UA / RU
Поддержать ZN.ua

Перемены, которых так и не дождались

Мы уже устали писать о привычных для украинско-польской границы очередях на несколько часов, об абсурдном запрете на пересечение ее пешком и на велосипеде...

Автор: Якуб Логинов

Говорят, граница — это визитная карточка страны. В отношении Украины подобное утверждение имеет двоякое значение. Ведь, в отличие от большинства государств Европы, в которую мы якобы очень стремимся, в киевском и львовском аэропортах не найдешь билетов на дешевые рейсы в ведущие столицы континента. Авиабилеты у нас дорогие, ведь в Украине заблокирован доступ на рынок для операторов дешевых авиалиний — что, конечно же, не может не наносить вред туристической отрасли. А западный турист, хоть и зарабатывает неплохо, трижды пересчитает каждый евро, прежде чем потратить его на какую-то прихоть. В этой ситуации европейским путешественникам остается дорога по суше, на которой приходится преодолевать не очень приятный барьер — западную границу Украины.

Мы уже устали писать о привычных для украинско-польской границы очередях на несколько часов, об абсурдном запрете на пересечение ее пешком и на велосипеде. Устали называть причины такого положения и предлагать пути решения проблем. Однако придется сделать это в очередной раз.

Когда через польскую границу прокатилась волна протестов, можно было надеяться, что политики и дипломаты наконец-то обратят внимание на эту скандальную ситуацию и начнут системные изменения. Но увы. Требования таможенников и контрабандистов были учтены в полной мере, и все обрадовались, что ситуация на польской границе постепенно нормализуется. Только все почему-то забыли, что «норма» здесь означает совершенно не те стандарты, которые хотелось бы видеть на границе двух цивилизованных, дружественных государств.

Итак, замечательный шанс провести необходимую, нелегкую системную реформу утрачен. Более того, дипломаты, заключая соглашение о малом пограничном движении, учитывают исключительно нужды таможенников и мелких контрабандистов, которых пресса почему-то называет «предпринимателями». Многие при этом говорят о том, что «трансграничное сотрудничество» (в форме передвижения с мелкими партиями товара туда и обратно) — это замечательное средство решения социальных проблем Львовщины и Волыни. Но в то же время забывают, что существующие проблемы вызваны именно «взятием» границы теми же контрабандистами. Ведь при коррумпированных порядках, введенных теми же мелкими контрабандистами вместе с некоторыми таможенниками, честным туристам на границе делать нечего. А именно туристы из Польши и Германии, которые обязательно приехали бы на Львовщину и Волынь, если бы время ожидания составляло максимум полчаса, — это единственный надежный путь для реального возрождения экономики пограничных населенных пунктов.

Но даже если мы решили и в дальнейшем препятствовать развитию туризма ради заработка «челночных» контрабандистов, то соглашение о малом пограничном движении здесь ничего не изменит. Оно разве что увеличит и без того большие очереди и отпугнет от Западной Украины немногочисленных иностранных туристов. В свою очередь, обладателей карточек, которые формально должны давать право пересечения границы без визы, под любым предлогом будут заворачивать польские пограничники. Опыт функционирования украинско-польской границы свидетельствует: чем либеральнее подход к выдаче виз украинцам, тем хуже отношение к ним со стороны рядовых польских пограничников.

И в ответе за это не пограничники, которые просто исполняют свои обязанности. С пересечением границы Украины с ЕС действительно связаны определенные серьезные угрозы, такие, как контрабанда и нелегальная миграция, и закон возлагает на пограничников обязанность упреждать их. Предпосылок для возникновения проблемных ситуаций слишком уж много, но все можно решить. И если Словакия и Венгрия называют эти проблемы своими именами и внедряют непопулярные, но необходимые меры, то Польша предпочитает делать вид, что проблемы нет.

На практике это до сих пор выглядело так, что польские консульства снисходительно относились к контрабандистам и беспрекословно выдавали им визу — мол, должны же люди как-то зарабатывать. Чтобы выжить. Совершенно иной подход избрали словацкие службы. Они не имеют ничего против того, чтобы граждане Словацкой Республики часто ездили в Закарпатье в больших количествах закупать более дешевые украинские неподакцизные товары, такие, как продукты питания или одежда. Но они жестко относятся к контрабандному ввозу сигарет или алкоголя. Украинский гражданин, которого словацкие таможенники поймают на мелкой контрабанде табачных изделий, может распрощаться с перспективой получения визы в Словакию в течение ближайших пяти лет.

Подобного и представить нельзя в Польше. Например, в приграничной с Украиной Медице есть базар, где в 200 метрах от пункта пропуска, просто на глазах у таможенников и правоохранителей, процветает мелкая и оптовая торговля незаконно ввезенными сигаретами и спиртом, — чего в Восточной Словакии не увидишь. Понятно, что от этого больше всего выигрывают польские контрабандисты и организованные преступные группы, по дешевке скупающие у «челноков» товар и вывозящие его «фурами» в Германию и Нидерланды.

Словаки никогда не говорили о том, что у них процветает «стратегическое партнерство» с Украиной. Наоборот, тамошние дипломаты и таможенные службы последовательно подчеркивают, что украинско-словацкая граница — это источник проблем. А коль проблема сформулирована — можно ее решать. В Словакии и на Закарпатье постоянно на повестке дня вопрос об улучшении ситуации на границе. И хотя жители края недовольны визовыми ограничениями словаков, но прекрасно понимают их аргументы и не протестуют против них.

В конце концов, зачем ездить в соседнюю страну с товаром, если словаки приезжают в Закарпатье закупать мешками сладости, багажниками — минеральную воду и пиво, да вдобавок еще и украинские консервы, кофе и набор легальных сигарет и водки, создавая тем самым легальные рабочие места в самой Украине? Экономическое возрождение села Малые Сельменцы после открытия в декабре 2005 года пешеходного пункта пропуска — лучшее доказательство того, что вместо выезда украинских граждан с контрабандными товарами на Запад социальные проблемы можно решать благодаря приезду западных покупателей в Украину.

Впрочем, в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Действительно, словаки образцово противо­действуют коррупции, контрабанде и очередям на границе с Украиной. Но после вступления в Шенген словацкое консульство в Ужгороде почему-то решило стать более «европейским», чем того требует сам Брюссель. С января консулы, порой даже не заглядывая в документы, отказывают в шенгенской визе почти всем, кто за ней обращается. У корреспондента «ЗН» есть копии документов нескольких десятков закарпатских предпринимателей, которым отказали в визе без каких-либо объяснений и даже не возвратили поданные документы.

Удивляет, что эти люди как раз и выполнили жесткие правила Шенгена: подали словацкое свидетельство предпринимателя, справку из банка, которой подтверждается остаток в размере не менее 5000 евро на текущем счету, документы на машину, страховку и выполнили еще немало формальностей. Но разрешение на въезд в Шенген получили не они, а те, кто регулярно возит контрабандные сигареты в Польшу. Ведь, в отличие от «челноков» с польской границы, закарпатские предприниматели ведут себя спокойно и вежливо, так что их проблемы вызывают меньше сочувствия у журналистов, чем мытарства «сигаретных предпринимателей» со Львовщины и Волыни. А так как словакам и полякам нужно как-то обеспечить «хороший» показатель отказов в визах, чтобы доказать Брюсселю, что граница под надежной охраной, то делается это за счет тех, кто меньше кричит.

Польские политики и сотрудники варшавского МИДа все время убеждали, что на восточной границе все прекрасно. А польско-украинские отношения — вообще пример для подражания. «Есть проблемы с получением виз? Согласны, но мы же так стараемся, это только львовская мэрия тянет с выдачей разрешения на строительство нового консульства, где можно будет выдавать еще больше виз, — без устали повторяют польские консулы. — Украинские граждане занимаются контрабандой сигарет в Польшу? Есть немного, но мы (польские консулы) это понимаем, нужно же с чего-то жить, это только ЕС мешает нам в полной мере содействовать этому явлению»...

Однако в последнее время стало очевидно, что нельзя больше скрывать истинное положение дел за кулисами этой идиллии. Консулы могут себе позволить выступать в роли «доброго дяди», который хотел бы каждому выдать визу — даже лицам, живущим с того, что переносят мелкие партии сигарет и заявляют об этом на весь мир, добиваясь привилегий. Но рядовых таможенников и пограничников никто не освобождает от обязанности очень тщательно проверить, нет ли у данного лица контрабанды и совпадает ли подлинная цель поездки в ЕС с декларируемой в визовой анкете. А в большинстве своем не совпадает, о чем консульства прекрасно осведомлены.

Консул может выдать визу контрабандисту и таким образом пропиарить себя в качестве «большого друга Украины». Но польский таможенник, который этого же контрабандиста с соответствующей визой не остановит на границе (хотя остановить его должен тот же консул), может оказаться в тюрьме.

Следовательно, соглашение о малом пограничном движении — это что-то вроде гашения пожара бензином. Нет, я не утверждаю, что оно не нужно. Однако следует изменить приоритеты. Мы категорически не можем считать контрабанду способом решения социальных проблем. Есть методы получше. Массовый туризм поляков в Украину, экспорт западноукраинских изделий в Польшу и страны Скандинавии, западноевропейские инвестиции в Западную Украину, развитие транспортных коридоров, аутсорсинг услуг из Западной Европы в Западную Украину — это те конкретные пути экономического возрождения, которые нужно всячески поддерживать. Вместе с тем стоит избавиться от иллюзий: все это останется на бумаге, если пересечения польско-украинской границы в дальнейшем придется ждать пять и больше часов (из-за потакания безработным «челнокам»), а доступ дешевых авиалиний в Украину, с которого мы и начали эту статью, и в дальнейшем будет блокироваться выгодным для монополистов законодательством.

Но самая большая проблема, которую нужно решить путем внесения изменений в соглашение о пограничном движении, — это беспредел контрабандистов с польскими паспортами. Многие жители Перемышля и близлежащих территорий пересекают границу более 200 раз в месяц, что возможно только за взятку. На самом простом виде «челночной» контрабанды они зарабатывают свыше 3500 злотых в месяц, что вдвое превышает среднюю зарплату в легальной экономике. Несложно догадаться, что при такой рентабельности «челночной деятельности» контрабандисты с польским паспортом, не нуждающиеся в визе в Украину, превратили границу в свое частное хозяйство. Где уж сквозь их стройные ряды пробиться честным туристам и бизнесменам! В этом и состоит истинная причина очередей, а строительство новых пунктов пропуска ничего не изменит, пока заработок контрабандистов будет превышать неплохую легальную зарплату в Перемышле или Холме.

Решить эту проблему довольно просто — достаточно законодательно ограничить допустимое количество пересечений границы 20—30 в месяц в одном направлении. Только это заставит людей, каждые два месяца меняющих паспорт, потому что не остается места для штампов, искать легальную, честную работу, которой в Перемышле хватает.

Во всех этих приграничных делах есть одна вещь, лучше всего свидетельствующая об отношении Варшавы и Киева к проблемам обычных людей — честных предпринимателей и туристов. Речь идет о введенном еще Сталиным и до сих пор не отмененном запрете на пересечение советско-польской (а сейчас — украинско-польской) границы пешком и на велосипеде.

Внешне все выглядит благополучно: запрета как такового не существует, просто порядок пересечения границы во всех (кроме Шегинь) отдельных пунктах пропуска не предусматривает пешеходного и велосипедного движения. Это еще можно понять, если речь идет о старых, советских терминалах, построенных в сталинскую эпоху. Но и новые, модернизированные за миллионы евро проектируют без учета возможности обслуживания пешеходного и велосипедного движения.

А контрабандисты и коррумпированные служащие этому рады. Ведь с пешехода-неконтрабандиста взятку не получишь. Иное дело — запретить пешеходное движение, тем самым вынуждая пеших туристов останавливать машину, платить водителю 20 гривен за перевозку и брать на свой паспорт часть его контрабанды. Чем пользуются все, только не туристы и государственные бюджеты.

Этот абсурдный запрет может многим читателям показаться чем-то второстепенным, не заслуживающим внимания. И если сравнивать его с более серьезными проблемами, так оно и есть. Однако наше согласие на мелкие абсурды в конце концов приводит к тем кризисным ситуациям, которые мы наблюдали этой зимой.

Снятие запрета на пересечение границы пешком и на велосипеде, по крайней мере в «туристическом» пункте пропуска в Карпатах (Смильница—Кросценко), должно стать первым шагом на пути к нормализации. Шагом, который бы свидетельствовал: политики действительно осознали необходимость системных изменений.