UA / RU
Поддержать ZN.ua

Польская экономика в период кризиса и ее дальнейшие перспективы

Польская экономика на удивление хорошо функционирует в условиях мирового экономического кризиса, несмотря на то, что, как и другие страны, испытывает сильное влияние кризисных явлений на отдельные процессы...

Автор: Павел Гембски

Польская экономика на удивление хорошо функционирует в условиях мирового экономического кризиса, несмотря на то, что, как и другие страны, испытывает сильное влияние кризисных явлений на отдельные процессы. В течение всего 2008 года в Польше были зафиксированы высокие темпы экономического роста, хотя в первом полугодии 2008-го это не было уникальным явлением среди стран — членов Евросоюза: более высокий, чем в Польше (6,4%), рост в первом квартале 2008 года наблюдался также в Румынии (8,9%), Словакии (8,2%) и Литве (7,0%). Однако в последующие месяцы ситуация начала меняться, и уже в четвертом квартале 2008-го Польша вышла на ведущие позиции по показателям экономического роста, хоть и ее результат был значительно ниже, чем в предыдущие периоды.

В прошлом году Польша получила совокупные 2,6% роста ВВП, что обусловлено и обострением мирового кризиса, и ослаблением конъюнктуры среди главных торговых партнеров. Однако следует подчеркнуть, что в 19 странах — членах Европейского Союза в последнем квартале 2008 года был зафиксирован экономический спад.

В первой половине 2009 года масштабы кризиса и число охваченных им государств ЕС росли, и во втором квартале 2009-го выяснилось, что Польша осталась единственной среди европейских стран, где наблюдался прирост ВВП. Польский показатель экономического роста достиг 1,2% (по данным Евростата; в то же время, согласно польской статистике, рост ВНП Польши в первом квартале 2009-го составлял 0,8, a во втором — 1,1%). Это был один из немногих положительных результатов развития в мире.

Согласно опубликованному в начале ноября 2009 года экономическому прогнозу для государств ЕС, Европейская комиссия предполагает, что Польша станет единственной страной Евросоюза, где в 2009 году будет наблюдаться экономический рост, что свидетельствует о невиданном до сих пор масштабе кризисных процессов в мире. Европейская комиссия подчеркнула, что прочный фундамент польской экономики позволил ей лучше, чем другим государствам Центрально-Восточной Европы, пережить мировой кризис.

В конце 2008-го казалось, что хотя Польша легче, чем многие другие страны, переносит глобальные экономические кризисные явления, но и ей не удастся избежать падения ВВП. Сегодня будущее выглядит намного оптимистичнее: большинство экономистов сходятся на том, что Польша завершает 2009 год с плюсом, хотя и небольшим (около 1%). Это подтверждает также Европейская комиссия, которая в прогнозе на 2009 год повысила для Польши размер ВВП с 1 до 1,2%, при этом для всего ЕС прогнозируя совокупное падение ВВП на уровне 4,1%.

По мнению Европейской комиссии, в этом году польская экономика должна развиваться быстрее, чем весь Евросоюз. На 2010-й для Польши прогнозируется рост ВВП на уровне 1,8%, а для ЕС — 0,7%.

Существует несколько факторов такого несомненного успеха. Один из них эксперты усматривают в относительно незначительной зависимости Польши от иностранных рынков (экспорт составляет менее 40% польского ВВП) при одновременно достаточно большом потреблении на внутреннем рынке. Значительный внутренний спрос, и в особенности — индивидуальное потребление, усиленное сокращением налогов и индексацией пенсий и социальных выплат, смогли в достаточной степени компенсировать падение внешнего спроса. В результате часть продукции, не нашедшей своих покупателей за границей, была продана внутри страны.

В первой половине 2009 года польский экспорт снизился на 22,5% по сравнению с первым полугодием 2008-го и составил 45,7 млрд. евро. На фоне других стран это достаточно хороший показатель, что в значительной степени объясняется ощутимым падением стоимости национальной денежной единицы — злотого, благодаря чему польские товары стали более конкурентоспособными.

Наилучшим примером здесь остается группа продовольственных товаров, продажа которых за границей, несмотря на глобальный кризис, будет, вероятно, еще выше, чем год назад. Польские продукты питания хорошо продаются даже в Украине, где польский экспорт в целом уменьшился почти вдвое, в то же время стоимость продовольственной продукции остается примерно на том же уровне, что и в 2008 году.

Импорт в Польшу в первом полугодии 2009 года сократился более чем на 30% и составил 49,4 млрд. евро. В результате весьма ощутимо, до 3,7 млрд., уменьшилось отрицательное сальдо товарооборота — с 11,5 млрд. евро в первой половине 2008-го, и улучшился платежный баланс страны, что особенно важно в период снижения капитальных поступлений в виде инвестиций и кредитов.

Другим фактором стабилизации польской экономики является хорошо действующая банковско-финансовая система страны. Польские банки в незначительной мере ощутили последствия финансового кризиса, начавшегося в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что иностранные инвесторы владеют большой долей в этом секторе экономики (более 71% капитала), на американских инвесторов приходится только 7% объема. Благодаря надлежащему надзору государства, с одной стороны, и разумному хозяйствованию самих банкиров — с другой, удалось избежать трудностей, которые привели к распространению мирового кризиса и стали серьезной проблемой для соседних с Польшей стран, в том числе и для Украины.

Польские банкиры значительно меньше, чем их коллеги в других государствах, использовали рискованные методы финансирования и ведения банковской деятельности (в частности, на основе деривативов), опираясь чаще всего на депозиты. Польские банки намного осторожнее подходили к кредитованию, особенно ипотечному, благодаря чему избежали проблем, характерных для многих иностранных банков. Кроме того, польское правительство подготовило и претворило в жизнь ряд юридических документов (среди прочего — так называемый регулятивный пакет), дополнительно поддержавших и усиливших финансовую систему государства. Соответствующие меры по обеспечению стабильности финансового сектора принял также Национальный банк Польши.

На развитие польской экономики положительно влияют также инвестиции в инфраструктурную сферу, финансируемые в основном из средств Евросоюза. В течение 2007—2013 годов Польша сможет использовать в целом 67 млрд. евро вспомогательных фондов ЕС, направленных преимущественно на инвестиции. Говорят, что европейские структурные фонды являются сегодня для Польши тем рычагом, которым в других странах становятся многомиллиардные программы в поддержку национальных экономик, как, например, программа доплат при покупке новых автомобилей в Германии и т.п. Польша также опосредованно выиграла от реализации этой немецкой программы, поскольку некоторую часть «дофинансированных» автомобилей граждане Германии приобрели именно здесь.

Но основным фактором, действительно эффективно защитившим Польшу от последствий мирового кризиса, является солидный фундамент экономики, сформированный в течение последних двадцати лет государственных преобразований в стране. Последовательное реформирование, в значительной степени связанное с подготовкой страны к членству в Европейском Союзе, принесло государству сегодня стабильную, сбалансированную структуру польской экономики, слабозависящую от изменений мировой конъюнктуры.

По-видимому, нельзя утверждать, что у польской экономики нет проблем и что для нее не существует угроз. Испытанием для Польши по-прежнему является высокая по сравнению со стандартами ЕС инфляция, достигающая 4% в год. Интересно, что у большинства государств ЕС замедление экономического роста дает существенное торможение роста цен или даже их снижение, но в Польше высокий уровень цен сохраняется, несмотря на ослабление конъюнктуры. К счастью, в ближайшие месяцы эксперты прогнозируют уменьшение темпов инфляции до 2,5% годовых.

Другая важная проблема — высокий уровень безработицы. И хотя Польша уже не является печальным лидером по безработице в статистических отчетах Евросоюза, как еще несколько лет назад (польский показатель находится посередине и даже несколько ниже средней величины, выведенной для всех государств ЕС), 8,2% безработных граждан — явно нежелаемый уровень. Тем более что, по прогнозу многих экономистов, в ближайшее время безработица будет расти и, не исключено, в очередной раз преодолеет в Польше двузначную отметку. Европейская комиссия, применяющая несколько иную методологию, более оптимистично прогнозирует, что к концу 2009 года безработица в Польше увеличится до уровня 8,4%, a в 2010-м достигнет отметки 9,9%.

Ахиллесовой пятой польской экономики остается система государственного бюджета, которая не дождалась, к сожалению, ранее запланированной, серьезной реформы. Экономистов в наибольшей степени беспокоит быстрый рост дефицита государственного бюджета, который по итогам 2009 года может достичь 5,5% ВВП. Уже в 2008-м
загорелся предупредительный свет, когда государственные расходы превысили доходы на 3,6% ВВП, из-за чего в июле 2009 года Европейская комиссия начала по отношению к Польше процедуру так называемого чрезмерного бюджетного дефицита, давая до 2012 года время на урегулирование проблемы. Ведь согласно критериям Маастрихтского договора, бюджетный дефицит в странах Евросоюза не должен превышать 3% ВВП.

Впрочем, на фоне других стран ЕС ситуация в Польше не слишком негативна, поскольку средний показатель дефицита бюджета в странах ЕС за 2009 год должен составить 7%, a в 2010-м — 7,5% ВВП. В 2010 году единственным государством — членом ЕС, которое сможет выполнить требование бюджетного дефицита в 3%, будет Болгария.

Как известно, чтобы потратить больше, чем удается заработать, деньги нужно где-то одолжить, в связи с чем увеличивается государственный долг. Все указывает на то, что по итогам 2009 года совокупный государственный долг Польши может преодолеть отметку в 50% ВВП, a в 2010-м — вырасти до более 55% ВВП. По крайней мере, так следует из опубликованных прогнозов Европейской комиссии. Все эти величины находятся в так называемой плоскости осторожности: государственный долг свыше 55% ВВП, согласно польскому законодательству, означает замораживание уровня бюджетного дефицита, неповышение заработных плат для работников бюджетной сферы и приостановку индексации пенсий и социальных выплат.

В свете вышеизложенного понятно, что правительство вынуждено противодействовать дальнейшему увеличению государственного долга, тем более что Конституцией Республики Польша запрещено проводить государственные заимствования на сумму, превышающую 60% ВВП.

Однако по сравнению с ситуацией в других странах ЕС состояние польского государственного долга не является чем-то из ряда вон выходящим. Средний показатель государственного долга стран — членов Европейского Союза в 2009 году вырос до 73% ВВП, а в 2010-м, скорее всего, приблизится к отметке 84%.

Многие считают, что любое реформирование нужно начинать в период благоприятной конъюнктуры, но, как показывает практика, зачастую именно кризисные явления заставляют внедрять необходимые реформы в обществе. В Польше в течение последних лет власти действительно многое сделали для реформирования и улучшения функционирования экономики — ярким примером чего является, собственно, выявленная польской экономикой устойчивость к мировому кризису, — но страна и в дальнейшем требует последовательных реформаторских шагов, которые позволят ей максимально использовать шансы для перспективного динамичного развития экономики. Такой шанс просматривается, в частности, с учетом признаком экономического оживления как в Европе, так и в мире, и свидетельствует о скором завершении мирового экономического кризиса.