Ушлые журналисты, выискивавшие корыстные мотивы военной кампании Америки против Ирака, должны чувствовать себя пристыженными. Если не переходить на личности, а оценить последствия войны для американского бюджета, то их плачевность мало у кого вызывает сомнения. Насколько — в этом оценки аналитиков расходятся. Так же, как и оценки стоимости самих военных действий.
По некоторым данным, стоимость подготовки и самого вторжения составила около 45 млрд. долл. США. Однако некоторые эксперты считают, что эта сумма нуждается в серьезной корректировке в сторону увеличения. Впрочем, зацикливаться на этом не стоит, поскольку дальнейшие подсчеты все равно выводят статью расходов на астрономическую высоту.
Каждая неделя оккупации Ирака обходится американскому бюджету в один миллиард долларов. Судя по всему, расчеты, что это «удовольствие» продлится пять лет, может еще показаться розовой мечтой по сравнению с реальностью. Но даже в этом оптимистичном варианте получается никак не меньше 300 млрд. долл.
На работы по восстановлению экономики Ирака только в течение ближайшего десятилетия, по оценкам международных экспертов, придется выделить не меньше 200 млрд. долл. А ведь еще существует проблема гигантского внешнего долга Ирака, который на данный момент достигает 350 млрд. долл. Ну ладно там долги перед Россией, Китаем, Францией и Германией в общей сложности на 90 млрд. долл. — желание американской администрации проигнорировать их неожиданным не назовешь. А вот от военных репараций в размере 200 млрд. долл. за вторжение Ирака в Кувейт так просто не отмахнешься…
А если не отмахиваться, то где деньги брать на все это, не говоря уже о таких «мелочах», как 5 млрд. долл. на оказание гуманитарной помощи и 3 млрд. — на возвращение и обустройство иракских беженцев? Да еще 8 млрд. на уже обещанные американской администрацией зарплаты иракским госслужащим.
Казалось бы, где брать, знает даже школьник, наслышанный о баснословных нефтяных богатствах Ирака. Тех самых, которые должны приносить по 40 млрд. долл. в год. Вот только неизвестно, в какой именно. На 2004-й, по крайней мере, запланирована скромная цифра в 10 млрд. долл. К 2006-му смутно вырисовываются 20 млрд. А на 40 млрд. долл. можно будет рассчитывать лишь к 2010 году. Да и то, если вложить в восстановление существующих мощностей и создание новых не один десяток миллиардов долларов, а фактами терактов и саботажа на нефтедобывающих предприятиях и трубопроводах и вовсе пренебречь.
Этими фактами придется пренебрегать и в том случае, если всерьез рассчитывать на доходы от приватизации иракских предприятий. Однако и рассчитывать, и пренебрегать с каждым днем все сложнее. Так, от планов приватизировать АЭС Временная администрация Ирака уже отказалась. А после теракта в штаб-квартире ООН в Багдаде, несомненно, придется отказаться и от других аналогичных проектов.
Вот и получается, что чуть ли не единственным источником средств на покрытие всех этих расходов может оказаться американский бюджет. А ведь он и так трещит по швам, раздираемый недавним сокращением налогов и стремлением обеспечить бесплатной медицинской помощью пенсионеров.