Принят бюджет на 2002 год, внесены изменения в налоговую систему — такими были первые шаги на пути настоящего, а не декларативного хозяйствования нового польского правительства, созданного коалицией левых партий — Союза левых демократов, Союза труда и Польской народной партии. Во время презентации проекта бюджета сейму и министр финансов Марек Белька, и премьер-министр Лешек Миллер признавали, что его реализация потребует от общества очередных отречений и «затягивания поясов», но, учитывая сложившуюся в экономике страны ситуацию, этот бюджет является «возвращением к реальности».
Итак, доходы будущего бюджета Польши должны достичь 144 млрд. злотых (примерно 36 млрд. долл.), а расходы — 184 млрд. зл. (46 млрд. долл.). Соответственно дефицит бюджета — 10 млрд. долл. Правительство также планирует, что средняя годовая инфляция удержится на уровне 4,5%, а валовой национальный доход вырастет всего на 1%.
Предвыборные обещания быстро забываются
«Возвращение к реальности» каждый может истолковать по-своему. Версия левых почти полностью построена на обвинениях предшественников. В ходе практически всей подготовки проекта бюджета-2002 новое правительство во главе с премьером избегало какой-либо конкретики экономического характера, зато щедро информировало СМИ о «катастрофе» публичных финансов, надвигающейся на страну вследствие четырехлетнего правления правых вместе с либералами. Нужно сказать, что подобная тактика несколько повлияла на общественное мнение — от ожидания лучшего оно скатилось к обеспокоенности «только бы не хуже». Кульминацией стала презентация бюджета, когда вице-премьер и министр финансов Марек Белька заявил: «То, что делало правительство Ежи Бузека, было, как веселье на «Титанике». Но мы обойдем эту ледяную гору, и катастрофы не случится». Теперь же рядовой польский гражданин должен быть благодарен не за улучшение жизни, которое ему обещали перед выборами, а за то, что избежали «катастрофы». В такие моменты происходит еще одно «возвращение к реальности» — теперь уже для бывшего избирателя.
О кризисе публичных финансов в Польше стало известно еще накануне сентябрьских парламентских выборов. Тогда левые партии использовали эту ситуацию для сокрушительной критики своих оппонентов из правой правящей коалиции. С одной стороны, обвиняли ее во всех грехах, с другой — обещали, что «как только мы придем к власти, все сразу изменится к лучшему». Не уточняли, правда, каким образом этого достигнут. Да и не могли. Экономисты еще тогда предупреждали, что в ситуации, когда 60% бюджетных расходов составляют защищенные статьи, а возможный дефицит бюджета необходимо сократить с 20 млрд. долл. до хотя бы 10 млрд., никакому правительству не под силу избежать непопулярных решений.
Возможно, левые кандидаты надеялись, что ситуация на самом деле не столь уж и сложна, а посему им удастся по крайней мере сохранить хорошую мину при плохой игре. Но первые же их решения в финансово-налоговой сфере показали — не удастся.
Приумножение
путем «замораживания»
Первые же действия правительства пресса назвала «залезанием в карманы гражданина». Так сурово были оценены, в частности, несколько пунктов правительственной программы экономии, непосредственно касавшиеся многих людей. К таким пунктам относятся «замораживание» налоговых порогов и зарплат в бюджетной сфере. Замораживание уровня зарплат бюджетникам при прогнозируемой, хоть и невысокой, инфляции означает уменьшение реальных денег в их кошельках. Чтобы сгладить неприятное впечатление от этого решения, правительство начало «замораживание» с себя — с государственных чиновников высшего уровня и парламентариев.
Однако много ли стоит этот «личный пример», когда речь идет не об элитных, а раз в 10—20 меньших зарплатах? Особо обиженными могут чувствовать себя учителя и медсестры — 2000-й год прошел под знаком их резких протестов против правительства Ежи Бузека, за повышение зарплат. Находясь тогда в оппозиции, левые привлекли на свою сторону учителей тем, что провели в парламенте довольно дорогой для бюджета законопроект об «учительской карте», которая должна была бы обеспечить постепенное повышение зарплаты учителям за выслугу лет. Теперь же новое правительство заморозило уровень жалованья, а следовательно, и «учительскую карту» отложили до лучших времен. В сходной ситуации оказались и медсестры, отвоевавшие у прежнего правительства повышение жалованья на 200 злотых (примерно 50 долл.) и голосовавшие за левых в надежде получить что-то еще. Получили же «замораживание» и уже успели заявить, что приобретенный в прошлом году опыт борьбы за свои права будет использован против нового кабинета.
Еще одним «замораживанием», теперь уже налоговых порогов, правительство решило «ощипать» работников небюджетной сферы — там, где жалованье индексируют в соответствии с инфляцией. Поляки платят налоги в соответствии со своим годовым доходом по трем ставкам: 19%, когда сумма не превышает 37 024 зл. (9250 долл.), 30% — до 74 048 зл. (18 500 долл.) и 40% — свыше 74 078 зл. Следовательно, получая очередное «повышение», которое на самом деле будет всего лишь «выравниванием», часть работников частных предприятий автоматически попадет под более высокую налоговую ставку. По предварительным подсчетам, это изменение может коснуться от 2 до 4% налогоплательщиков и принести в бюджет дополнительно 650 млн. зл. (более 160 млн. долл.). Кроме этого, правительство также решило облагать прежде освобожденные от налогов «товарные боны» и материальные подарки, которые работники частных предприятий, в частности торговых сетей, получали к праздникам в качестве своеобразных премий. В обновленной системе налогообложения суммы, которые предприятия перечисляли за наем жилья для сотрудников, уже не освобождаются от налогообложения. Все это вместе должно дать бюджету более 170 млн. долл.
Очередное болезненное для граждан нововведение — это 20-процентное налогообложение доходов от сбережений. На самом же деле, по прогнозам специалистов банковской сферы, учитывая планируемый уровень инфляции, в налоги будет уходить треть процентных сумм, начисленных банками на вклады клиентов. В результате правительство «заработает» еще 2 млрд. зл., то есть где-то полмиллиарда долларов.
Одно из забытых теперь обещаний касалось малого и среднего бизнеса, развитие которого левые называли одним из своих приоритетов. Так, неожиданный удар нанесен по строительному сектору — одному из самых развитых в польской экономике. В подписанном в начале октября коалиционном соглашении, давшем возможность сформировать правительство большинства, черным по белому был записан пункт об «удержании НДС на существующем уровне на продукты, средства для производства сельскохозяйственной продукции и строительные материалы до конца 2002 года». И уже в представленном 21 ноября проекте бюджета появились предложения повысить НДС на стройматериалы с 7 до 22% и ввести 22-процентный налог на продажу готовых квартир с начала следующего года. Еще раньше правительство отменило «большую строительную льготу», предоставлявшуюся при покупке земли под строительство и значительных инвестиционных проектах. По прогнозам руководителей строительных фирм, все эти изменения приведут к удорожанию жилья на 15—30% и могут иметь крайне отрицательные последствия для строительного сектора экономики.
Азартные игры
с государством
Зная, что среди левого электората зажиточных людей не так уж и много, лидеры правящей коалиции и представители правительства активно используют традиционную риторику, чтобы оправдать свои непопулярные шаги, — дескать, изменения в налоговой системе ударят прежде всего по богатым и не затронут бедных. Например, оправдываясь за налогообложение доходов от сбережений, министр финансов ссылался на социологические опросы, согласно которым 66% граждан Польши таких сбережений вообще не имеют. Г-н министр утверждает также, что в подавляющем большинстве случаев суммы на черный день составляют несколько тысяч злотых — следовательно, потеря будет практически незаметной. То есть целью правительства были богатые! Но именно здесь намерениям, пожалуй, не суждено сбыться.
С момента, когда эти планы стали известны средствам массовой информации, большинство банков и инвестиционных фондов предложили своим клиентам различные способы уклонения от будущего налогообложения. В частности, открытие особых долгосрочных счетов или инвестирование в ценные бумаги — облигации госзайма и т.д. Всем, кто успеет открыть подобные счета или инвестировать средства до 1 декабря (начало действия новой системы налогообложения), удастся избежать 20-процентного налога. Эти предложения банков и инвестфондов так пришлись по душе состоятельным полякам, что в течение нескольких недель в большинство этих учреждений стояли очереди, а некоторые банки даже сделали субботу и воскресенье рабочими днями.
Конечно же, инвестировать свои деньги в долгосрочные облигации или перевести их на счета, которые останутся нетронутыми в течение пяти–десяти лет, могут себе позволить только самые богатые. Посему фискальные органы доберутся лишь до тех, кто в самом деле хранил в банке по несколько тысяч.
Министр финансов сперва даже обиделся на банки за то, что они разрушили его намерение ввести в рыночную экономику элементы планирования, и даже публично сравнил поведение банков с поведением харцеров (пионеров). Но перед харцерами министру пришлось извиниться, а банкиров это не тронуло, поскольку смыслом их существования является выгода клиентов, а не реализация правительственных планов.
Еще менее убедительно объяснение, что налогообложение товарных бонов для сотрудников призвано ударить по торговой сети. Почувствуют ли эту меру торговые работники, подводя годовые балансы, еще вилами по воде писано, а то, что владельцы гипермаркетов будут менее щедро раздавать праздничные подарки, рядовые сотрудники убедятся уже в скором времени. Аргументы же в пользу повышения стоимости жилья вообще никого не интересуют, ведь кому хочется платить больше? И сегодня никто не берется прогнозировать, заработает ли правительство на НДС от продажи новых квартир или потеряет на сокращении рынка жилья и строительства вообще.
Вот таким грустным получается «возвращение к реальности». В коалиционном соглашении отмечалось, что «в 2002 году действия правительства будут сконцентрированы на реализации такого плана, который станет основой будущего улучшения условий жизни польских семей». Однако насколько далеко это будущее? На днях Марек Белька признал еще один факт: «Нам не удастся сдержать тенденцию к росту безработицы». И это тоже не прибавляет полякам оптимизма.
Крупнейшая польская ежедневная «Газета выборча» подсчитала, что когда правительство планирует за счет своих граждан увеличить доходы бюджета на 4,3 млрд. зл., это означает, что рядовому налогоплательщику придется выложить из своего кармана на 180 зл. (45 долл.) больше, чем если бы никаких изменений не было. Вопрос лишь в том, захочет ли этот неидентифицированный «рядовой налогоплательщик» профинансировать «ремонт экономики», объявленный новым кабинетом. Если верить социологическим исследованиям, более половины опрошенных не соглашаются на личные отречения ради этого.