UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСЕЯЛИ… А ЧТО ПОЖНЕМ

Не только в Одессе, где хлеб резко подорожал, но и в Николаеве, где этого не допустили, в местной прессе разгорелись дискуссии...

Автор: Надежда Федотко

Не только в Одессе, где хлеб резко подорожал, но и в Николаеве, где этого не допустили, в местной прессе разгорелись дискуссии. Искали ответ на непростой вопрос: почему ценовая непрогнозируемость коснулась самого основного продукта питания?

Впрочем, в Николаеве булки и мелкая сдоба все-таки подорожали, цены же на основную продукцию крупных хлебозаводов остались стабильными. Да и то потому, что местная власть, учтя чужие ошибки, предприняла ряд мер, которые в среде хлебопеков популярными не назовешь. После одного из совещаний с участием представителей государственной акционерной компании «Хлеб Украины» и руководителей предприятий хлебопекарской промышленности было достигнуто соглашение, согласно которому два крупнейших завода в течение мая-августа (то есть до нового урожая) сохранят стабильные цены на свою продукцию даже при том, что будут вынуждены работать с нулевой рентабельностью.

В свою очередь Николаевская облгосадминистрация, использовав имеющиеся резервы муки, обеспечила ее поставки сговорчивым хлебопекам по ценам, достаточным для сохранения нынешней стоимости хлеба.

Конечно же, мелкие частные предприятия, частные торговцы очень даже были не против использовать любой повод, чтобы взвинтить цены. Но поскольку на этом рынке конкуренция довольно острая, то ясно, что основной покупатель предпочел хлеб по стабильным ценам. Впрочем, хлебный ажиотаж, даже временный, не минул бесследно. Напряжение на хлебном рынке остается.

Все понимают, что ситуация на рынке готового хлеба - вещь не случайная и связана с тем, что государство, хотя и имеет вполне государственную компанию «Хлеб Украины», упустило контроль за тем, сколько хлеба и по какой цене вывозилось из Украины. Ясно одно: этот баланс в отсутствие государственного заказа на хлеб был нарушен, и посему хватило незначительного повода, чтобы вызвать нестабильность на хлебном рынке.

Майские заморозки, из-за которых погибла некоторая часть посеянного, явились скорее поводом, нежели причиной хлебного ажиотажа. Потери урожая от заморозков не столь катастрофичны, как порой изображается. Они вполне сопоставимы с недосевом озимых культур осенью и ранних зерновых весной вследствие перебоев с горючим и недостаточной технической оснащенностью ряда хозяйств и целых районов.

Особенности нынешнего сельскохозяйственного сезона побуждают уделить предстоящей жатве особое внимание. Уж очень неровно складывалась ситуация как осенью, так и весной.

Осенью, несмотря на сложную ситуацию с горючим, удалось засеять озимыми значительные площади, а позже удобрить их. И сейчас на четырехстах с лишним тысячах гектаров зреет хороший урожай. Сложнее с яровыми. Здесь вмешались заморозки, уничтожив 13 тысяч гектаров посеянного ячменя. И хотя его на этих площадях пересеяли, много времени и средств было потеряно, и на втором этапе весенних операций темпы работ снизились. Были недели, когда из-за нехватки горючего в области не работала техника 150-180 сельхозпредприятий. Такая же беда постигла и машинно-технологические станции (МТС), где в «горячее» время простаивало 100 новых тракторов.

Ясное дело, что без такого «довеска», как яровые культуры, весомого урожая зерна не собрать. Поэтому местные власти пошли на неординарные меры. По предложению специалистов облгосадминистрации, для полноценного урожая яровых зерновых культур необходимо закупить дизельного горючего, запчастей, средств защиты растений на 10 миллионов грн. На сессии областного Совета было принято решение внести соответствующие изменения и дополнения в доходную и расходную части областного бюджета. Здесь же утвердили и схему расчетов сельхозпредприятий за этот своеобразный бюджетный кредит. Принятые меры дали возможность всерьез говорить о валовом сборе зерна в 1,7 миллиона тонн.

Тревожные сигналы, поступающие из хлебных магазинов, побудили к еще одной коррективе, обещающей прибавку к валовому сбору зерна. Поскольку погодные условия поспособствовали хорошей выгонке зеленых кормов, в области решили перевести из фуражной в зерновую группу пять тысяч гектаров озимой ржи. Таким образом можно доплюсовать еще 75-100 тысяч тонн зерна.

После возникла новая сложная проблема: как убрать и дать толк всему выращенному? Ведь напряжение на жатве наблюдалось и в прошлом году, когда урожай был и вовсе невысок. Нынче же прогнозы свидетельствуют, что хлебная масса, в расчете на гектар, ввиду своей высокорослости будет не менее чем в два раза больше прошлогодней, и «взять» такой значительный урожай без потерь будет очень сложно. Ведь уборочной техники не только не прибавилось, а и уменьшилось. Работающие по восемь-десять, а то и больше лет зерновые комбайны выходят из строя, и тех запчастей, которые выделены на средства из бюджета, хватит лишь, чтобы поддерживать на ходу более «молодые» агрегаты.

По всем расчетам, жатва будет наиболее сложным периодом сельскохозяйственного календаря. Всего в ней примут участие 1990 комбайнов, имеющихся в сельском хозяйстве области. При этом нагрузка на каждый из них составит более 300 гектаров. А это, нелишне заметить, в три раза больше, чем оптимальный вариант. В отдельных районах такая нагрузка еще больше: в Вознесенском - 490 гектаров, Еланецком - 400, в Очаковском - 390, Березанском - 350. Если рассчитывать только на имеющуюся технику, то, даже если она будет исправна, жатва затянется на месяц и более и значительная часть урожая будет потеряна.

Однако в области заблаговременно разработали стратегию и тактику жатвы, которая позволит собрать урожай за 15 рабочих дней. Прежде всего, решено на полную силу использовать МТС и мехотряды, где сконцентрировано 190 высокопроизводительных комбайнов зарубежных фирм, а также привлечь из соседних районов еще не менее 170 таких комбайнов.

Но чтобы каждое сельхозпредприятие, трезво учтя свои возможности, заключило договора на привлечение техники, заблаговременно приняло систему расчетов за выполненные работы, предстоит провести большую работу.

Вопрос оплаты довольно непростой - и в экономическом, и в психологическом аспекте. Опыт прошлых лет показывает, что разнобой в оплате в разных сельхозпредприятиях приводил даже к тому, что в ряде хозяйств урожай был потерян на корню: из-за неисправной техники местные механизаторы не смогли его убрать собственными силами, а привлечение техники и людей со стороны встречали в штыки.

Чтобы подобного не случилось во время нынешней жатвы, наиболее опытные специалисты разработали четкие рекомендации по взаиморасчету за участие «пришлой» техники в уборке урожая. Некоторые положения их заслуживают внимания. Во-первых, решено, что расчеты должны вестись той продукцией, которую привлеченные убирают: если ячмень - ячменем, если пшеница - пшеницей и т.д.

Скажем, такие КСП, как «Гурьевское» Новоодесского района, «Нива» Новобугского, «Ольвия» Очаковского, хотя и имеют по 2, 3, 5 тысяч гектаров посевов зерновых культур и урожай вырастили отменный, их ресурсы вполне позволяют справиться с жатвой своими силами. В этих хозяйствах и комбайны отремонтированы, и горючее запасено до конца сельскохозяйственного сезона. И вполне обоснованно они готовятся помочь соседям.

Большинству же сельхозпредприятий необходима помощь со стороны. Есть немало и таких КСП, которые, по существу, уже лишились собственной уборочной техники и им придется целиком ориентироваться на МТС и привлеченные мехотряды.

И еще одна деталь. Учитывая перепады температуры и вследствие значительного разброса в сроках сева, специалисты прогнозируют разрыв в созревании хлебов в разных зонах и даже хозяйствах. А это означает, что в ходе нынешней жатвы будут широкие возможности для маневра техникой не только в масштабах хозяйств отдельных районов и области, но и в масштабах всей страны. Использование таких открывающихся перспектив - одна из возможностей компенсировать нехватку уборочной техники, других ресурсов.