UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пакты, фонды и дефолты

В зоне евро хоть и неспокойно, но наметился прогресс.

Автор: Юлия Загоруйко

Запуск Пакта о конкурентоспособности

После ощутимого удара по амбициям и карманам еврозоны, который в 2010-м нанесли неблагополучные Греция с Ирландией, лидеры ЕС пытаются не терять веры в лучшее будущее. Конечно, верить гораздо легче в Германии, которая наращивает экспортные обороты, или во Франции, где ВВП и потребительские расходы медленно, но растут. Сложнее поддерживать надежду в Испании, побившей рекорды по безработице, или в Италии, замыкающей пятерку самых слабых экономик ЕС. Чтобы сгладить все более ощутимые различия в экономиках стран еврозоны, Германия и Франция, традиционные локомотивы ЕС, в начале февраля выступили с совместной инициативой - заключить Пакт о конкурентоспособности.

Согласно документу, страны еврозоны должны в дальнейшем добровольно согласовывать экономическую, финансовую, социальную политику, а также - взять на себя конкретные обязательства в целях повышения конкурентоспособности как еврозоны в целом, так и национальных экономик.

В проекте пакта есть несколько довольно жестких пунктов, касающихся налоговой политики, заработной платы, пенсионного возраста. Естественно, это понравилось в ЕС далеко не всем.

Например, предложение об отмене индексации заработной платы на инфляцию не могло понравиться тем странам, где госсектор составляет значительную долю в экономике, или Бельгии и Португалии, где такая практика широко применяется. Следующий пункт преткновения - единые нормы корпоративного налогообложения. Страны с низким налогом на прибыль компаний (на Кипре и в Болгарии - 10%, в Ирландии - 12%) вряд ли согласятся на унификацию, если средний показатель по ЕС составляет 23%.

Но самые бурные споры вызвал пенсионный вопрос. В проекте предлагалось привести пенсионную систему в соответствие с демографической ситуацией. В большинстве стран почему-то заподозрили, что речь идет о повышении пенсионного возраста.

Коллективная критика подействовала, документ стали смягчать. И на саммите глав государств ЕС 24-25 марта пакт был принят в новой редакции под названием «Евро-плюс». В нем уже не идет речь об отказе от индексации зарплат и не упоминается планка по пенсионному возрасту. Документ предлагает национальным правительствам самим выбирать меры для обеспечения конкурентоспособности экономик, исходя из национального опыта, но при этом соблюдать «социальный диалог».

Под пактом подписались все 17 стран еврозоны. Не использующие единую валюту Дания, Польша, Болгария, Румыния, Латвия и Литва также согласились исполнять условия «Евро-плюс». Отказались присоединиться к пакту Великобритания, Швеция, Чехия и Венгрия. В последующие 12 месяцев подписанты обязываются предоставить перечень конкретных действий по внедрению пакта для координации экономической политики стран еврозоны.

Несмотря на то, что от первоначальных жестких предложений Франции и Германии в конечном счете мало что осталось, эксперты считают, что «Евро-плюс» обязан стать важным шагом для сближения экономик еврозоны, ибо единая валюта не может больше существовать без единой экономической политики.

Реформа Пакта стабильности и развития

В далеком 1996-м в Дублине именно Германия и Франция, в лице канцлера Коля и президента Ширака, в тяжелых дебатах пришли к компромиссу по поводу функционирования зоны единой валюты. Было принято решение, что против страны, превысившей трехпроцентный дефицит бюджета, автоматически вводятся штрафные санкции, которые, однако, должны получить одобрение всех министров еврозоны. Так родился знаменитый Пакт стабильности и развития.

Сегодня в еврозоне практически не осталось стран, строго соблюдающих правила экономического общежития. Однако предусмотренная система штрафования так практически никогда и не применялась. Посему в середине марта министры финансов стран еврозоны наконец решились на реформу пакта стабильности, которая должна ввести в практику более жесткие санкции для стран-должников.

Штрафы теперь будут налагаться и за превышение общего дефицита госбюджета, и за уровень задолженности свыше 60% от ВВП. В качестве превентивной меры реформа предполагает значительное ужесточение контроля за бюджетным планированием в национальных экономиках.

Вначале страна-нарушительница будет вносить залог в размере 0,2% ВВП. Если дефицит и после этого не уменьшится, залог автоматически переходит в разряд штрафа и стране не возвращается. Чтобы представить размеры этих долей процента, достаточно сказать, что для Германии такой штраф означал бы потерю около 5 млрд. евро.

Предполагается, что средства от штрафов будут поступать в нынешний временный Европейский фонд финансовой стабильности, а с 2013 года - в постоянный фонд. За предложенную реформу в июне должен проголосовать Европарламент. Чем больше стран к тому моменту окажутся в статусе нарушительниц, тем меньше шансов на реализацию реформы.

Увеличение временного фонда откладывается

По двум главным пунктам повестки дня последнего саммита ЕС (24-25 марта) решение принято не было. Речь идет об увеличении Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) с нынешних 250 до 440 млрд. евро и создании нового антикризисного фонда ЕС - Европейского механизма стабилизации (ESM).

Временный фонд стабильности был создан весной 2010 года, когда всем европейским миром спасали от дефолта Грецию. Его объем составил 750 млрд. евро, где непосредственная доля ЕС - 440 млрд. евро, вклад МВФ - 250 млрд. евро и вклад Европейской комиссии - 60 млрд. Предполагалось, что в течение трех лет фонд будет оказывать финансовую поддержку проблемным странам ЕС, чтобы предотвратить кризис всей европейской экономики.

Что касается европейской доли в 440 млрд. евро, то лишь 250 млрд. - эффективный объем, который может быть использован в качестве займов. Остальная часть суммы - госгарантии, облегчающие фонду привлечение средств на рынке.

Пока что механизм временного фонда был задействован единожды - в ноябре 2010-го - для помощи Ирландии (85 млрд. евро). Но поскольку в гипотетической очереди к фонду уже стоит Португалия, за ней - Испания, а далее, возможно, Италия и другие, то было принято решение не только увеличить объем временного фонда, но и создать новый антикризисный фонд - постоянный.

Вопрос расширения объема временного фонда лидеры Евросоюза отложили до середины года. Причин несколько. Одна из них - ситуация в Финляндии, где накануне выборов 7 апреля парламент распущен и потому не в состоянии принимать решения. Более того, вопрос участия Финляндии в антикризисном европейском фонде стал одним из ключевых в предвыборной борьбе и, как ожидается, может стать решающим при формировании нового правительства.

Еще причина - необходимость координации между существующим и будущим фондами. Таковы ли причины на самом деле, или они лишь прикрывают более глубинные расхождения во мнениях, покажет время.

Создание постоянного фонда помощи почти согласовано

Тем не менее за три дня до саммита министры финансов ЕС одобрили проект создания (в 2013-м) и финансовые параметры нового антикризисного фонда (700 млрд. евро). Новая схема предполагает, что 80 млрд. евро - это непосредственные денежные взносы стран-участниц (по типу уставного капитала). Остальные 620 млрд. - гарантии стран ЕС, которые дадут возможность фонду выпускать собственные облигации, продавать их на рынке, а вырученные средства предоставлять в виде кредитов стране, обратившейся за помощью.

Правда, реальный кредитный портфель фонда останется в пределах 500 млрд. евро. Также участие в ESM примет МВФ и, возможно, члены Евросоюза, не входящие в зону евро.

Доли стран - участниц фонда просчитаны пропорционально величине национальной экономики. Соответственно, самыми крупными должны быть вклады Германии - 27%, Франции - 20, Италии - 18%. Именно долевое участие в будущем фонде привело к особенно острым дебатам. После заявления Словакии была сделана коррекция: для стран с ежегодным доходом на душу населения ниже 75% среднего уровня по ЕС (в большинстве своем - это восточноевропейские страны) предусмотрено пропорциональное сокращение доли их денежного взноса в «уставный капитал».

Еще одной причиной отсрочки с созданием постоянного фонда стала позиция Германии, которая хочет оттянуть во времени выплату своей доли. Первоначально планировалось, что первый транш денежных взносов стран-участниц в 40 млрд. евро будет внесен к 1 июля 2013 года. Однако канцлер Германии Ангела Меркель настояла на том, чтобы 80 млрд. евро «уставного капитала» вносились в течение первых пяти лет существования фонда равными платежами (то есть по 16 млрд. евро).

Такая норма диктуется выборами в Германии 2013 года, где электорат скрупулезно подсчитывает, во сколько стране обходится «содержание» еврозоны. Партнеры Меркель по ЕС были вынуждены согласиться.

Минимум один дефолт

В конце марта британская корпорация ВВС опросила 52 ведущих экономиста Европы. Большинство из них прогнозируют Греции дефолт. Дежавю. Ибо ровно год назад Евросоюз и МВФ рассматривали возможность экстренной помощи Греции, чтобы спасти ее от грозившего дефолта.

Что изменилось за год? Греция получила мировую финансовую помощь в размере 110 млрд. евро, сократила бюджетные расходы, пережила массовые митинги и забастовки, а призрак банкротства ее не покидает. Более того, сегодня Афины приближаются к рекордному уровню государственного долга в 160% ВВП. И, несмотря на заверения греческого правительства, что оно «выплатит каждый цент», в это уже практически никто не верит.

Есть даже мнение, что уже в 2013 году Греции потребуется новая финансовая помощь. А это значит, что меры греческого правительства или недостаточны, или не выполняются.

Международные рейтинговые агентства дважды в течение марта резко снижали суверенные кредитные рейтинги Греции. Moody’s объясняет свое решение тем, что в стране продолжается тотальное несоблюдение налоговой дисциплины, а планы жесткой экономии не выполняются. Таким образом, кредитоспособность страны - члена ЕС сравнялась теперь с Боливией и Беларусью. Эксперты, уставшие прогнозировать все новые опасности, предлагают исключить Грецию из еврозоны.

Судя по опросу ВВС, следующей может объявить дефолт Ирландия. А дальше на очереди - Португалия. Ситуация в стране достигла кризисного пика: на прошлой неделе подал в отставку премьер-министр Жозе Сократеш, лидер Социалистической партии, ибо парламент в очередной раз отклонил его проект программы жестких мер по сокращению госрасходов и повышению налогов. Таким образом, жесткое противодействие профсоюзов и оппозиция в парламенте не дали Португалии шанса выбраться из кризиса самостоятельно.

В день отставки Сократеш сказал: «Я упорно отстаивал тезис, который считал фундаментальным, - защитить страну, избавить ее от необходимости обращаться к внешней помощи».

Падение кредитных рейтингов Португалии вынудило страну платить по баснословным ставкам. Стоимость новых заимствований Португалии на долговых рынках побила все рекорды за 12 лет существования зоны единой валюты.

Эксперты считают, что обращение Лиссабона за помощью к Евросоюзу - дело текущего месяца. Уже в апреле-мае ему понадобятся 9,5 млрд. евро для текущего обслуживания долга. Если так, то тот же португальский парламент, который отклонил программу Сократеша, вынужден будет одобрить программу жестких мер, которую потребует ЕС в переговорах о помощи.

Угроза дефолта Португалии вызывает на фондовых рынках беспокойство по поводу еще одной, более крупной европейской экономики - испанской. Поскольку треть всего долга Португалии (государственного и частного) приходится на банки соседней страны.

Как ни странно, экономисты, предсказывая в ближайшем будущем как минимум один дефолт в зоне евро, не считают, что единая валюта понесет серьезные потери. Европейский центральный банк достаточно неплохо выполняет свои функции регулятора, чтобы справиться с кризисом в еврозоне.