Лоуренс КЛЯЙН, лауреат Нобелевской премии по экономике, университет Пенсильвании
Владимир ЭСКИН, экономист, DRI-WEFA (Пенсильвания, США)
В течение более чем десятилетия крайне высокое мнение о долларе США господствовало во всем мире. Похоже, что большинство мировых валют за последние пять лет прошли проверку на прочность и уступили в этой неравной борьбе американской валюте. Жители разных стран и континентов видели в американском долларе способ обезопасить себя от инфляции в своих собственных странах и, конечно же, от возможной девальвации внутренних валют. Увы, такие тревоги были не беспочвенными. Однако причиной для перетекания международных финансовых капиталов в направлении «безопасного убежища» в США зачастую было не столько плачевное состояние экономики, сколько политическая нестабильность в разных странах.
Цепь девальваций началась в 1997-м, когда многие государства Юго-Восточной Азии не смогли удержать обменные курсы, привязанные к американскому доллару, и отправили свои валюты в свободное плавание. Затем в августе 1998-го российское правительство объявило дефолт по долгам, что привело к удорожанию доллара против рубля на 400 процентов. В начале 1999-го, после нескольких месяцев спекуляций, Бразилия девальвировала свой реал, что поставило остальную Латинскую Америку в весьма сложное положение: экспорт стал слишком дорогим по сравнению с бразильской продукцией. Список все расширялся и расширялся, со временем он включил евро, японскую иену, аргентинское песо и многие другие валюты, даже канадский доллар.
Столь высокая стабильность американской валюты привела к тому, что многие экономисты в течение ряда лет со вкусом дискутировали, насколько может быть завышена стоимость американского доллара и когда конкретно произойдет процесс коррекции. Надо сказать, что мнение о том, что американский доллар переоценен, а значит, подобная коррекция неизбежна, было в те времена весьма распространенным. Предсказания о потере долларом части былой силы зазвучали еще громче, когда в марте 2000 года в NASDAQ, доминирующем в США рынке ценных бумаг высокотехнологичных компаний, стало жарко. Каждый чувствовал, что индекс NASDAQ завышен и грядет процесс коррекции. В то же время многие говорили, что аналогичная судьба ожидает и американскую валюту. Нравится это кому-то или нет, но апрель 2002 года показал, что эти прогнозы относительно американского доллара сбываются, по крайней мере частично.
За последние несколько месяцев американский доллар потерял 12 процентов своей стоимости против евро и 10 процентов — против иены. Положительные экономические новости в США больше не имеют достаточной силы для того, чтобы повернуть тенденцию вспять. Немного удивляет, что этому мало поспособствовали даже исключительно высокие 6,1 процента прироста экономики в течение первого квартала 2002 года.
Существуют многочисленные объяснения нынешней слабости доллара — от извечной проблемы дефицита текущего счета платежного баланса США до структуры американского корпоративного руководства, которое сейчас находится в полном смятении. Также важно не упускать из виду, что в некоторой степени нынешнее обесценивание является результатом деятельности валютных спекулянтов — их «вклад» оценить исключительно сложно, однако то, что он есть, не вызывает никаких сомнений.
Но отбросим в сторону все истинные и предполагаемые причины нынешнего ослабления американской валюты. Зададимся вопросами, без ответа на которые невозможно оценить перспективы американской да и мировой финансовой системы. Прежде всего, представляет ли нынешняя тенденция структурный или фундаментальный сдвиг в сторону от всего того, что связано с американской экономикой и, следовательно, деноминацией американских активов, или же это просто циклическое выравнивание, вызванное преимущественно экономической и политической неуверенностью? Во-вторых, как более дешевый доллар повлияет на потребителей как в США, так и во всем мире? И в-третьих, как крупнейшие страны мира будут менять свою экономическую политику, для того чтобы приспособить ее к более слабому американскому доллару? Ни на один из этих вопросов пока нет ответа.. Однако понимание возможных последствий происходящего важно для принятия ответных или, если угодно, упреждающих шагов.
Вне зависимости от нынешней экономической ситуации в США, падения фондовых индексов, а также последних расследований в американском корпоративном секторе, США все еще являются крупнейшей экономикой мира. И, без сомнения, останутся таковой в обозримом будущем. К тому же история показывает, что Соединенные Штаты способны справляться с экономическими спадами гораздо лучше, чем все остальные страны. Да, падение фондового рынка, бухгалтерские скандалы, потрясшие корпоративную Америку, и сохраняющийся страх терактов значительно снизили привлекательность американских активов в глазах зарубежных инвесторов. Однако основы американской экономики все еще на месте. Предпринимательская хватка и таланты, собранные со всего мира, которые обеспечивают постоянный источник высокого роста производительности.
По самым пессимистическим американским прогнозам, от экономики ожидается рост на уровне 2 процентов в 2002 году — такой же, как в Европе, и гораздо более высокий, чем в Японии. Как ни забавно это звучит, более слабый доллар в действительности может даже помочь экономике достичь этой цели. Слабый доллар смог бы обеспечить рост американского экспорта, так как американские товары становятся более привлекательными на мировых рынках, — это аксиома. Раз уж так получилось, американские фирмы смогут получить более высокие прибыли, которые, в свою очередь, позволят им увеличить капитальные вложения. В определенном смысле, происшедшее обесценение американской валюты — это именно то, в чем сейчас нуждается экономика США, набирающая обороты после небольшого спада в конце 2001-го.
Таким образом, США, очевидно, будут и дальше экономически превосходить своих основных конкурентов в борьбе за зарубежные инвестиции. Конечно, существует риск других крупных террористических атак в Америке и вероятность военных действий против Ирака. Однако, допуская, что ничего подобного не произойдет, по мере того как мир успокаивается после недавних событий в США, на Ближнем Востоке и своей войны против террора, и по мере того, как американская экономика будет исключать маловероятную возможность «двойного спада», международные инвесторы свежим взглядом окинут мир открывающихся для них возможностей. И, похоже, поймут, что Соединенные Штаты все еще являются одним из лучших выборов. В результате потоки капитала могут повернуться вспять, обеспечивая укрепление доллара.
Необходимо также учитывать, что, исходя из экономической теории, обратной стороной более слабого доллара является возможность более высокой инфляции, в основном за счет повышения цен на импорт. В Соединенных Штатах сохраняется большой торговый дефицит, в результате которого, по мере обесценивания доллара, импортные товары становятся дороже, что и провоцирует более высокую инфляцию. Конечно, нельзя забывать, что возможны некоторые незначительные замещения товаров иностранного производства отечественной продукцией, однако в целом проблема торгового дефицита и более высокой импорт-обусловленной инфляции будет сохраняться. В этом Федеральному резерву придется оперативно реагировать на ситуацию и поднимать краткосрочные процентные ставки, что окажет положительное влияние на доллар.
Что касается американских потребителей, то ослабление доллара если и скажется на их повседневной жизни, то весьма умеренно. Теоретически американские рабочие извлекут выгоду из падающего доллара: экспортная активность будет расти, и, таким образом, вскоре можно будет пожинать плоды растущей занятости и роста прибылей от экспорта. Небольшой эффект будет наблюдаться через импорт. Так как цены на импортные товары начнут расти, потребители могут переключиться на товары отечественного производства. Однако мгновенно это не произойдет, и в некоторых случаях у импортеров может возникнуть желание снять навар на увеличении разницы обменных курсов для того, чтобы поддержать поток товаров.
Как и всегда происходит в подобных случаях, ослабленный доллар окажет большое влияние на дорожные планы американцев. Это само по себе будет иметь важные последствия для всего мира. Соединенные Штаты, по большему счету, являются крупнейшим источником международного туризма, и любое сокращение выездов американцев за рубеж может иметь сильный отрицательный эффект для мировой экономики. Учитывая резкое падение доллара против евро и японской иены, можно предположить, что американцы откажутся от подорожавших путешествий в еврозону и Японию в пользу тех мест, где покупательская способность доллара более высока. Так как канадский доллар и английский фунт также недавно продемонстрировали свою силу, нарастив по 4 и 3 процента соответственно, Мексика и Карибские острова могут получить максимум преимуществ от изменения отпускных планов американцев.
В глобальном масштабе недавний подъем основных валют по сравнению с долларом дает больше поводов для беспокойства, чем все остальные факторы. Все международные компании, имеющие экспортные связи с США, задержали дыхание, надеясь, что доллар не будет падать дальше, так как это означало бы более низкие объемы торговли и прибыли по мере обратной конвертации в свою внутреннюю валюту.
При существующих экономических условиях еврозона и Япония могут очень пострадать, если американский доллар продолжит свое падение. Для обоих этих регионов недавнее экономическое оздоровление было в основном обусловлено экспортом, большая часть которого приходилась на США. По мере ослабления покупательской способности американцев им придется полагаться только на собственные ресурсы экономического роста. Наиболее вероятно им должен оказаться внутренний спрос, которому все еще недостает силы в обоих регионах.
Япония с точки зрения аналитиков представляет особый интерес. Здесь отмечены первые положительные показатели экономического роста за первый квартал после трех подряд кварталов с отрицательными показателями. Фактически страна выходит из своей третьей рецессии за последние десять лет. И самое нежелательное, что сейчас могло бы здесь произойти, — это усиление иены. Осознавая, что усиливающаяся иена может подорвать экономическое оздоровление, Банк Японии готов к интервенции, которая помогла бы сдержать рост курса.
Другой отрицательный эффект, который приносит с собой более сильная иена, — это дефляция. Япония уже пострадала от снижения индекса потребительских цен, так как граждане продолжают откладывать свои основные покупки на потом, понимая, что цены со временем упадут еще больше, сокращая, таким образом, внутренний спрос. Сейчас, в связи с падением доллара в течение дня, проблема дефляции становится практически неразрешимой. Здесь важно отметить, что валюты Китая, Гонконга и Малайзии привязаны к доллару, а это означает, что они тоже обесцениваются по сравнению с иеной. Следовательно, конкурентоспособность японского экспорта на азиатских рынках стремительно падает.
Европа покамест рассматривает более высокую стоимость евро как некое достижение, так как более сильная валюта поможет Европейскому центробанку удерживать под контролем инфляцию, а следовательно, воздержаться от повышения краткосрочных учетных ставок. Это определенно поможет стимулировать внутренний спрос. С другой стороны, экономическое развитие региона обеспечивается во многом благодаря экспорту (исторически это составляло 20 процентов, нынче эта доля существенно увеличилась). Однако при сохранении нынешней тенденции экономическое оздоровление Европы окажется под угрозой.
Учитывая все вышесказанное, становится ясно, что мир не может позволить американской экономике впасть в рецессию. В настоящее время не существует никакой другой экономики, которая могла бы разрастись глобально и вытащить на себе весь мир за счет своей покупательской способности. Давайте надеяться, что за счет недавнего обесценивания доллара американская экономика получит необходимую прививку, дабы избежать последующих неприятностей.
Справка "ЗН"
В 1980 году профессор Лоуренс Р.Кляйн из университета Пенсильвании был удостоен Нобелевской премии по экономике за создание экономических моделей и их применение к анализу экономических флуктуаций и экономической политики.
В настоящее время д-р Кляйн возглавляет Комитет глобального прогнозирования и руководит модельными исследованиями DRI-WEFA. Господин Эскин является сопредседателем Комитета глобального прогнозирования.
DRI-WEFA, ранее известная как Вартоновская ассоциация эконометрического прогнозирования, — одна из ведущих мировых консалтинговых фирм, обеспечивает клиентов подробнейшими экономическими данными, компьютерными программами, прогнозами, анализом и консультациями. Основанная в 1963 году Лоуренсом Кляйном, с годами приобрела высокую репутацию в научном мире благодаря соответствию академическим стандартам и точности прогнозов.