UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЧЕМ НЕЗАВИСИМОСТЬ НА ЭНЕРГОРЫНКЕ

Украинская энергетика постоянно обогащает мировой экономический опыт яркими парадоксами. Не остается в стороне от этой миссии и руководящее ведомство - Минэнерго...

Автор: Олег Мещеряков

Украинская энергетика постоянно обогащает мировой экономический опыт яркими парадоксами. Не остается в стороне от этой миссии и руководящее ведомство - Минэнерго. Отчитываясь об итогах работы отрасли в первом квартале 1999 года, министерство назвало финансовое состояние энергетики критическим. Главная причина - отсутствие средств (о чем не единожды говорится в отчете). Однако, оказывается, даже в безденежье можно навязать государству роль благородного (в ущерб себе) кредитора. Ипостась «бедных родственников», требующих снисхождения, досталась так называемым независимым поставщикам электроэнергии.

Только за три месяца этого года коммерческие структуры увеличили свою задолженность перед энергорынком вдвое и «дотянули» ее до полумиллиарда гривен. Однако эта цифра для энерготрейдеров - не сигнал тревоги. Они ничем не рискуют: допустив «независимых» в схему энергопоставок, государственные органы не заинтересовались их имущественной надежностью. Да и что возьмешь со структуры, вся собственность которой - компьютер, стол, стул и наработанные связи.

Вероятно, Министерство энергетики вполне осведомлено о потенциале независимых поставщиков электроэнергии. Возможные повороты в сотрудничестве с коммерсантами-посредниками - тоже не секрет. «Благодаря» независимым поставщикам украинская задолженность перед РАО «ЕЭС России» к концу прошлого года составила почти 135 млн. долл. Причем судьба 80 миллионов из этой суммы так и осталась «белым пятном». Судя по отчету НЭК «Укрэнерго», эти деньги перечислены трейдерам, однако к северному партнеру они не пришли. Интересно, что около 70% долгов числились за четырьмя фирмами.

Возможно, именно смекалка и расторопность коммерческих структур, не упускающих момент, пришлись по душе Минэнерго. Иначе как объяснить снисходительное отношение этого министерства к «грехам» независимых поставщиков? Например, в 1998 году посреднические структуры реализовали почти пятую часть электроэнергии, прошедшей через энергорынок, но «живыми» деньгами государство получило лишь 0,1% от стоимости проданного. Нынешней весной «независимые» построили свои отношения с энергорынком в тех же пропорциях. Минэнерго, похоже, корректно промолчало. В отчете главного энергетического ведомства Украины фигурируют данные об увеличении сбора денежных средств в 1999 году. Однако Минэнерго при этом не афиширует тот факт, что прогресс наметился за счет проплат облэнерго.

Поведение независимых энерготрейдеров выглядит запрограммированным: коммерсанты без высокого благословения не могли бы позволить себе рассчитываться небанковскими средствами (взаимозачеты и прочее). Похоже, что гордый статус «независимого поставщика» освободил его обладателей от ответственности, наделив щедрыми привилегиями.

Особое положение коммерсантов от энергетики обнаружили и недавние дебаты в парламенте вокруг централизации распределения денег. Идея Минэнерго предполагала, что «живые» деньги за потребленную электроэнергию все субъекты энергорынка будут перечислять на единый расчетный счет. С него чиновники «в ручном режиме» пропорционально должны были распределять заработанное. Результаты такого «справедливого распределения» зафиксированы в документах того же НЭК «Укрэнерго»: в январе 1999 года украинская генерация заработала по 2,8 гривни на каждом мВт•час, а коммерческие структуры - 146,8 гривни.

Есть и локальные примеры «особого расположения» к независимым поставщикам. Некое ЗАО «Интеграция», очевидно, пожелало погашения кредиторской задолженности перед ней НЭК «Укрэнерго» «живыми деньгами». Минэнерго поддержало это желание и запустило механизм оплаты через бюджет. Например, в одной из расчетных цепочек оказалось задействованным «Львовоблэнерго». Туда и полетели факсограммы за высокими подписями. Они предписывали «Львовоблэнерго» провести взаимозачеты по долгам бюджетных организаций. Так, вероятно, по логике Минэнерго, только за ноябрь-декабрь прошлого года более 70 миллионов реальных бюджетных средств должны были перекочевать к коммерческой структуре - ЗАО «Интеграция»?..

Вообще сведения о независимых поставщиках - сверхсекретные материалы. Эта категория участников энергорынка в документах «Укрэнерго» проходит отдельной строкой под загадочным кодовым названием «другие поставщики». За псевдонимом скрывается не менее 170-180 компаний, работающих на энергорынке. Интересно, что на долю десятка фирм приходится более 80% общего объема коммерческих поставок.

Можно сокрушаться о степени независимости коммерческих структур - такие компании зачастую недолговечны и абсолютно зависимы от власти. Именно она определяет схемы энергорасчетов и списки их участников. С другой стороны, выходит, что, попав «в милость» к государственному управленческому аппарату, можно рассчитывать на финансовое благополучие не одного поколения потомков? Пока судьба (в лице Минэнерго) благосклонна к независимым поставщикам. Коммерсанты-льготники весьма успешно вписались в структуру адресных поставок электроэнергии, когда их закрепили за платежеспособными предприятиями. Таким образом, большинство энерготрейдеров грамотно «замкнуло» денежную цепочку. Независимые поставщики, как правило, берут на себя труд поставок топлива на генерирующие станции. Газ, уголь, мазут, ТВЭЛы для АЭС приходят на производство по завышенным ценам - не располагая средствами, генерирующие компании вынуждены и готовы бартером расплачиваться за дорогое топливо. Это, похоже, вполне совпадает с интересами его поставщиков. Тарифы на поставляемую электроэнергию, в соответствии с лицензией НКРЭ, «независимые» вольны определять сами (официальное название таких трейдеров - нетарифные). Стоит ли удивляться, что украинское электричество дороже российского?

Легендарная «шахматка», связавшая коммерсантов с предприятиями, производящими ликвидную продукцию, была упразднена. Однако сегодня крепчают попытки ее восстановить. Постановление правительства №441 о запуске «одноканальной» схемы поставок электроэнергии может вновь восстановить распределение рентабельных потребителей «электричества». В чью пользу? Этим вопросом задались и парламентарии. По убеждению народного депутата Николая Габера, «Минэнерго лоббирует и защищает интересы каких-то структур в ущерб энергокомпаниям, осуществляющим реальную производственную деятельность по генерации, передаче и поставкам электроэнергии». В самом деле, фирмы - продавцы электроэнергии в Украине зачастую не имеют отношения ни к ее производству, ни к транспортировке. В длинном списке поставщиков «электричества» областные распределяющие компании (облэнерго) выглядят исключением. Им есть что терять. Облэнерго - это локальные сети, распределительные станции, трансформаторы. Такое «хозяйство» не сложишь в портфель, с ним не растворишься в туманных заграничных далях. Реально существующие основные фонды - это и конкретная ответственность, и рычаг воздействия со стороны государства. Например, приватизированным облэнерго замминистра энергетики Михаил Уманец с трибуны парламента пригрозил: «Мы сумеем заключить такие договора под залог имущества частников, что если деньги в нужных объемах не будут поступать, они ответят своим имуществом».

Для независимых поставщиков санкции не изобретены. Накопив долг в 500 миллионов гривен, коммерсанты могут чувствовать себя вполне комфортно. Минэнерго им верит на слово? Но такое джентльменское соглашение - вне логики цивилизованного бизнеса. Как известно, долг принято обеспечивать залогом - не менее чем вдвое дороже занятой суммы. Что ж, бурные аплодисменты трейдерам, получившим товар при фактически полном отсутствии ликвидного имущества!..

Очевидно, Совет национальной безопасности и обороны Украины придерживается иного, нежели Минэнерго, мнения. 25 марта СНБОУ направило письмо на имя главы Государственной налоговой администрации. Речь шла о межгосударственных проблемах, связанных с задолженностью украинских коммерческих фирм перед РАО «ЕЭС России». Совет безопасности счел целесообразным поинтересоваться добросовестностью «независимых» поставщиков как плательщиков налогов. «Налоговики» ответили письмом №4581/7/23-2117: «санкционировано создание рабочих групп для усиления оперативного контроля за проведением комплексных проверок деятельности коммерческих структур - поставщиков электроэнергии по нерегулируемым тарифам».

Вынужденная заинтересованность СНБОУ и Генеральной прокуратуры отечественной энергетикой наводит на грустную мысль, озвученную депутатами: «Минэнерго ищет, на кого переложить ответственность за неспособность организовать работу отрасли».