Если наиболее романтичные и начитанные представители более старших поколений могут часами рассказывать о тонких различиях между пиратами, корсарами, каперами и флибустьерами, то для большей части молодежи пиратский бизнес все чаще ассоциируется с нелицензионными компакт-дисками и видеокассетами. А зря. Усилия, предпринимаемые транснациональными компаниями в деле защиты авторских прав и прав на интеллектуальную собственность, приобрели в последнее время такой размах, что высокотехнологичное пиратство вот-вот станет анахронизмом. В то время как традиционное морское с каждым годом приобретает все большую актуальность. И реальной силы, дабы обуздать столь бурное его развитие, пока не видно.
Только за последний год, по данным Международного морского бюро, в мире было совершено 469 разбойных нападений на морские суда. Это в пять раз больше количества нападений, зарегистрированных в 1990-м. При этом жестокость и беспощадность морских разбойников растет еще более быстрыми темпами: за прошлый год от руки бандитов погибло 72 моряка, тогда как еще в 1999 году — трое. Общий материальный ущерб, нанесенный пиратами, оценивается в 16 млрд. долл. в год, и аналитики не спешат делать хоть сколько-нибудь утешительные прогнозы на ближайшее будущее. Более того, учитывая, что 90 процентов всех грузов в мире транспортируется именно водным путем, ожидается еще больший размах пиратской деятельности.
Причины столь бурного расцвета этого своеобразного бизнеса не сильно отличаются от тех, которые сработали в XVII—XVIII веках: отчаянность финансового положения и ощущение своей полной безнаказанности. Многие эксперты связывают всплеск пиратских нападений с последствиями азиатского финансового кризиса, от которого до сих пор еще так окончательно и не оправились некоторые страны. С этой точкой зрения неплохо согласуется статистика, показывающая, что большинство нападений совершается вблизи обнищавшего побережья Бангладеш, а также между Индонезийским и Филиппинским архипелагами. А Малаккский пролив, соединяющий Индийский океан с Тихим, и вовсе стал постоянным местом обитания морских банд, на долю которых приходится три четверти всех пиратских нападений на планете. Тем более что именно через эти воды провозится половина всех транснациональных грузов.
Впрочем, если причины пиратской «специализации» и напоминают о делах давно минувших дней, то оснастка современных морских разбойников за последнее время сильно изменилась: спутниковые системы коммуникаций, системы глобального позиционирования, аппаратура для фальсификации любых документов, самое современное автоматическое оружие. Неудивительно, что со стороны гражданских моряков пираты крайне редко встречают сопротивление, а военных они весьма успешно обходят стороной. Впрочем, и те, в свою очередь, не проявляют к разбойникам особого интереса. Зато среди гражданских моряков сообщения о новых случаях морского разбоя распространяются со скоростью пожара.
История грузового судна Inabukwa, не так давно побывавшего в руках пиратов, пользуется особой популярностью. Прежде всего благодаря своей счастливой концовке, которая достаточно редка среди сотен других аналогичных историй. 15 марта с. г. корабль, груженный слитками олова, цинком и белым перцем, отправился с одного из индонезийских островов в Сингапур. 44-летний капитан Хазбулла Зайн уже не раз проходил этот 18-часовой маршрут и от души порадовался, что ни спокойное море, ни хорошая видимость не предвещают неприятных сюрпризов. С наступлением ночи он отправился в свою каюту заполнять бумаги, а основная часть его небольшой (21 человек) команды собралась в кают-компании перед видеомагнитофоном. И никто не заметил, что за судном уже какое-то время следует скоростной катер, который держится прямо за его кормой, в зоне, недосягаемой для корабельных радаров. Ближе к ночи катер торпедировал борт судна, и при помощи абордажных крючьев дюжина мужчин в черных шлемах молниеносно вскарабкалась на борт. Угрожая пистолетами и автоматами, они собрали всю команду в кают-компании, весьма убедительно посоветовав не оказывать сопротивления. Связав моряков, пираты начали обшаривать судно, не брезгуя и личными вещами экипажа.
Через некоторое время связанного капитана подвели к предводителю пиратов и потребовали объяснить, как управлять судном. Капитан, который ходил в море с 10 лет, весьма удивился, что за такое дело взялись столь наивные и незнающие люди. Выжав из капитана все, что смогли, пираты завязали всем морякам глаза и поспихивали их в шлюпку, а затем и в воду. Многие уже приготовились проститься с жизнью, но острая боль в ногах вызвала дикие вопли радости — они оказались на одном из коралловых рифов. От берега их отделяло не больше 50 метров воды, и это показалось чудесным спасением. Тем более что пираты оставили морякам флягу с водой и несколько упаковок вермишели быстрого приготовления.
Впрочем, спустя два дня, когда вся вода была выпита, а вермишель съедена, некоторые уже жалели, что вместо быстрой смерти их обрекли на долгую и мучительную. Но вот к концу дня на горизонте показались два рыбачьих баркаса. Моряков заметили, однако подплывать к ним не спешили. Несколько часов длились переговоры на расстоянии, пока капитан не пообещал заплатить за спасение 600 долларов. Рассказанной моряками истории рыбаки верить не хотели и не скрывали того, что считают их самих пиратами и боятся попасть в ловушку…
Тем временем одному из безработных лоцманов в Джакарте позвонил незнакомый корабельный агент и предложил 2 тыс. долларов за то, что тот проведет грузовое судно от Сингапура на Филиппины. Сумма для лоцмана была очень большая, и он тут же отправился на борт корабля. Однако внешний вид судна вызвал самые нехорошие подозрения. Корабль явно только что пережил настоящий погром, и только название — Chungsin — блестело свежей краской. Лоцман попросил показать документы на судно, однако его заверили, что корабль был только что куплен и бумаги еще оформляются. После этого и корабельный агент, и трое говоривших по-китайски незнакомцев покинули корабль, оставив лоцмана вместе с еще несколькими наемными моряками.
Следуя полученным по сотовому телефону распоряжениям, моряки доставили судно в заброшенный рыбацкий городок на Филиппинах, известный как излюбленное место контрабандистов. Однако вместо обещанных документов их здесь встречала береговая охрана, которая сказкам о недооформленной продаже корабля не поверила. Тем более что к этому времени под наспех нанесенной новой краской уже проступило прежнее название судна — Inabukwa, стоимость которого составляла 2,1 млн. долл.
…Ноэль Чунг, директор Международного морского бюро, поведавший эту историю журналистам, подчеркнул, что счастливый конец, когда и команда осталась в живых, и судно было найдено, встречается исключительно редко. Возможно, это случилось только потому, что за дело взялись непрофессионалы. Обычно команду спускают на воду без всякой воды и еды, а судно молниеносно перекрашивают, меняют без оформления сделки по бартеру, и …снова захватывают. Хорошо хоть, что до сих пор такая участь не грозила пассажирским кораблям. Ведь хотя на современных круизных лайнерах и есть чем поживиться, уж больно много с ними мороки.