечением. Штрихкод, которым маркирован товар, по сути является не чем иным, как уникальным идентификатором этого товара. Если же продукция поступает без штриховой маркировки (а так зачастую бывает не только в нашей стране), то с помощью специального принтера можно напечатать этикетку с внутренним штрихкодом - кодом, присвоенным магазином по определенным правилам.

В то же время существует ряд областей, где возможность применения штрихкодов не столь очевидна, как в торговле. Например, на производственном предприятии маркировка штрихкодами может производиться не только на складе готовой продукции. Если нанести штрихкоды на отдельные детали, то с помощью лазерных сканеров промышленного исполнения можно автоматически управлять конвейерной линией, отслеживать движения узлов и агрегатов от одного технологического процесса к другому.

Практически весь мировой грузопоток маркируется транспортными этикетками, где кодируются пункты отправки и назначения грузов, вес, вид упаковки, дата отправки и другое, что на порядок повышает эффективность и оперативность сопровождения грузов по всему пути их следования.

Отдельный класс задач - автоматизация документооборота. В этой области применение штрихкодов произвело подлинный переворот. По статистике, технология ручного ввода данных в клавиатуру дает в среднем одну ошибку на тысячу вводимых символов. Технология автоматической идентификации позволяет достичь надежности уровня одной ошибки на 32 млн. считываемых символов, не говоря уж о во много раз отличающихся скоростях обработки. Кстати, фирма «Миратех» сотрудничает со швейцарской фирмой Axiome, производящей аппараты для автоматического считывания нескольких полей с форматных карточек. Скорость обработки - до 7500 документов в час!

А маркировать-то чем?

В принципе, в западных странах штрихкодирование - это многомиллиардный бизнес. Тысячи фирм живут за счет разработки и продажи технологий и соответствующих средств. В Украине пока что только начинают этим заниматься, полагаясь на большую отдачу в будущем.

Естественно, отечественный рынок средств автоматической идентификации смотрится очень бледно. По оценкам экспертов, Украина отстает от развитых стран в лучшем случае лет на десять. А наполняемость этого рынка составляет не более 2%, поэтому сейчас сюда активно продвигаются американские компании Metrоlogic, Eltron, Symbol, Monarch Marking System и другие.

Отечественные фирмы укрепляют свои позиции на рынке уже тем, что, предлагая зарубежную технику, создают готовые решения как для автоматической идентификации товаров, так и для маркетинговой деятельности предприятий. Это уже упомянутая киевская фирма «Миратех», а также ІNТ, львовская «Кодиак».

Что же касается отечественного производства столь необходимого оборудования, то здесь, как водится, все остается на уровне правительственных решений. Еще в 1993 году постановлением Кабинета министров № 180 предприятия обязаны были разработать электронно-кассовые аппараты, весовые комплексы, средства штрихкодирования и организовать их производство до 1996 года. Поскольку бюджетных денег, как всегда, не хватило, многие разработки остались на уровне экспериментальных образцов. Единственный коллектив, который справился с задачей по созданию новой техники,- Львовский научно-опытный институт факсимильно-телефонной аппаратуры. Здесь созданы термотрансферный принтер для печатания этикеток со штрихкодом, а также лазерный принтер с записью на фотопленку для создания высокоточных мастер-фильмов для тиражирования штрихкодовой информации полиграфическим способом.

Что касается электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА), производство которых благословлялось тем же документом, то почти 80% ЭККА не могут работать со сканерами, то есть с технологией штрихкодирования. Производители предлагают модернизировать работающие аппараты, но за счет пользователей.

Правда, последнее время появились и перспективные отечественные аппараты, работающие со штрихкодами: «Мария-2000» криворожской фирмы «Резонанс» и «Славутич ЭКК-Б» Киевского радиозавода…

Микрокомпьютер на этикетке

Если для Украины штрихкод - реалии в большей мере завтрашнего дня, то на международной выставке ScanTech'98 в Париже был отмечен переход к широкому использованию более современных технологий автоматической идентификации, способных в обозримом будущем существенно потеснить штрихкод, например, к технологии радиочастотной на основе интеллектуальных (smart) этикеток. Когда вместо штрихкодовой этикетки (или вместе с ней) используется микрочип, который фактически является микрокомпьютером.

Smart-этикетки способны запоминать и хранить данные на протяжении многих лет. При этом установки для обработки таких этикеток практически мгновенно идентифицируют десятки единиц товаров. Конечно, технология дорогая, одна электронная этикетка стоит около доллара, но пионеры этого рынка утверждают, что в течение ближайших лет можно снизить эту стоимость на порядок.

Уже сейчас smart-этикетками маркируются дорогие товары, автомобили, контейнеры на складах. На чип заносится информация не только о производителе, но также о месте и дате покупки товара, а при желании - даже сведения о его владельце. В таком случае отпадает необходимость выписывания гарантийного талона - он всегда при товаре, а в случае кражи автомобиля упрощается его поиск.

Есть проблески интереса к радиочастотным технологиям и в некоторых отечественных организациях, за ними, конечно, будущее. Но нам хотя бы с обычными штрихкодами разобраться…