UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОД ШОРОХ НОВЕНЬКОГО ЕВРО В КАРМАНЕ…

До момента, когда, пожалуй, самый амбициозный в истории мировой интеграции эксперимент вступит в заключительную и одновременно решающую фазу, остались считанные часы и минуты...

Автор: Юрий Сколотяный
Обгонит ли евро американский доллар по количеству подделок

До момента, когда, пожалуй, самый амбициозный в истории мировой интеграции эксперимент вступит в заключительную и одновременно решающую фазу, остались считанные часы и минуты. С 1 января 2002 года единая европейская валюта вводится в наличное обращение — ровно три года спустя своего появления на свет. Существовавшие до сих пор только в электронной форме деньги материализуются, начав хрустеть и позвякивать в карманах и кошельках более чем 300 млн. жителей Европейского Союза.

Уже готовы начать свой жизненный цикл почти 15 млрд. банкнот и 56 млрд. монет. К 1 января около трети из них (на сумму, эквивалентную 60 млрд. долл.) должны быть доставлены к местам своей первой встречи с будущими хозяевами — кассам коммерческих банков, банкоматам, пунктам розничной реализации товаров и т.д. Времени на обмен выделено не очень много. Уже к первому марта следующего года, т.е. всего через два месяца, абсолютное большинство старых денежных знаков перестанут быть законным средством платежа. После этого расплатиться немецкими марками или португальскими эскудо за покупки либо проезд в такси будет невозможно. Их можно будет лишь обменять на новые деньги в отделениях центральных банков.

Массированная рекламная кампания по ознакомлению будущих пользователей с новыми денежными знаками началась в августе нынешнего года, когда президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Вим Дуйзенберг впервые представил их образцы широкой публике. А две недели назад в продажу поступили сувенирные комплекты чеканных изделий стоимостью порядка 10 евро. Во Франкфурте, где находится штаб-квартира ЕЦБ, несмотря на холод, люди выстраивались в очередь, чтобы купить так называемый euro starter kit — «набор евро для начинающих». Всего в Европе поступило в продажу около 200 млн. таких наборов. По соображениям безопасности евробанкноты до Нового года в обращение не поступают — даже в виде сувениров. Официальные лица мотивируют такой шаг необходимостью максимально оградить новые купюры от доступа к ним фальшивомонетчиков, которые, конечно же, попытаются нагреть руки на обменной лихорадке.

Эта проблема действительно актуальна. Максимальный номинал новых европейских дензнаков составляет 500 евро (около 450 долл.), что делает их весьма привлекательными для подделки. Разработчики евро предусмотрели на купюрах 63 особых опознавательных знака, позволяющих подтвердить их подлинность. Здесь есть и видные невооруженным глазом голограммы, выпуклые оттиски, и полоска из фольги (она препятствует цветному ксерокопированию), и множество других, как говорят профессионалы, степеней защиты. Казалось бы, предусмотрено все. Но предосторожностей никогда не бывает слишком много, когда речь идет о деньгах.

Нельзя забывать, что на начальном этапе и простые люди еще не успеют привыкнуть к новым деньгам. И многие из них по причине собственной неосведомленности рискуют стать жертвами ловких мошенников. По информации Интерпола, фальшивомонетчики тоже полным ходом ведут подготовку к предстоящим событиям. Оснащены «умельцы», что называется, «по последнему слову техники». Особенно высока их активность в Пакистане, где уже налажена целая индустрия по подделке стодолларовых купюр. Еще в 1999-м полиция изъяла из обращения 1,2 млн. фальшивых евробанкнот и почти 300 тыс. монет.

До сих пор разработчики ни одной валюты в мире не могут похвастаться тем, что их детище абсолютно не поддается воспроизводству. Но то, что предлагают сейчас европейские технологические компании, вполне может оказаться жизнеспособным. Возможно, в евробанкноты высокого номинала будут вживляться специальные микрочипы с радиопередатчиком, которые поднимут тревогу, если купюра украдена или подделана. Два крупнейших европейских производителя микропроцессоров — Philips и Infineon — займутся этой идеей вплотную. Такие чипы, как утверждает уважаемая отраслевая газета «Электроник инжиниринг таймс», планируется вживлять в банкноты номиналом 200 и 500 евро, и тогда при взаимодействии украденных или фальшивых купюр со специальным устройством в кассовом аппарате будет раздаваться сигнал тревоги. Но это — в перспективе, если идею удастся воплотить в жизнь. А пока…

В первых числах сентября уходящего года на территории Германии было совершено вооруженное нападение на инкассаторский броневик, перевозивший деньги нового образца. Был похищен 1 млн. евро. Так что, несмотря на все меры безопасности, предотвратить преждевременный выход новой валюты «в массы» не удалось.

Только в Германии уже расследуется 60 случаев нелегальной «утечки» банкнот. В Голландии первый подобный инцидент возник еще в октябре, когда тамошний рыбак попытался расплатиться за покупаемую наживку для рыбной ловли купюрой в 5 евро. Такой же банкнотой хотел недавно рассчитаться в венском аэропорту немецкий турист. А на днях вспыхнул новый скандал — руководители одной частной компании раздали 900 своих сотрудников в качестве рождественских подарков купюры номиналом в 10 и 20 евро. Выходит, что пословица «хотели как лучше…» справедлива не только для государств бывшего СССР.

Кстати, о наших соседях. Официальные лица Центрального банка России порекомендовали своим согражданам поначалу воздержаться от активного использования во взаимных расчетах и в качестве средства накопления новых европейских денежных знаков, дабы не стать жертвами все тех же фальшивомонетчиков, во-первых, и дождаться результатов ввода новой валюты в наличное обращение, во-вторых.

Масштабы готовящегося к осуществлению «европроекта» поражают воображение. Эта акция станет серьезным испытанием на дееспособность европейских исполнительных структур и механизмов, тем более что многие жители еврозоны так и не воспылали любовью к новым деньгам. Только каждый третий житель Германии, например, считает, что предстоящее нововведение пойдет ему на пользу. Поэтому любой серьезный конфликт или значительные перебои с доставкой валюты могут стать роковыми, вызвав недовольство и массовые акции протеста.

Нынешний обмен — это не простая деноминация, подобные которой нам с вами уже не однажды приходилось переживать. Для того чтобы привыкнуть к новым ценам, немцам придется делить прежние суммы приблизительно на 2, а итальянцам — на 2000. Но и тем, и другим освоиться будет намного легче, нежели, например, французам, грекам, испанцам и австрийцам, для которых делитель составит 6,56; 341; 166 и 13,7 соответственно...

Нельзя также назвать безосновательными и опасения потребителей по поводу возможного после появления новых денег скрытого повышения цен на многие категории товаров. Виной тому — так называемые «магические» цифры. Всем хорошо известен феномен ценников с проставленными на них цифрами типа 0,99 долл., 9,99 долл. или 1,49 марки. Суть проблемы заключается в следующем. Сумма 1,19 марки, например, в перерасчете на евро составит где-то 0,608. Все дело в том, что продавцы последнюю цифру округлят, вероятнее всего, до 0,69, а не до 0,61 или 0,59, как следовало бы.

И примерно так же будет происходить во множестве других случаев. Скажем, кофе в торговом автомате во Франции прежде стоил два франка. Теперь его цена в евро будет выглядеть как 0,3049. Пойдет ли компания на округление не в свою пользу и на каких других товарах она будет выгадывать — пока еще вопрос.

Зато эксперты рассчитывают на некий «макроуспех» — после введения единой валюты цены в странах зоны евро станут легко сопоставимыми. Тогда как сейчас ценовая разница на аналогичные товары в различных уголках Старого Света достигает порой 30 процентов — например, в автомобильной отрасли. За счет таких диспропорций неплохо живут целые конгломераты редистрибьюторов. Доходит до смешного. Оказывается, покупать немецкие автомобили в Италии или Испании, затем перепродавая их «на родине», — очень выгодный бизнес!

Повышение прозрачности ценообразования должно неизбежно привести к усилению конкуренции на внутреннем европейском рынке. Этот фактор в перспективе должен очень позитивно сказаться на динамике роста деловой и потребительской активности в регионе. Однако благодаря начавшемуся процессу реструктуризации и консолидации производств будут вынуждены реорганизовываться и рынки рабочей силы. Сотни тысяч, если не миллионы, людей могут потерять работу и вынуждены будут заняться поисками новой. А это уже серьезный минус.

И еще один чрезвычайно важный аспект. Одной из главных причин, мягко говоря, прохладного отношения европейцев к новой валюте является хроническая слабость ее обменного курса на глобальных рынках. С момента начала своего существования европейская «падчерица» успела потерять порядка трети своей первоначальной стоимости в американских долларах. Восполнить потери ей не удалось даже после «черного вторника» 11 сентября. Официальным лицам хочется верить, что одной из главных тому причин была как раз «виртуальность» новой валюты или, если хотите, ее в определенном смысле условность. Как только евро удастся обрести плоть и стать «объективной реальностью», отношение к нему может кардинально измениться в лучшую сторону. Некоторая неясность конечных результатов европейского эксперимента заставляет массу частных и корпоративных инвесторов, как, впрочем, и многие центробанки, снижать европейскую долю в собственных инвестиционных портфелях и резервах. Докажет «европроект» свою жизнеспособность — ну, тогда другое дело…

За два месяца в наличное обращение поступит порядка 100 млрд. евро. Предполагается, что 90 процентов банкнот перейдут в руки потребителей посредством банкоматов. Монеты же, вероятнее всего, будут попадать в карманы европейцев главным образом во время расчетов за товары и услуги — розничные точки обязаны выдавать сдачу в новой валюте. Общий вес монет, согласно некоторым данным, составляет порядка 350 тыс. тонн! Организовать и проконтролировать своевременную доставку и сохранность всей этой массы до мест назначения оказалось непростой задачей для менеджеров-логистиков и органов безопасности. В Италии, например, с этим возникли серьезные проблемы, потребовавшие обсуждения на заседании Еврокомиссии. Акция протеста на единственном во Франции заводе, где чеканят монеты, вынудила правительство обратиться за помощью к своим испанским коллегам и заказать «на всякий случай» 100 млн. пятидесятицентовиков. Немало шума наделало заявление французских профсоюзов работников почтовой и банковской сферы о своем намерении начать с первого января забастовку, которая может привести к срыву обменных мероприятий в этой стране.

В несомненном выигрыше в процессе обмена окажутся счастливые обладатели кредитных карточек. Суммы, находящиеся на их счетах, будут просто пересчитаны в новой валюте. Однако и по сей день во многих европейских странах этот вид расчетов остается непопулярным. В Греции, например, 90% покупателей расплачиваются за покупки в магазинах наличными. Даже в «продвинутой» Франции эта цифра достигает порядка 60%. Оказывается, что и до сих пор значительная часть европейской экономики находится вне пределов контроля фискальных органов. В среднем по региону этот показатель составляет около 16%. Это означает, что денежный эквивалент порядка 1,3 трлн. долл. продолжает оставаться в теневом обороте.

Огромное количество наличных купюр до сих пор ждет своего часа «под матрасами» простых граждан. Согласно информации ВВС, эта сумма составляет в эквиваленте около 300 млрд. долл. Некоторые валюты, особенно немецкая марка, весьма популярны за пределами своих государств не только как средства накопления, как в России или Турции, но и, как, например, в Черногории или Косово, обслуживают целые экономики в качестве заменителя тамошних валют. Согласно информации Бундесбанка (центральный банк Германии), порядка 40% всех выпущенных им в обращение банкнот, т.е. более 100 млрд. немецких марок, до самого последнего времени находились в пользовании граждан других стран. Правда, по заявлению официальных лиц, большая часть этой суммы в данный момент уже нашла применение.

В самой Германии порядка четверти из 280 млрд. марок, традиционно находящихся «в людях», уже внесены на банковские счета. Однако огромные суммы налички в странах ЕС еще в ходу, и это серьезно: появление в ближайшие два месяца на рынке столь весомой денежной массы угрожает серьезно усилить инфляционное давление. А оно существует и без того — поднялись цены на многие товары, наблюдается настоящий бум спроса на недвижимость, автомобили и предметы роскоши. Справится ли с задачей столь сложного регулирования ЕЦБ, который имеет репутацию слишком медлительного и толстокожего, — пока вопрос. Ситуация серьезно осложняется еще и тем, что европейская экономика в последнее время потянулась вниз вслед за своей американской «сестрой-соперницей»...

В Украине каких-либо январских «катаклизмов» на валютном рынке ожидать не приходится. В качестве валюты накопления у нас практически безраздельно царит доллар, и этим сказано многое. И все-таки любопытно — а как сложится там, у них?