Лешек Бальцерович только что оставил кресло председателя Национального банка Польши (НБП). На этой должности его сменил Славомир Скшипек.
Шестилетняя каденция Бальцеровича завершилась 10 января с.г. Автор польской трансформации от коммунизма к рыночной экономике, трижды вице-премьер и министр финансов, а затем — руководитель центрального банка, советник иностранных правительств, экономист и реформатор с мировым именем — такому багажу опыта и достижений можно лишь позавидовать. Впрочем, как это часто случается, труднее всего пророку в своем отечестве. Лешек Бальцерович стал для польских популистов символом вселенского зла, его атаковали и атакуют как левые, так и правые политики, в том числе нынешний и бывший премьеры Ярослав Качиньский и Лешек Миллер.
В океане демагогии, захлестнувшем современную Польшу, центральный банк является островом стабильности и гарантом для иностранных инвесторов. Польская банковская система чувствует себя хорошо, инфляция и процентные ставки считаются одними из самых низких в Европе, а сам НБП снискал высокое общественное доверие. Впрочем, все эти достижения могут теперь стать историей. Новый председатель банка и в то же время — кум братьев Качиньских — не обладает достаточными знаниями и опытом, считают большинство независимых экономистов.
Многие в Польше опасаются, что нацбанком теперь вручную будут рулить склонные к авторитарным решениям братья Качиньские при посредничестве слабого, но лояльного председателя. Опасения небезосновательны, поскольку подобные намерения откровенно высказываются многими властными политиками. «Наконец-то нацбанк будет наш», — потирают руки представители «Самообороны» и партии «Закон и справедливость».
Согласно польской конституции, кандидатура на пост председателя центрального банка вносится в сейм (парламент) президентом. Сейм должен его утвердить подавляющим большинством голосов. Каденция председателя длится шесть лет. В течение этого времени он является независимым от других органов власти. Досрочный отзыв практически невозможен.
Польской монетарной политикой руководит коллегиальный орган — Совет монетарной политики. Он состоит из десяти членов, которых на шестилетний срок назначают президент, сейм и сенат (нижняя и высшая палаты парламента) — каждый по три человека. Десятым членом Совета и вместе с тем его руководителем становится председатель нацбанка. К полномочиям Совета относятся, в частности, ежегодное определение и выполнение целей монетарной политики, определение базовых процентных ставок и принципов проведения операций на открытом рынке, а также размер и порядок создания обязательных резервов коммерческих банков. Кроме того, Совет монетарной политики утверждает финансовый план, а также отчет о деятельности и финансовый отчет национального банка.
«Оставляю центральный банк и всю банковскую систему в хорошем состоянии», — сказал на прощальной пресс-конференции Лешек Бальцерович. Трудно с этим не согласиться. В течение его каденции инфляцию удалось снизить с 11% в 2001 году до 1,5% и стабилизировать ее на этом низком уровне. Вместе с тем базовая процентная ставка НБП уменьшилась в течение того же периода с 19 до 4%, что с учетом инфляции означает реальное снижение на 9 процентных пунктов.
«Эти показатели — одни из самых низких в мире», — отмечает Бальцерович. В подтверждение этого тезиса бывший председатель привел данные Банка международных расчетов в Базеле о реальных процентных ставках в мире. В Польше этот показатель составляет 1,6%, тогда как в США — 3,2, а в Великобритании — 2,2%. «Достичь этого стало возможным благодаря независимости НБП», — подчеркнул г-н Бальцерович, намекая на многочисленные попытки некоторых политических сил эту независимость ограничить.
Другим достижением является реформирование системы управления центральным банком и золотовалютными резервами государства. Улучшилось также обслуживание государственного бюджета и внешнего долга. По словам Лешека Бальцеровича, НБП пытался воплощать в жизнь идею «дешевого и дельного государства». Поэтому было сокращено количество отделений центрального банка и на 30% — количество наемных работников. Расходы на обеспечение деятельности банка сократились на 10%. «Эти деньги остались в бюджете», — напомнил Бальцерович.
Не менее весомой является роль центрального банка в создании современной платежной системы и надзора за ней. НБП первым из центробанков этой части Европы принимает участие в трансъевропейской системе расчетов TARGET. По мнению Бальцеровича, польская банковская система чувствует себя хорошо и не является чересчур консолидированной. Показатель концентрации капитала, который исчисляют как долю пяти крупнейших больших банков во всем сегменте, составляет 45% и потому является одним из самых низких в Европе.
Говоря о состоянии польской банковской системы, нельзя обойти и вопрос электронного банкинга. Этот вид банковских услуг особенно хорошо развился в течение последних лет, а центральный банк создал для этого необходимые условия. Ныне пользование банковским счетом при «посредничестве» Интернета и телефона стало в стране стандартом. За доступ к интернет-счетам банки, как правило, не берут дополнительных платежей. Даже больше — операции при посредничестве Сети вообще освобождаются от оплаты. Стандартом является, например, бесплатное перечисление денег на счета в других банках при помощи Интернета.
Итак, достижений немало. Способен ли новый председатель центрального банка удержать всю эту систему в надежном состоянии? Многие инвесторы и аналитики в этом сомневаются. В период, пока продолжались политические игры вокруг избрания Славомира Скшипека, а также после его утверждения злотый несколько потерял в весе, а главные индексы Варшавской биржи упали.
Не добавило престижа Польше и то, что нового председателя утвердили в последний миг — поздним вечером в последний день пребывания Лешека Бальцеровича в должности. В большинстве цивилизованных стран кандидатуру руководителя центрального банка определяют и обсуждают за несколько месяцев, дабы не дестабилизировать рынок. Однако в Польше еще в середине декабря никто не знал, кого предложит президент.
Когда появилась фамилия Скшипека, первой реакцией аналитиков было смятение. Все бросились изучать публикации никому не известного кандидата, чтобы ознакомиться с его экономическими взглядами. Впрочем, так и не ознакомились. Оказалось, что Скшипек обладает довольно невысокой квалификацией, чтобы стать руководителем столь важного института. Критикуют нового председателя за многое — и за отсутствие финансового образования, и за нехватку опыта, многочисленные ошибки во время работы на предыдущих должностях, нерешительность...
Но больше всего возмущает независимых аналитиков то, что Скшипек — это чисто политическая фигура, кум братьев Качиньских, которые даже не скрывают, что нацбанк является их очередным «форпостом» на пути к еще большей власти. «Неужели у нас нет выдающихся экономистов, чтобы нужно было приглашать на эту должность выпускника политехнического института?» — риторически вопрошают оппозиционные политики.
Славомир Скшипек закончил Силезскую политехнику в Гливице. Финансовую подготовку получил во время последипломной учебы в Краковской экономической академии по специальности «Управление активами и пассивами в польской банковской системе». Прошел также последипломную юридическую учебу в Силезском университете в Катовице. Потом при содействии Ярослава Качиньского прослушал университетский курс в Висконсинском университете в США, который со временем был нострифицирован в престижной «Школе головной торговой» в Варшаве.
Профессиональная карьера нового председателя НБП тесно связана с личностями Ярослава и Леха Качиньских. В начале 90-х годов главный банкир был активистом тогдашней партии известнейших польских близнецов — «Согласие центра». Благодаря Качиньским Скшипек получил должность в Бюро национальной безопасности при президенте Валенсе, попал в Высшую контрольную палату, а со временем — в Варшавскую мэрию. До своего назначения в нацбанк пан Славомир был вице-председателем и и.о. председателя полугосударственного банка PKO BP (главного совладельца «Кредобанк-Украина»), а до того работал в управлении Почтового банка.
В ходе слушаний в парламенте Славомир Скшипек избегал ответов на вопросы депутатов о своих взглядах на курсовую и монетарную политику и функционирование банка. Представители оппозиции усматривают в этом нехватку компетентности, однако вместе с тем подчеркивают, что новый председатель быстро учится и готов выслушать хорошие советы экспертов.
Отвечая на вопрос о перспективах перехода Польши на евро, Скшипек ответил, что «это произойдет тогда, когда Польше это будет выгодно».
Предполагается, что вступление страны в зону евро станет главной миссией нового председателя банка и вместе с тем — серьезным вызовом для него.
Следует отметить, что кандидатура Скшипека изначально была предметом внутрикоалиционных споров. Для властной партии «Закон и справедливость» нацбанк является очередной крепостью, которую необходимо взять. Ярослав Качиньский, а также вице-премьеры Анджей Леппер и Роман Гертых публично высказывались в том смысле, что независимость центрального банка для них недопустима. Звучат даже предложения ликвидировать Совет монетарной политики и вернуться к единоличному управлению банком.
В обмен на поддержку президентского кандидата коалиционные партнеры потребовали новых должностей в государственных учреждениях. Дебаты вокруг того, поддерживать ли назначение Скшипека, на какое-то время превратились в открытые должностные торги. Больше всего хотела получить коалиционная Лига польских семей (ее лидеры требовали большего влияния на общественное телевидение), и до последнего момента не было известно, поддержит ли она кандидатуру нового председателя НБП. Однако и договорились, и поддержали...
Вот в такой далеко не самой лучшей атмосфере начинается новая эпоха в экономической жизни Польши. Однако как себя в конце концов проявит новый глава банка, сказать пока трудно.