UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПИВО УКРАИНСКОЕ. С ИНВЕСТОРАМИ

Десять лет назад синонимом слова «пиво» было «жигулевское», абсолютно доминировавшее в магазинах...

Автор: Игорь Маскалевич

Десять лет назад синонимом слова «пиво» было «жигулевское», абсолютно доминировавшее в магазинах. Но та эпоха уже безвозвратно ушла в прошлое, и нынче просто глаза разбегаются от изобилия сортов пива. Этот напиток пьет подавляющее большинство взрослых - по некоторым оценкам, количество его потребителей превышает 20 млн. человек. Так что будущего президента Украины наверняка выберут любители пива. В среднем за год каждый из них выпивает по 68 бутылок. Правда, десять лет назад цифра была вдвое больше. Кризис…

Рынок есть - и пиво будет

Хотя по потреблению пива мы продолжаем здорово отставать даже от ближайших соседей, худшие времена для отрасли, кажется, уже позади: третий год наблюдается рост производства, на заводах идет модернизация. Только за первое полугодие нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого производство пива выросло на 16%. Налицо признаки маленького бума. Практически вытеснен импорт. Если в других отраслях он занимает 50-70% потребительского рынка, то здесь, даже с учетом контрабанды, не превышает 7%. Резко улучшился как внешний вид, так и качество продукта. Чудес на свете не бывает, и если на фоне общего спада начался подъем, то для него должны быть побудительные мотивы.

В пивоваренной отрасли они выразились просто - сюда пришли иностранные инвесторы, принеся с собой деньги. По иронии судьбы, необходимость присутствия иностранцев доказала контролируемая отечественным менеджментом киевская «Оболонь». Ее директор Александр Слободян сумел перестроить производство по западному образцу, повысить качество, придать продукции действительно товарный вид, организовать систему сбыта. И убедительно продемонстрировал: внутренних средств для инвестиций в стране нет. Украинские инвесторы просто не имеют дешевых кредитных ресурсов, а пополнять оборотные средства за счет трехмесячных кредитов наших банков под те же 60% годовых - верный и быстрый способ экономического самоубийства.

Значит, необходимо привлекать средства из-за рубежа. Это можно сделать двумя способами: либо получив кредит, либо продав контрольный пакет акций. Надежда на кредит минимальна, получить его удалось только ЗАО «Оболонь». Да и то кредитную линию на $40 млн. открыли лишь в 1998 году, после нескольких лет сложных переговоров.

Второй путь фактически сводился к решению коренного вопроса - кому бы продаться. У пивоваров, точнее, у лучших из них, был выбор. Отрасль изначально является привлекательной, обширен рынок сбыта, да и в сами заводы требовалось вложить не такие уж колоссальные деньги. Было понятно, кого именно станут покупать. В пивоваренной отрасли, несмотря на наличие свыше сотни пивзаводов, более 70% объемов производства приходится на долю шести крупнейших. В «большую шестерку» входят киевская «Оболонь», харьковская «Рогань», запорожский «Славутич», черниговская «Десна», Донецкий пивзавод и николаевский «Янтарь». Правда, еще несколько лет назад список ведущих предприятий выглядел несколько иначе. К примеру, прежде в него входили Днепропетровский и Одесский пивзаводы, которые нынче не могут похвастаться особыми успехами…

Немного о покупателях. Во-первых, это стратегические инвесторы, представители крупных пивных компаний, которые таким образом захватывают новые рынки. Они приобретают предприятие «навсегда», участвуют в управлении его деятельностью, развитии и т.п. Сейчас на украинском рынке действуют три таких «стратега». Это скандинавская компания Baltic Beverages Holding (ВВН), контролирующая запорожский «Славутич», а с недавнего времени и львовский «Колос», бельгийская Interbrew DSN Holding BV (черниговский пивзавод «Десна»), а также расположенная на английском оффшорном острове Джерси компания SUN Brewing, владеющая контрольным пакетом симферопольского завода «Крым». Впрочем, недавно две последние компании решили действовать на рынках СНГ совместно, создав для этой цели СП SUN-Interbrew. Определенная ирония судьбы состоит в том, что в него вошли пакеты акций девяти российских и двух украинских заводов («Десна» и «Крым»). Так что единство союзной отрасли потихоньку восстанавливается, только уже под другим руководством.

Поскольку приватизация украинских пивзаводов осуществлялась через аренду с выкупом, то к моменту появления инвестора большинство интересных предприятий имели коллективную собственность. В украинских условиях это означает: как директор решил, так и будет. Позже создавались акционерные общества, причем нередко закрытые. Кстати, по мнению специалистов ассоциации «Укрпиво», закрытость сыграла положительную роль, не позволив на первоначальном этапе скупить акции по дешевке.

Надо отметить, что скупка проводилась вполне корректно и, как правило, в тесном взаимодействии с администрацией завода. Скупив контрольный пакет, начинали проводить дополнительные эмиссии акций, оформляя с их помощью внесенные инвестиции. (К примеру, черниговская «Десна» за последние пять лет делает уже шестой выпуск акций.) Вскоре сосредоточенный в руках инвестора пакет акций превышал 75%, что обеспечивало полный контроль над предприятием.

Вторую группу скупщиков составили столь хорошо известные на украинском рынке «портфельщики». Им, по существу, было все равно, что покупать: пивоваренный завод или метизный, главное, чтобы предприятие приносило прибыль и его впоследствии можно было с выгодой перепродать. Правда, и здесь в скупке активно участвовал западный капитал. К примеру, известный западный инвестфонд INVESCO CEAM приобрел контрольные пакеты николаевского «Янтаря» и одесского «Черномора». Да и другие компании вполне преуспели. В той же харьковской «Рогани» 82% акций принадлежат компаниям Wood & Company, Woodcrоft Investment Ltd, Burlington Investments Limited, Foyl Ukrainе Investments и др.

Кстати, к скупке акций под заказ привлекались и украинские инвесткомпании, что дало и им возможность отщипнуть маленький кусочек «булочки с маслом». К примеру, в этом году «Галицкие инвестиции» «пылесосили» рынок, приобретая для ВВН акции львовского «Колоса». При этом, как утверждают недоброжелатели, компания попробовала изменить ситуацию «под себя», несколько смутив этим заказчика. Но все окончилось тихо и хорошо. В начале июля инвестор уже сделал заявление о скупке контрольного пакета акций львовян.

Чьи вы, хлопцы, будете?..

Общие итоги битвы за контроль выглядят следующим образом. Пятую часть пива в стране выпускает «Оболонь». Две другие крупные группы - SUN-Interbrew и ВВН - контролируют по 13% рынка каждая. Однако вскоре положение может резко измениться. Второй по мощности завод в стране - «Рогань» (14% выпуска пива) контролируется портфельными инвесторами, которые неоднократно заявляли о намерении его продать. Назывался и потенциальный покупатель - Interbrew. Собственно, сделка ожидалась еще весной, и представителям Interbrew даже предлагали войти в наблюдательный совет и ревизионную комиссию АО. Но пока не сложилось. Кстати, за акции «Рогани» просят немало: при номинале в 25 грн. на рынке продавцы хотят получить до $120.

Interbrew «сватали» и еще на один завод - николаевский «Янтарь». Тем более что компания, по данным экспертов, и прежде имела там от 10 до 20% акций. И действительно, в конце лета рынок облетела весть, что она получила-таки контрольный пакет предприятия.

Пока акции находятся у портфельщиков, те в принципе стараются особо в управление не влезать, давая волю менеджменту предприятий. Но это не всегда себя оправдывает. Классическим примером стала история с INVESCO CEAM. Купив николаевский и одесский заводы и вложив в них приличные деньги, компания получила принципиально различные результаты. Николаевский «Янтарь» резко пошел вверх, его доля в производстве пива в Украине выросла с 4 до 9%. В то же время одесский завод, по отзывам экспертов, работал «в прошлом году плохо, а в этом еще хуже». И дело не в специфике региона. В конце концов симферопольский «Крым» тоже покупали, когда на полуострове слово «башмаки» означало отнюдь не обувь… Похоже, в случае с Одессой ставка на местное руководство не сработала. Сейчас началась «утруска» менеджмента. Параллельно для предприятия ищут покупателя.

Последние из могикан?

В общем-то сам факт, что отрасль скупили иностранцы, вряд ли покажется кому-то в новинку. То же самое произошло у всех наших соседей. Скажем, пиво «Балтика», рекламой которого в прошлом году были забиты все российские телеканалы, выпускается на контролируемом ВВН санкт-петербургском заводе.

Исключением является скорее наличие мощного производителя, западным инвестором не контролируемого, - ЗАО «Оболонь». Впрочем, скептики не уверены, что и она долго протянет в таком режиме. Обосновывают они это следующим образом. Внутренние резервы «Оболонь» использовала практически полностью, сейчас предприятие работает с превышением установленной мощности. Дальнейшее развитие может происходить только за счет привлечения внешних ресурсов, а их надо отдавать. Между тем делать это становится все труднее. Скажем, $40 млн., которые комбинату удалось получить от ЕБРР и на 80% уже использовать, в момент получения были эквивалентны 81 млн. грн. Сегодня это уже 178 млн. Между тем, вся прибыль ЗАО в прошлом году составила 71 млн. грн., увеличившись на 4% по сравнению с 1997-м. Удивляться нечему: отпускные цены на пиво выросли в Украине только на 15-16%, тогда как гривня девальвировала на 80%.

Кроме этого, с прошлого года оборудование для пивоваренной промышленности не входит в состав критического импорта. Трудно что-либо возразить, так как для страны такой импорт действительно не слишком критичен. Но последствием станет ускорение процесса скупки отрасли из-за рубежа. Предприятия, где иностранный капитал преобладает, каждую покупку оборудования будут просто оформлять как инвестицию, производя под нее дополнительный выпуск акций. В общем, для «иностранцев» это вопрос вполне решаемый. А вот «Оболони» придется либо заплатить за оборудование его стоимость плюс пошлину, или срочно обзаводиться своим оффшором.

Вообще же, по оценке главного экономиста ассоциации «Укрпиво» Галины Кореньковой, иностранные инвестиции в пивоваренную отрасль за 1997-1998 годы составили около $100 млн. Около $30 млн. получил от ВВН запорожский «Славутич», в черниговскую «Десну» Interbrew вложил свыше $14 млн., около $11 млн. привлек и николаевский «Янтарь». Так что перспективы у киевлян достаточно сложные. Все может пойти по сценарию «Свиточа», где тоже начинали с кредитов ЕБРР, а потом пришли к необходимости уступить крупный пакет «Нестле». Г-ну Слободяну уже делали «предложения, от которых невозможно отказаться», но пока он отказывается…

Мы и сами с усами

На родное правительство особой надежды нет. Точнее, от него ждут, когда же оно прекратит наконец свою любимую практику - бить в спину. За пивоваренной промышленностью водится странная по нынешним временам особенность - почти нет бартера, все расчеты производятся «живыми» деньгами. Более того, экспорт пива по бартеру вообще запрещен. Пивовары еще и налоги платят не как все нормальные люди, т.е. наполовину зачетами, а все теми же деньгами. Естественно, столь ненормальное для украинской экономики положение не может не вызывать у Кабмина желания получить с отрасли как можно больше.

В прошлом году ставку акциза подняли с 0,04 до 0,11 экю на литр. Последствия были очень тяжелыми. Предприятия потеряли оборотные средства, и производство стало стремительно падать. При ожидаемом сезонном спаде в 45% он достиг 64%. В конце концов ставку снизили, причем уже до 0,02 экю (с 1999 года - евро). Но из-за пяти месяцев действия повышенной ставки отрасль потеряла массу средств, и почти весь первый квартал ушел на восстановление утраченного. Как только положение стабилизировалось, Кабмин тут же выразил желание наступить на те же грабли. В одном из проектов аналитической записки приводилось даже обоснование, что если производство сократится на 40%, то фискальный эффект от увеличения ставки акциза более чем в пять раз все равно перекроет эти потери. Что произойдет при таком спаде в самой отрасли, надо думать, волновало разработчиков мало. А жаль. Потенциальные последствия можно продемонстрировать на примере той же «Оболони». В июне она выпустила 18,2 млн. литров пива. При ставке акциза в 0,02 евро за это следовало заплатить 360 тыс. евро, при 0,11 евро - уже 2 млн. Т.е. за месяц у предприятия могли дополнительно увести сумму, эквивалентную 7,3 млн. грн. Все это и называется поддержкой национального производства?

2 июля Верховная Рада этот проект отклонила, но пивовары опасаются, что правительство на этом все равно не успокоится.

Еще одной серьезной проблемой стала для отрасли концентрация производства на шести-восьми крупнейших предприятиях. Заводы, не вошедшие в список «вкусных» для инвесторов, сегодня живут по-разному. Очень тяжело сложилась судьба в прошлом одного из флагманов - Днепропетровского пивзавода. Пару лет назад за него кипела борьба. Местные власти стремились пересмотреть результаты приватизации, по итогам которой предприятие перешло в руки двух наших бывших соотечественников, ныне проживающих в США. Счета завода блокировали и в конце концов предприятие вернули в коллективную собственность. Вот только за время борьбы почти потерян рынок, и сейчас завод «лежит». При мощности в 6,5 млн. дал в год он за все первое полугодие произвел чуть больше 0,5 млн.

Ну а малые заводы сейчас медленно теряют рынок. В июне, в разгар жары, когда все форсировали выпуск пива, производство на них составило только 24% по сравнению с 28% в прошлом году. У малых заводов очень ограничен доступ к дешевым ресурсам, сырью, нет возможности создать широкую сеть реализации. Все это может привести к полной их ликвидации. Хотя иногда маленький пивзаводик варит удивительно вкусное пиво, к которому вдобавок привыкло население. В Германии такие предприятия даже защищают в законодательном порядке, выделяя определенную квоту. Неплохо бы проработать этот вопрос и у нас, но вряд ли у кого-то руки дойдут…

Сейчас начался процесс постепенной скупки акций «малышей» у их сотрудников. Платят, как правило, мало - цены колеблются от 2 до 18 копеек за 25-копеечную акцию. С учетом того, что и уставные фонды предприятий, как правило, невелики, скупку акций порой можно провести за несколько десятков тысяч гривен. Цель - создание холдинга из нескольких заводов, что позволит проводить единую сбытовую политику.

P.S. В новейшей истории пивоваренной отрасли есть один интересный нюанс. Не было никаких тендеров на инвестиционных советников, на помощь которых так надеется наше правительство при продаже энергокомпаний. Когда это было необходимо, фирмы-покупатели привлекали ту или иную консалтинговую фирму для оценки рынка, естественно, платя ей из своего кармана. Никто даже и не заикался, чтобы платить им деньги из бюджета. Конкуренция, знаете ли…