UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРСПЕКТИВЫ «АЛЮМИНИЕВОГО» СОТРУДНИЧЕСТВА

Отечественные предприятия металлургии пока еще дышат, хотя уже давно нельзя назвать их оплотом экономики...

Автор: Иван Гонта

Отечественные предприятия металлургии пока еще дышат, хотя уже давно нельзя назвать их оплотом экономики. Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, неплатежеспособность отечественных потребителей металлургической продукции и затратность этого производства заставляют металлургов искать наиболее приемлемые варианты выживания и переориентироваться в зависимости от спроса.

Аналогичные проблемы одолевают и соседей, бывших некогда партнерами украинских предприятий. Причем, партнерство во многих случаях было, что называется, неразделимым. Как, например, у Николаевского глиноземного завода и российских алюминиевых комбинатов, которые, изготовив из украинского глинозема первичный алюминий, отправляли его для изготовления изделий из алюминия и в ту же Украину. Сегодня потребность внутрироссийского рынка в алюминии едва ли способна востребовать 10% от общего возможного производства алюминия в РФ. Возможности экспорта ограничены, а главное - вывозить так называемый первичный алюминий - не самая выгодная затея. Россияне при этом остаются всего лишь сырьевым придатком для импортеров, перерабатывающих тот же российский алюминий, что при продаже изделий из него приносит намного больше прибыли, нежели незатейливый экспорт алюминия первого передела. И выходом из сложившейся ситуации может быть восстановление деловых отношений с традиционными партнерами и одновременно расширение рынка сбыта производимой уже совместными усилиями продукции на рынках государств, вошедших в такую кооперацию. В российской алюминиевой промышленности в этом направлении первым, можно сказать, совершил прорыв «Саянский алюминиевый завод» (СаАЗ), известный уже читателям «ЗН» как партнер НГЗ и «Южмаша».

Созданная в 1997 году на базе СаАЗа промышленная группа «Сибирский алюминий» объединила ряд предприятий российской алюминиевой промышленности по принципу вертикальной интеграции. Другими словами, в рамках группы обеспечивается замкнутый цикл производства и последующая реализация производимой алюминиевой продукции. Группа «Сибирский алюминий» объединила вокруг СаАЗа такие предприятия, как АО «Самарский металлургический завод» (крупнейший в Восточной Европе комбинат по производству проката и полуфабрикатов из алюминия и его сплавов), АО «Саянская фольга» (производитель фольги и упаковочных материалов из нее на территории СНГ), АО «Роста-Холдинг» (первый российский завод, производящий алюминиевые банки для напитков), АО «Абаканвагонмаш» (выпускающий грузовые контейнеры, вагоны и платформы), а также некоторые другие предприятия торговли и сбыта.

Сосредоточив кооперационные усилия, группе удалось, несмотря на падение мировых цен на алюминий и реорганизацию предприятий группы, обеспечить относительно высокую рентабельность производства, например СаАЗа - 15%, а также сохранить основной и оборотный капитал. При этом рейтинг основного предприятия группы остается самым высоким среди российских производителей алюминия.

Задача восстановления кооперационных связей между предприятиями алюминиевой промышленности России и Украины в настоящее время решается в качественно новых условиях. Широкие перспективы для дальнейшего развития делового сотрудничества украинских и российских предприятий в сфере высокотехнологичных и наукоемких производств открывает подписанное недавно межгосударственное соглашение о создании международного консорциума «Средний транспортный самолет» (СТС). В состав консорциума по производству Ан-70 входят ведущие авиазаводы Украины и России, в том числе «Авиант» и самарский «Авиакор» (последний в составе группы «Сибирский алюминий» входит в число учредителей корпорации). Вслед за «Авиакором» партнерские связи с этой группой установила и самарская «Гидроавтоматика» - один из крупнейших в России производителей агрегатов для военных и гражданских самолетов. Вместе с «Самарским металлургическим заводом» (который, кстати, поставляет, как мы уже знаем, алюминиевый прокат на днепропетровкий «Южмашзавод» для выполнения заказа в рамках международного консорциума «Морской старт») эти предприятия образуют важное звено в вертикально интегрированной структуре предприятий группы. Это существенно расширяет возможности взаимовыгодной кооперации российских и украинских партнеров в производстве самолетов нового поколения, в первую очередь Ан-70 и Ан-140.

Процесс создания на основе корпорации вертикально интегрированной структуры, обеспечивающей устойчивость полного технологического цикла от производства сырья и первичного алюминия до выпуска продукции глубокой переработки металла, будет существенно стимулировать развитие предприятий смежных отраслей и позволит Украине в течение трех-пяти лет привлечь дополнительные инвестиции в эти отрасли.

Я понимаю, что упоминание слова «инвестиции» у многих может вызвать усмешку. Мол, откуда им взяться? Между тем, есть основания предполагать, что заявки группы «Сибирский алюминий» вполне реальны. Подтверждением тому служит и информация губернатора Самарской области Константина Титова. (Именно в этом регионе РФ расположен СМК, входящий в группу «Сибирский алюминий»). Так вот, К.Титов уверяет, что Самарская область входит в пятерку российских регионов по объему инвестиций (которые составляют уже свыше 400 млн. долларов). И часть этих инвестиций привлечена именно для реализации проектов группы «Сибирский алюминий».

На фоне вышесказанного привлекает внимание создание украинско-российской Национальной алюминиевой корпорации, стратегической целью которой провозглашено обеспечение национальных интересов Украины и России в области производства алюминия и смежных отраслях промышленности. В состав учредителей корпорации вошли с украинской стороны ОАО «Южный машиностроительный завод», с российской стороны - группа «Сибирский алюминий» в лице ее ведущих предприятий ОАО «Саянский алюминиевый завод», ОАО «Самарский металлургический завод», ОАО «Авиакор», ОАО «Саянская фольга», ОАО «Ростар-холдинг». Наряду с регистрацией учредительных документов этой корпорации происходит дальнейший поиск партнеров. В стадии рассмотрения находятся вопросы вхождения в состав корпорации Киевского государственного авиационного завода и Харьковского государственного авиационного промышленного предприятия, госкомпании «Укрспецэкспорт», украинских предприятий-потребителей продукции из алюминия, а также участия в деятельности корпорации американской алюминиевой компании Reynolds Metals и Таджикского алюминиевого завода.

Важнейшими принципами, на которых будет строиться деятельность корпорации, являются безусловное выполнение взятых на себя договорных обязательств, уважение национальных интересов и государственной целостности стран-партнеров, соблюдение международных норм и обычаев делового оборота.

Стратегия деятельности корпорации предусматривает: ориентацию производства предприятий корпорации на внутреннего потребителя; ориентацию инвестиционных программ на повышение устойчивости производственного процесса; развитие платежеспособного спроса на продукцию предприятий корпорации за счет выполнения инвестиционных проектов в смежных отраслях промышленности; развитие деловых отношений с партнерами с целью защиты алюминиевых рынков от «недружественных» инвесторов; а также интеграцию в мировое сообщество ведущих алюминиевых компаний через развитие сотрудничества с Reynolds, Pechiney, Alcoa и др.

Нынешний мировой финансовый кризис и продолжающееся снижение цен на алюминий крайне осложнили положение предприятий алюминиевой промышленности в Украине и России. В этих условиях создать и эффективно использовать механизм реализации инвестиционных проектов возможно лишь на основе развития интеграции производств и капиталов с предоставлением реальных правовых и имущественных гарантий всем участникам. Удастся ли это инициаторам создания корпорации - скоро узнаем.