Подбирая материал для этой статьи, я обнаружил в архиве любопытную газетную заметку о том, что запорожский завод «Весна» изменил профиль деятельности, занявшись выпуском тротуарной плитки. Возможно, она бы и не привлекла к себе внимания - событие-то по нынешним меркам вполне заурядное, - если бы не вызывающая бравада заголовка: «Вместо магнитофонов - плитка. А что?». Да так, ничего, собственно. Просто, сколько живу, все не перестаю удивляться странному свойству отдельных натур возводить явные признаки неполноценности в степень добродетели. Ведь не у дел оказалось не одно запорожское предприятие, а десятки, целая отрасль, определявшая в недалеком прошлом научно-технический потенциал страны.
Лет семь назад в Запорожье мне показывали опытные образцы магнитофонов, которые по своим техническим параметрам не только составляли конкуренцию, но и давали фору нынешним аналогам зарубежного ауди-ширпотреба. Однако потребитель о них так и не узнал - созданное на базе «Весны» украинско-китайское СП вместо магнитофонов занялось выпуском портативных черно-белых телевизоров. Прогресс, казалось бы, налицо, ведь раньше в Запорожье такую аппаратуру не производили. Правда, два обстоятельства вызывали некоторое сомнение. Во-первых, процесс сотрудничества ограничивался «отверточной» технологией. А во-вторых, середина 90-х была далеко не лучшим временем для завоевания потребительских симпатий продукцией вчерашнего дня. Поэтому довольно скоро получили вполне закономерный результат - специалисты-электронщики вынуждены были переквалифицироваться в дорожников. А тем временем отечественный рынок основательно заполнила импортная электроника, дав серьезный повод для беспокойства о судьбе собственного производителя.
Не мудрствуя лукаво, отечественную радиоэлектронику принялись спасать нехитрым способом - увеличили пошлины на ввоз готовой аппаратуры, тем самым вынуждая инофирмы создавать сборочные производства у нас. Вроде бы все логично - коль неспособны конкурировать своей продукцией, набьем сначала руку на зарубежных разработках, а там, глядишь, со временем и сами научимся работать не хуже Sony или Panasonic. Удалось же странам Азии именно так «выйти в люди» и заставить мир с собой считаться. Но означает ли это, что испробованная схема непременно должна и нам обеспечить успех? Ведь слепо копировать чужой опыт - это все равно, что модничать в костюме с чужого плеча. Теоретически он, конечно, может оказаться как влитой, а вот на практике того и гляди - либо по швам разойдется, либо будет висеть, как на пугале. Да и нужны ли подобные эксперименты вообще, коль собственный гардероб не такой уже и бедный? Это я к тому, что если нашим нынешним импортерам пришлось создавать электронную промышленность практически на голом месте, с нуля, то в Украине производственный потенциал имеется. Не спорю, во многом он несовершенен, порой - существенно отстает на фоне общемировых достижений. Но это же еще не повод для того, чтобы делать вид, будто его вовсе не существует. Честно говоря, мне не доводилось встречать оригиналов, пытавшихся построить дом, одновременно разрушая его основу. Неужели на радиоэлектронику это правило не распространяется?
В конце пятидесятых, когда даже о признаках «азиатского чуда» не было и речи, на Днепровском титано-магниевом заводе (с 1970-го - Запорожском титано-магниевом комбинате - ЗТМК) уже было налажено производство полупроводникового германия и кремния. В 1962 году введено в действие предприятие по выпуску полупроводниковых материалов в Светловодске, а два года спустя - если не самый крупный, то уж точно второй по величине в Европе цех по производству полупроводникового кремния на Запорожском титано-магниевом. С пуском в 1980 году в Волновахе Донецкого химико-металлургического завода (ДХМЗ), специализировавшегося на изготовлении поликристаллического кремния, появились все основания утверждать, что в Украине начал действовать мощный комплекс по выпуску полупроводниковых материалов. И это вовсе не преувеличение, поскольку уже в конце 80-х годов Украина в составе СССР производила 100% монокристаллического германия, 70% поли- и порядка 55% - монокристаллического кремния. Качество и себестоимость материалов были вполне конкурентоспособны по сравнению с аналогичной продукцией зарубежных фирм.
Ведущая роль в этом комплексе принадлежала Запорожскому комбинату, который лишь в силу традиции носил название титано-магниевого. В действительности же удельный вес выпуска полупроводников составлял 80% объема товарной продукции ЗТМК, обеспечивая рентабельность предприятия в целом. На комбинате были сосредоточены полные технологические циклы по выпуску германия и кремния, в том числе единственное в Союзе производство трихлорсилана - основного сырьевого материала для изготовления кремния. Но, как оказалось впоследствии, столь уникальные преимущества в определенных условиях могут стать наиболее уязвимым местом.
С наступлением конверсии внутренний спрос на полупроводниковые материалы начал резко идти на убыль, поскольку потребности основного заказчика - ВПК стремительно сокращались, а производители гражданской аппаратуры не смогли нарастить объемы из-за жесткого прессинга зарубежных конкурентов, заполонивших страну своей продукцией. Но невостребованность полупроводниковых материалов на внутреннем рынке вовсе не означает, что они вообще никому не нужны. Захлестнувший мир электронный бум ежегодно повышает спрос на них не менее чем на 15%. Поэтому не случайно ЗТМК стал активно пробиваться на зарубежные рынки. Для повышения экспортного потенциала своей продукции на предприятии занялись коренной перестройкой производства, разработками и закупками современного оборудования, параллельно ведя переговоры с инофирмами о долгосрочном сотрудничестве. Однако со сменой руководства в сентябре 1993 года экономическая политика на ЗТМК приобрела совершенно иную направленность. Каковыми оказались последствия, в «Зеркале недели» уже довольно подробно рассматривались в статье «Титановые хлопоты, полупроводниковый интерес» (№ 22, 1998 г.). Напомню лишь, что прежняя стратегия развития комбината была признана нецелесообразной, а взамен нее начала упорно насаждаться мысль о том, что без помощи государства ЗТМК не выживет.
Это утверждение подкреплялось весомыми аргументами. Уже к концу года были остановлены производства титановой губки, а на кремниевой площадке - эпитаксиальных структур и КСДИ (кремниевых структур с диэлектрической изоляцией). В 1997 году ЗТМК прекращает выпуск трихлорсилана и поликристаллического кремния, а во втором квартале 1998-го - монокристаллического кремния. Это крайне негативно сказалось на работе предприятий-смежников. Лишившись поставок запорожского трихлорсилана, в конце 1997 года вынужден был прекратить производство поликристаллического кремния Донецкий химико-металлургический завод. К слову, сейчас он практически обанкротился. Не получая поликристаллического кремния ни от ЗТМК, ни от ДХМЗ, остановился завод чистых металлов в Светловодске (подробнее см. «Легко ли не стать достопримечательностью?» - «ЗН», № 45, 1998 г.). Словом, производство полупроводников в Украине оказалось парализованным.
В настоящее время в отрасли действующими остаются лишь два производства - монокристаллического германия на ЗТМК и монокристаллического кремния на АО «Чистые металлы». Первое, по данным из разных источников, сократило объемы выпуска продукции в 80 (или даже в 120) раз по сравнению с имеющимися мощностями. Завод в Светловодске работает исключительно на зарубежном давальческом сырье. В целом по стране объемы производства монокристаллического кремния уменьшились в 5,5 раза, поликристаллический кремний не выпускается вообще. В денежном выражении валовой объем производства украинских полупроводников не превышает 4 млн. долларов, тогда как, по самым скромным подсчетам, к началу 90-х он составлял 250 млн. долларов. Может быть, это сопоставление кому-то покажется некорректным. Как-никак, экономика страны нынче переживает далеко не лучшие времена, нельзя же не учитывать влияния объективных обстоятельств… Что ж, резонно. Однако интересно бы знать, откуда же берутся эти «обстоятельства» - с неба падают или от сырости возникают? Наконец, что обозначает сам термин «объективные обстоятельства»?
Когда в середине 90-х из-за землетрясения в Японии был остановлен громадный завод по выпуску поликристаллического кремния - это, я понимаю, объективное обстоятельство. Можно даже считать, что для страны, являющейся лидером в электронном производстве, оно приобрело масштабы трагедии. Поэтому, обратившись к украинским производителям полупроводников, японцы без лишних слов вынуждены были согласиться и на предоплату, и на цену, которая процентов на 40-50 превышала мировую. А для Украины это обстоятельство было поистине подарком судьбы. Ведь на ЗТМК гуляли мощности по производству трихлорсилана, а ДХМЗ маялся из-за отсутствия покупателей поликристаллического кремния. Казалось бы, включайтесь в работу - и около 15 млн. долларов прибыли от реализации контракта, считай, в кармане.
Включились, но своеобразно. Вместо того чтобы сосредоточить выпуск трихлорсилана в Запорожье, а поликристаллического кремния - в Волновахе, часть предоплаты стали тратить на восстановление производства кремния на ЗТМК. И хотя своего добились, но, как и следовало ожидать, себестоимость запорожской продукции оказалась значительно выше, чем волновахской, где оборудование было новее и производительнее. В итоге и прибыли получили в три раза меньше, чем могли, и на зарубежном рынке не закрепились. Оценив итоги сотрудничества, японцы отдали предпочтение строительству нового завода по выпуску поликристаллического кремния в Соединенных Штатах. А отечественные предприятия остались, что называется, при своих убогих интересах - заработанные деньги быстро разошлись, их не удосужились использовать не то что на усовершенствование технологических процессов, но даже на запуск ранее приобретенного ЗТМК оборудования, которое бездействует и по сей день. С тех пор производство поликристаллического кремния в стране прекращено полностью.
Данный пример наглядно свидетельствует о необходимости хотя бы проанализировать предложения группы специалистов по выводу отечественных производств полупроводниковых материалов из кризиса. Суть их прежде всего заключается в реструктуризации Запорожского титано-магниевого комбината, который включает в себя три технологически автономных производства - титановой губки, кремния и германия. В кооперации с Донецким химико-металлургическим заводом и АО «Чистые металлы» это, в частности, позволило бы создать мощный комплекс по выпуску полупроводниковых материалов, без которого о возрождении отечественной радиоэлектроники нечего и помышлять. Но и по сей день как на министерском, так и на правительственном уровне данную схему попросту игнорируют. Правда, в июле 1996 года увидело свет распоряжение Кабмина о реструктуризации государственных предприятий. В их числе значился и Запорожский титано-магниевый. Однако в силу неизвестных причин структура комбината сохранила статус-кво. Возможно, из-за того, что перспектива реструктуризации ЗТМК воспринимается в Запорожье не иначе как происки недоброжелателей, стремящихся развалить предприятие.
На каком основании перспектива окончательного краха предприятия как единого целого оказывается предпочтительнее шанса хотя бы одного из производств выжить, понять невозможно, остается только догадываться. По крайней мере, за истекшие пять лет иной реальной альтернативы так никто и не предложил, несмотря на обилие речей о бедственном положении экономики. Жаль только, что на деле забота о ней выглядит, по меньшей мере, странно.
Когда из уст высокопоставленных чиновников звучат преисполненные скорби размышления о том, что Украина безнадежно отстала в электронной сфере, у меня уже не возникает желание ссылаться на примеры Сингапура, Таиланда, Индонезии или Китая. Откровенно говоря, просто обидно за страну, где впервые в континентальной Европе была создана электронно-вычислительная машина и которой приносили мировую славу достижения академиков Глушкова и Лебедева даже в те времена, когда кибернетика считалась лженаукой. Невольно вспоминаешь слова Гоголя, определившие две беды, неустанно преследующие нашу землю. Думаю, Николай Васильевич вовсе не без умысла упомянул о них в определенной последовательности, тем самым, подсказывая потомкам способ избавления от напастей. Однако у нас, в лучшем случае, отдают предпочтение обустройству дорог…