Район Уолл-стрит, еще на прошлой неделе напоминавший зону боевых действий, где, сраженные самолетами, упали две башни-небоскребы Всемирного торгового центра, а вслед за ними рухнули еще четыре соседних здания, с понедельника начал новую жизнь. Здесь полны решимости доказать свою жизнестойкость — финансовую и человеческую.
Символ финансового могущества Америки — Нью-Йоркская фондовая биржа, находящаяся в нескольких минутах ходьбы от упавших башен, приготовилась возобновить прерванные операции. За выходные были восстановлены телекоммуникационные системы и телефонные линии для связи с 3500 клиентами. Толстые кабели вдоль тротуаров — единственные источники электричества взамен поврежденных. Те, кто в понедельник вернулся на рабочие места в уцелевшие офисы, заметили, что станции метро в районе Нижнего Манхэттена закрыты, да и сам район перекрыт, пропуск — по документам. Вентиляционные системы всех зданий в округе забиты осколками и пылью от разрушенных башен, а воздух сам по себе полон дыма, пыли, гари — у открытого окна особо не надышишься. Но все это не главное. Главное то, что за окном — руины, похоронившие друзей, с которыми либо учились, либо работали, либо встречались в кофейне за углом... В отличие от финансовых, человеческие потери невосполнимы. Более 6,3 тысячи человек погибли при падении двух башен Всемирного торгового центра.
Понедельник на Нью-Йоркской фондовой бирже начался в 9.30 утра — двумя минутами молчания в память о погибших и исполнением песни «Бог, благослови Америку». Затем председатель биржи Ричард Грассо объявил, что крупнейшая в мире фондовая биржа возобновляет свои операции. Трейдеры в ответ зааплодировали, но глаза их уже были прикованы к огромному табло, высвечивающему цены на акции. Случилось то, что должно было случиться: цены резко полетели вниз. В первый день торгов Нью-Йоркская фондовая побила рекорд по количеству торгуемых акций. Падение индекса Dow Jones — почти на 685 пунктов — было самым драматичным, чем когда-либо ранее, однако в процентном соотношении — 7% — оказалось куда менее опасным, чем 22-процентный обвал в октябре 1987 года. В общем, трагедии на сей раз не произошло. Рынки не обвалились, трейдеры перевели дух. До следующего дня. И многие еще дни они будут с тревогой начинать и с сожалением заканчивать торги на биржах, пока фондовые рынки не выравняются. Если выравняются вообще...
В тот же понедельник, но двумя часами ранее, в 7.30 утра, в штаб-квартире Федеральной резервной системы (центробанке США) в Вашингтоне началось срочное заседание, результатом которого стало снижение (восьмое в нынешнем году!) процентной ставки на 0,5% — до уровня 3%. Решение, безусловно, правильное и необходимое. Единственное, что беспокоит обозревателей, насколько точно выбрано время. Не стоило ли подождать день-два, чтобы проследить реакцию инвесторов после возобновления торгов на биржах, или же надо было действовать гораздо раньше, чтобы поддержать уверенность рынков до начала торгов?
Через несколько часов после США процентные ставки снизили все ведущие центробанки мира — Европейский центральный банк, банки Японии, Канады, Англии, других европейских стран.
ЕЦБ вообще впервые понижал процентную ставку (на 0,5% до 3,75%) без общего заседания 18 членов своего совета управляющих — решение было принято срочно в результате телефонной конференции и, говорят, под непосредственным давлением из Вашингтона. Вообще снижение процентной ставки во Франкфурте для многих стало сюрпризом. Во-первых, потому что после террористической атаки 11 сентября ЕЦБ сконцентрировал свое внимание на обеспечении ликвидности на финансовых рынках путем так называемых «быстрых торгов». А во-вторых, 12 и 13 сентября он влил в денежные рынки 110 млрд. евро, и эти действия расценивались рынками скорее как меры по укреплению доверия, а не как реакция на реальный недостаток ликвидности. Более того, совет ЕЦБ еще 13 сентября заявлял, что оставляет процентные ставки без изменений, потому что ожидает нормализации рыночных условий в ближайшем будущем.
Пятый раз с начала года Банк Англии снизил процентные ставки. Нынешнее снижение на 0,25% — до 4,75% — означает самый низкий с 1964 года уровень стоимости кредитов. Предыдущее снижение процентных ставок в начале августа стало большим сюрпризом для финансовых рынков. Нынешнее же сделало официальную процентную ставку в стране самой низкой за последние 37 лет. Но даже до этого шага ставки по ипотечным кредитам уже находились на самом низком уровне за последние 40 лет, поскольку банки и строительные общества, преследуемые конкуренцией, вынуждены были приближать их к официальной.
Последнее существенное снижение процентных ставок, скоординированное в мировом масштабе, произошло во время войны в Персидском заливе в 1990—91 годах, когда ставка в Великобритании была снижена на 2,5% до 11,5 %, а в Федеральной резервной системе к апрелю 91-го упала с 8% до 5,75%. Скоординированные действия в минувший понедельник преследовали две цели: во-первых, предотвратить неоправданную панику на фондовых рынках, во-вторых, создать противовес возможному ускорению спада в результате террористического акта. Падение акций авиалиний более чем на 30% уже обозначило главные направления экономического воздействия катастрофы, поскольку резкое сокращение воздушных перевозок и связанных с ними других видов бизнеса (например, авиастроение, туризм, гостиницы) могут послужить дополнительным «ударом в спину» уже стагнирующей американской экономике.
Боязнь затяжного военного конфликта и широкого экономического кризиса заставила вздрогнуть и европейские рынки. Несмотря на снижение процентных ставок, акции на большинстве европейских бирж резко упали. Нефтяные цены шатаются в преддверии грозящего спада, а страны ОПЕК находятся под давлением США — из Вашингтона требуют снять ограничения с добычи. Доллар упал по отношению к большинству валют.
Азиатские рынки также понесли тяжелые потери. Например, индекс токийской фондовой биржи Nikkei потерял в стоимости 5% и достиг самой низкой отметки за 18 лет. Гонконгский Hang Seng уменьшился на 3,5%. Между тем Банк Японии впервые в этом году осуществил интервенцию на валютном рынке, купив доллары за иену. Это, по заявлению министерства финансов страны, должно предотвратить нежелательное для возрождения японской экономики удорожание национальных денег.
Еще до возобновления торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже трейдеры предсказывали падение акций на 6—10%. Однако втайне надеялись на беспрецедентные меры, предпринятые правительством США с целью предотвращения финансового коллапса. Ежедневный оборот ценных бумаг на американских рынках обычно составляет около 100 млрд. долларов. Четырехдневное закрытие бирж на прошлой неделе, самое продолжительное со времен Первой мировой войны, обошлось в 400 млрд. долл. потерь. Стало известно, что сразу после терактов американские власти усилили деятельность Рабочей группы по финансовым рынкам, более известной под названием «Команда по защите от спада». Эта весьма таинственная группа, в состав которой входят руководство американского казначейства, фондовых рынков и, конечно же, глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, полна решимости добиться того, чтобы события на рынках не были усложнены неверными действиями властей. Посему компаниям рекомендовано покупать собственные акции, хедж-фондам заявлено, что массовое сбрасывание акций из их портфелей будет расцениваться как финансовое нападение на Америку. Все крупные инвестиционные банки согласились на время, по крайней мере, в течение нескольких дней, не конкурировать за будущий бизнес. Все, кажется, поняли, что пришло время не поиска личной выгоды, а консолидации для общего блага.
Через три дня после теракта Федеральная резервная система США влила более 80 млрд. долл. в экономику страны. Комиссия по ценным бумагам и биржам ослабила правила, которые ограничивают обратный выкуп акций. В результате целый ряд компаний объявил о планах покупки своих ценных бумаг для того, чтобы ослабить тенденции по их выбросу на рынки. Однако рынки уже почувствовали тягостное падение вниз за счет акций компаний, непосредственно пострадавших в результате террористической атаки. «Дженерал Электрик», Форд, многие авиалинии уже заявили о резком снижении доходов.
Не секрет, что американская экономика стояла над краю пропасти еще перед трагическими событиями 11 сентября. На американских предприятиях бездействовало больше мощностей, чем в любой из годов, начиная с 1983-го. Промышленное производство в августе сократилось на 0,8%, одиннадцатый месяц подряд, что стало худшим показателем с 1960 года. Все радужные надежды, связанные с бумом интернетовских компаний, испарились. Уровень цен на фондовой бирже NASDAQ, торгующей высокотехнологическими акциями, упал в три раза по сравнению с пиком 18 месяцев назад. Такая же тенденция на понижение характерна и для Нью-Йоркской фондовой биржи. Неудивительно, что большинство инвесторов рассматривают события прошлой недели как прямой путь к ухудшению финансовой ситуации. В краткосрочном аспекте это может привести к паническим продажам акций на мировых фондовых биржах, что, в свою очередь, спровоцирует глобальный финансовый коллапс. В среднесрочной перспективе эти события могут выбить почву из-под ног уже пошатнувшейся уверенности американских потребителей. А падение потребительского спроса потянет Америку, а следом и весь остальной мир, в водоворот рецессии (от английского recession — процесс спада), остановить который будет очень трудно.
Однако не все прогнозы так мрачны. Несмотря на падение цен на Нью-Йоркской фондовой бирже, есть все же признаки того, что многие американские потребители полны решимости продолжать потребление в обычном режиме именно потому, что знают, какой урон американской экономике в нынешних условиях может принести их сдержанность. Большинство финансовых аналитиков соглашаются, что недавние потери на фондовых рынках не вышли за пределы ожидаемого и так или иначе произошли бы и без террористических ударов. Сегодня пока что ясно одно — предсказывать будущее как американской, так и мировой экономики все тяжелее.