UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТРАСЛЬ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

В последние годы в Украине не только отдельные предприятия или фирмы получили возможность получать сверхприбыли, ни за что не отвечая...

Автор: Нина Андриевская

В последние годы в Украине не только отдельные предприятия или фирмы получили возможность получать сверхприбыли, ни за что не отвечая. Без преувеличения можно сказать, что в стране целые отрасли превратились в ООО - «отрасль с ограниченной ответственностью». Пожалуй, один из самых ярких примеров тому - связь.

Деструктивные процессы в этой отрасли продолжались в течение нескольких последних лет, с участием слишком многих заинтересованных лиц. И только когда стало явственно ощущаться, что отрасль «загибается», власть ударила в набат.

В начале марта нынешнего года парламент был вынужден принять постановление «О мерах по предотвращению кризиса в государственном секторе отрасли связи Украины», в котором Кабинету министров очертили конкретные задачи по спасению отрасли. Предусматривалось, что будут разрешены проблемы освобождения от таможенных сборов поставок оборудования для национального оператора связи «Укртелекома», взаимозачетов за услуги связи, приобретения «Укртелекомом» акций СП «УТЕЛ», принадлежащих зарубежным учредителям, и другие. Это, по замыслу авторов документа, дало бы возможность компании, приносящей до 10% поступлений в госбюджет, но приходящей в упадок буквально на глазах, привлечь более 100 млн. гривен инвестиций и наконец-то подняться на ноги.

Впрочем, нам трудно судить, каких конкретно результатов ожидали депутаты на самом деле, - возможно, они требовали от правительства всего и сразу, чтобы получилось хоть что-нибудь. Однако… не получилось практически ничего. И под занавес весенне-летней пленарной сессии парламент вынужден был создать временную следственную комиссию по вопросам деятельности в отрасли связи. Спустя четыре месяца после принятия «антикризисного» постановления заместитель председателя специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александр Яковенко в своем докладе на сессии парламента констатировал: ни один из пунктов постановления исполнительная власть так и не выполнила. Почему? И чем в это же время занимался Госкомсвязи Украины, в компетенцию которого, собственно, и входит наведение порядка в отрасли?

Главное государственное ведомство связи под руководством Олега Шевчука (умудрившегося занять министерское кресло, сохранив при этом статус народного депутата со всеми вытекающими последствиями, включая депутатскую неприкосновенность) готовило проект указа о приватизации «Укртелекома». Тем самым, как утверждают многие депутаты, закладывая мину под экономически ослабленное госпредприятие, которое из-за «загадочной» политики вышеупомянутого чиновника комитета оказалось вытесненным из прибыльного сектора этой отрасли негосударственными операторами. Вследствие подобных условий деятельности, теперь оно готовится вступить в третье тысячелетие с устаревшим процентов на 80 оборудованием.

Однако разработчики указа зря старались. Как известно, 9 июля с.г. Верховная Рада отклонила внесенный на его основе вариант законопроекта об особенностях приватизации «Укртелекома». В обосновании профильного комитета, в частности, отмечалось, что «настойчивость в проталкивании приватизации предприятия может быть связана с необходимостью получения средств для президентской кампании».

Президентской или нет - неизвестно. Но как при этом отмахнуться от мысли, что кому-то было выгодно сделать «Укртелеком» нищим, продать его за бесценок и в этой связи совсем не выгодно наводить порядок в отрасли?

Ты вспомни, как все начиналось

В свое время для того, чтобы поднять технический уровень междугородной, международной и сотовой связи, при участии «Укртелекома» было создано несколько совместных предприятий. Однако из-за уже упоминавшегося своеобразного стиля управления отраслью негосударственные операторы связи практически полностью захватили сектор высокорентабельных телекоммуникационных услуг - междугородную, международную, мобильную связь, а также кабельное, спутниковое телевидение и тому подобное.

Интригующие подробности этого захвата, понятное дело, не разглашались. Он происходил потихоньку. Но вряд ли незаметно для исполнительных структур власти, в частности и Госкомсвязи Украины. В конце концов, не могло же руководство отрасли не знать, что лицензии негосударственным операторам связи порой достаются в результате всяческого лоббирования, что совместные предприятия освобождаются от налогов, что для них создаются льготные условия работы и что они почти бесплатно пользуются сетями связи, которые были построены и продолжают строиться за счет государственной компании «Укртелеком». И что самому «Укртелекому» взамен делается одолжение в виде предоставления прав на обслуживание наиболее убыточных общественно-необходимых услуг - сельской телефонной связи, радиовещания, телеграфной связи и тому подобное. А учредительными соглашениями совместных предприятий «Укртелекому» практически прямо запрещается с ними конкурировать.

В чьих же интересах действовало и действует руководство Госкомсвязи? И кто руководит отраслью, имеющей стратегическое значение для интересов экономики и безопасности страны, - депутат Шевчук? бизнесмены от связи?

В принципе, косвенный ответ на эти вопросы можно найти уже сегодня в постановлении, принятом парламентом по поводу создания следственной комиссии. В той его части, где говорится о действиях Государственного комитета связи и информатизации Украины и негосударственных операторов связи, «представляющих угрозу информационной и экономической безопасности Украины». Уже сегодня известны и конкретные факты, над которыми члены комиссии должны поразмыслить до 30 ноября текущего года, когда, как ожидается, временная следственная комиссия предаст огласке результаты своего расследования.

Обещать - не значит жениться

Речь пойдет о фактах нарушения информационной и экономической безопасности государства должностными лицами Госкомсвязи, упоминавшихся 8 июля с.г. в выступлении народного депутата А.Яковенко на сессии Верховной Рады: незаконные выдачи территориальных кодов Украины, бесконтрольный выезд за границу некоторых чиновников, которые имеют допуск к государственной тайне, грубые нарушения при выдаче лицензий на право деятельности в отрасли.

Напомним, что в марте в связи с многочисленными нарушениями в отрасли уже упомянутым постановлением Верховной Рады было предложено временно запретить выдачу новых лицензий и проверить выполнение условий лицензий действующими негосударственными операторами, работающими в этой сфере, с возможным - в случае невыполнения условий - их аннулированием. Наверняка ознакомившись с постановлением, председатель комиссии по лицензированию видов деятельности, заместитель председателя Госкомсвязи Н.Орленко почему-то так и не собрался организовать данную работу. Вместо этого, как явствует из запроса депутата А.Хмелевого на имя генерального прокурора, первый заместитель председателя комитета господин Женжера, являющийся председателем комиссии по лицензированию радиочастот, отправил в Кабинет министров письмо, в котором... предложил снять вопрос с контроля.

Теперь временная комиссия и выясняет, чьи же интересы защищал этот государственный служащий, который к тому же в минувшем году вместе с семьей выезжал в США по приглашению компании «Интертелеком» - без разрешения Кабинета министров (чем нарушил обязательства госслужащего, имеющего допуск к государственной тайне) и неизвестно, за какие средства. А заодно - почему деятельность негосударственных операторов в Украине, в частности реальные предоставляемые объемы услуг, прибыли от них, выполнения условий лицензий, практически никто, в том числе и Госкомсвязи Украины, не контролирует.

А нам все равно?

Вопрос абсолютно не риторический, особенно если учесть, что уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что развитие рынка связи в Украине происходит хаотически. Причем очень похоже, что частные интересы с чьей-то легкой руки все больше доминируют над государственными, в результате чего лицензии выдаются без учета стратегических интересов страны.

Увеличение на рынке Украины количества операторов международной связи уже привело к потере контроля над телефонным трафиком. Так, начиная с 1997 года, отдельные операторы, в частности «УТЕЛ», начали направлять международные телефонные звонки «в обход» или подменять номер телефона абонента, который звонит по телефону в Украину или из Украины в другие государства. Этот вид деятельности, по существу являющийся попыткой сокрытия от контролирующих органов реальных объемов предоставляемых услуг, даже получил благозвучное название «рефайл». В 1998 году этим же «видом связи» начал заниматься и «Голден Телеком». И временной следственной комиссии ВР еще предстоит разобраться, насколько обоснованны утверждения, будто эта компания, желая получить побольше трафика посредством своего оборудования, пошла на демпинговые расчеты таксы с международными операторами, и если так, то какие экономические убытки были нанесены стране.

Увы, в полном объеме экономические потери нашего государства из-за странной политики в области связи, а также причиненный ему вред даже сложно представить. Как тяжело понять, почему они, судя по всему, мало интересуют Госкомсвязи Украины.

Следующие данные, к примеру, взяты именно из его отчетностей. Так, ставки по международным расчетам, которые применяет, например, совместное предприятие «УТЕЛ», сегодня вдвое превышают даже ставки, установленные Международным союзом электросвязи. Средняя расчетная ставка по выходному трафику в 1998 году составляла 0,287 долл. США за минуту, по входному - 0,325 долл. Высокие расчетные ставки наряду со значительным дисбалансом по международному трафику (треть - выходные разговоры, две трети - входные) помогают «УТЕЛ» ежегодно «зарабатывать» более 50 млн. долларов.

При этом, как утверждают в специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации, за годы своей деятельности на украинском рынке предприятие инвестировало в развитие местной связи значительно меньше, чем это было запланировано лицензией. Для полноты картины вспомним также, что за первые пять лет деятельности «УТЕЛ» было полностью освобождено от уплаты налогов. Возглавляющий временную следственную комиссию депутат Анатолий Хмелевой утверждает также, что в результате более чем 200 млн. долларов за шесть лет существования компании было использовано не по назначению. Однако… Нетрудно догадаться, что это никак не повлияло на выданную предприятию лицензию, хотя, по логике, ее должны были просто аннулировать.

Или другой пример - совместное предприятие «Украинская мобильная связь». Стоимость минуты разговора у этой компании составляет приблизительно 0,3 долл. США. Причем разговор оплачивает как тот, кто звонит по телефону, так и сам абонент, плюс междугородный или международный тариф, что в результате составляет более чем 1 долл. за минуту разговора. Депутаты подсчитали: если эту цифру умножить на 15 минут разговоров в сутки, которые по статистике приходятся на каждый мобильный телефон, на 365 дней и на те 100 тыс. мобильных телефонов, которые установило указанное СП, то получим прибыль в размере 547,5 млн. долл. в год. И все это в условиях серьезнейших налоговых льгот...

В силу обстоятельств, которые, видимо, известны пока что только руководству Госкомсвязи, государственная политика в области связи реализуется достаточно формально. Этим вовсю пользуются многие иностранные компании и даже отдельные граждане, которые без препятствий учреждают и регистрируют в Украине совместные предприятия, обещают огромные инвестиции, получают необходимую информацию и… так и не приступают к реальной деятельности.

Не так давно в прессе широко освещался факт ареста в Ростовской области представителя американской фирмы «Квелком», который, по мнению представителей соответствующих российских органов, занимался шпионажем. В Украине фирма «Квелком» создала совместное предприятие «Телесистемы Украины». Обещались огромные инвестиции, поставки высокотехнологического оборудования... В результате, по словам народного депутата А.Яковенко, денежных инвестиций так и не дождались, поставленное оборудование, по мнению специалистов, оказалось устаревшим, не прошедшим сертификацию в Украине. И понадобилось целых шесть лет для того, чтобы сделать из этих фактов выводы и наконец поставить вопрос о разрыве договоров с «Квелкомом».

Фирма «Квелком», фигурировавшая в качестве примера на сессии ВР, - далеко не одинока на украинском рынке связи. Так, из девяти операторов, получивших лицензии на международную и междугороднюю связь, работают только три. Но при этом, к примеру, ЗАО «Украинские коммуникации», получившее лицензию на услуги международной связи еще в 1996 году, так и не приступив к работе, успело изменить зарубежных учредителей и в начале 1998 года получить лицензию повторно.

Еще более непонятный субъект - ООО «Интернациональные телекоммуникации». Это общество, по словам председателя временной следственной комиссии по вопросам деятельности в отрасли связи А.Хмелевого, было зарегистрировано по частному адресу в Киеве и в течение полугода дважды поменяло свое местонахождение. Его основатели граждане России - некие Гушан и Казмали - получили паспорта в один день в Курской области, а прописаны в Приднестровье в соседних квартирах одного дома. Странное сочетание?

Но 13 мая текущего года первый заместитель председателя Госкомсвязи господин Женжера дает указание о выделении этому обществу украинского кода доступа для предоставления услуг международной и междугородной связи. Для какого региона какой страны получило код это ООО? Возможно ли, чтобы кодом Украины пользовалась другая страна?!

Однако для Украины подобная практика в последнее время стала обычной. Иностранные компании, снимая сливки с наиболее прибыльных услуг связи, не спешат выполнять условия лицензий относительно развития местных сетей. Возможно, понимая, что в Украине созданы условия бесконтрольности и безнаказанности?

Приняв постановление «Об образовании временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам деятельности в отрасли связи», парламент решил нарушить эту «добрую» традицию. Но... никто не обещает, что решение проблемы будет близким.