UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЛАТА ЗА СТРАХ

На прошлой неделе наличный и безналичный курсы второй раз в этом году прошли отметку 5,00 грн./долл. Первый прыжок доллара на этот уровень был в августе - в период бензинового кризиса...

Автор: Егор Соболев

На прошлой неделе наличный и безналичный курсы второй раз в этом году прошли отметку 5,00 грн./долл. Первый прыжок доллара на этот уровень был в августе - в период бензинового кризиса. Тогда это был почти шок, по крайней мере, события вызвали довольно большой резонанс в стране. Теперь все проходит куда более спокойно. Во-первых, умы многих наших сограждан заняты выборами, во-вторых, мы начинаем привыкать. Привычность сильных прыжков курса очень пригодится в ближайшие три года: при дефиците валютных резервов Национального банка свободный валютный рынок будет остро реагировать на все плохие новости, которые нас ждут впереди.

Если забыть о курсе, то уже сейчас можно говорить, что выборы Президента страна пережила достаточно легко. Остались на месте потребительские цены, совсем незначительно снизилась предпринимательская активность. Подавляющая часть бизнеса прожила последние три месяца, зажмурив глаза, ничего особо не приобретя от страусиной позиции, но и не потеряв. Скорее всего, на следующей неделе Госкомстат опубликует данные о продолжении роста ВВП в октябре, как это было в сентябре.

Однако Киев - не Лондон, не Берлин и даже не Прага, поэтому выборы не могли пройти совсем тихо - экономика должна платить за рост политических рисков. Счет был выставлен Национальному банку, который уже давно некредитоспособен.

Курс упал исключительно из-за политической нестабильности - экономических причин попросту нет. Слухи о большой эмиссии денег перед выборами - это миф. Объем наличных и безналичных денег в обращении в октябре возрос на 450 млн. гривен - до 13707 млн. Примерно такими же темпами деньги для расчетов увеличивались и во втором квартале, когда курс стоял как вкопанный. Сальдо торгового баланса позитивное, а экспорт собранного зерна и подсолнечника только укрепляет позиции национальной валюты. Однако отрицательно влияющий фактор выборов перевесил все плюсы.

Сильное падение безналичного курса началось 28 октября - за два дня до первого тура президентских выборов. Во-первых, резко уменьшили продажи долларов экспортеры, решив, что две недели выборов лучше переждать с твердой валютой на счетах. «Люди не хотят сейчас продавать. Не то чтобы ждут скачка курса, просто на рынке осторожные настроения. Вот пройдет первый тур, так и будет понятно, собирать вещи или работать дальше», - сказал тогда дилер банка «Зевс» Александр Соболев. Во-вторых, существенно вырос спрос: импортеры, опасаясь возможного роста доллара в случае неблагоприятного исхода выборов, активизировали закупку валюты про запас. Кроме того, возникшую тенденцию понижения гривни усилили коммерческие банки, в структуре доходов которых валютные спекуляции уже два года занимают немалую часть. Вслед за безналичным курсом начал падать курс гривни в обменных пунктах - там работали те же причины.

Результаты первого тура усилили негативные настроения валютного рынка. Хотя Леонид Кучма, которого рынок знает и к которому он привык, уверенно опередил пришедшего вторым Петра Симоненко, сам факт выхода во второй тур лидера Компартии рынок воспринял болезненно. К тому же банкиров испугало, что суммарно левые в первом туре набрали больше голосов, чем действующий Президент. Поэтому за прошлую неделю котировки гривни на межбанковском рынке упали на 7,7%, достигнув уровня 4,960-4,985 грн./долл. На этой неделе ситуация несколько успокоилась. Тем не менее, пусть минимальный риск неудобного для рынка исхода выборов сохранялся, поэтому котировки медленно перевалили уровень 5,00 грн./долл., достигнув вчера к обеду отметки 5,03-5,05 грн./долл.

Однако уже в понедельник-вторник курс начнет укрепляться. Это прогнозируют большинство коммерческих банкиров, правительство и Нацбанк. По словам директора департамента валютного регулирования НБУ Сергея Яременко, доля спекулятивного спроса на валюту в общем объеме спроса на этой неделе превысила 40%. Это значит, что после второго спрос сократится, в то время как предложение, напротив, возрастет. С.Яременко считает, что при оптимистичном развитии событий безналичный курс вернется к уровню 4,60 грн./долл. Коммерческие банкиры признают, что это возможно, но считают более реальным укрепление до 4,70-4,80 грн./долл.

Правда, как бы ни вырос курс во второй половине ноября, его падение в течение трех последних недель показало, что действующая модель валютного рынка очень уязвима. После проведенной в марте мощной либерализации правил проведения валютных операций рынок стал слишком свободен. При его сравнительно небольших объемах любая более-менее серьезная проблема становится искрой в пороховой бочке. Первый раз банкиры в этом убедились в августе, когда бензиновый кризис просто взорвал четырехмесячную безмятежность. Но тогда девальвация курса имела мощную экономическую причину: импортеры нефтепродуктов в сжатые сроки погашали большой дефицит топлива во всей стране.

На этот раз понижение гривни было обусловлено исключительно психологической боязнью выборов, хотя многим было очевидно, что вероятность «левого реванша» куда ниже, чем в той же России в 1996-м…

Легкость, с которой курс за пару недель падает более чем на 10%, пугает. В таких условиях Нацбанк никогда не сможет решить проблему долларизации экономики и высоких процентных ставок. Свободный валютный рынок, то есть свободный доступ к валюте, имеет огромное количество плюсов, усиливая экономическую активность и способствуя внешней торговле. Однако рядом со свободным рынком всегда должен стоять сильный центральный банк, который интервенциями в ту и другую сторону подавляет излишнюю нервозность. Между тем, НБУ сильным назвать нельзя - у него нет валютных резервов. Показательно, что, скупив в этом году на межбанке более 700 млн. долларов, Нацбанк продал не более 10 млн.: вся купленная валюта ушла на платежи по внешнему долгу. И в период «бензинового кризиса», и сейчас НБУ оказался не в состоянии противостоять ситуации. Он боролся с тигром с помощью игрушечного ружья типа депозитных аукционов и телефонного давления на банки.