UA / RU
Поддержать ZN.ua

Олег ДУБИНА: «СКОРО ЧАСТНАЯ ОХРАНА БУДЕТ ЗАМЕНЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ…»

Алчевский металлургический комбинат основан в 1896 году. Расположен в юго-восточной части Украины, является одним из самых крупных производителей чугуна, стальной дроби, толстолистового и сортового проката в Украине...

Автор: Сергей Кораблев

Алчевский металлургический комбинат основан в 1896 году. Расположен в юго-восточной части Украины, является одним из самых крупных производителей чугуна, стальной дроби, толстолистового и сортового проката в Украине. За последние пять лет он наработал двойной стандарт восприятия.

С одной стороны, АМК экспортирует свою металлопродукцию более чем в 30 стран мира. Продукция комбината получила сертификаты качества международных сертификационных организаций «Ллойд Регистр» (Англия), «Немецкий Ллойд» (Германия), АБС (США) и ТЮФ Берлин Бранденбург (Германия). За высокое качество продукции и корпоративный имидж 15 мая 1995 года в Париже меткомбинат награжден международным призом «За коммерческий престиж».

С другой стороны, за прошедшую «пятилетку» АМК управляли пять директоров, что не особенно способствовало укреплению имиджа комбината, особенно если учитывать обстоятельства расставаний четырех из них с директорским креслом: Анатолий Гребенюков неожиданно скончался при странных обстоятельствах; Николай Скороход был расстрелян из автомата; Евгений Миронов просто уволен; Валерий Сахно после публичной порки, устроенной премьер-министром, был уволен, но, как оказалось, эта «воспитательная» мера была лишь прелюдией к началу большой любви «опального» директора к мариупольскому металлургическому комбинату «Азовсталь». С сентября прошлого года председателем правления ОАО «АМК» является Олег ДУБИНА, который сразу определил для себя, что настало время создания нового имиджа Алчевского металлургического комбината.

- До того момента, как в феврале 1998 года принял приглашение бывшего генерального директора АМК Валерия Сахно о приходе на комбинат заместителем председателя правления, я работал на Днепровском металлургическом комбинате заместителем директора по экономике.

Вплоть до августа прошлого года АМК был одним из немногих металлургических комбинатов Украины, который ежемесячно перечислял в бюджет до 1,5 млн. грн. «живых» денег, на такую же сумму закупал сырье и погашал долговые обязательства. Если в январе убытки производства составляли $6,9 млн., то в июне этот показатель снизился до $24 тыс. Для того чтобы этого достичь, пришлось пойти на жесткие меры в работе. Во главу всего был поставлен планово-экономический отдел, который ранее существовал для затыкания дыр. Был введен целый комплекс мер по контролю за расходованием материалов, причем сделано это было чисто силовыми методами. Довел до начальников цехов расходные коэффициенты по металлу и сказал, что иного результата работы просто не приму. Они стали уверять, что так работать невозможно, но тем не менее сейчас каждые 10 дней все начальники основных цехов отчитываются за себестоимость выпускаемой продукции.

В 1998 году эта мера позволила сэкономить 25 тыс. тонн металла, что дало возможность провести ремонт ТЭЦ и аглофабрики.

Если кто-то из руководителей подразделений не выполняет требований - расстаюсь без сожаления. На заводе есть много людей, которые понимают, что от них требуется. Скажу больше: просматриваются очертания команды, которая поверила в то, что выход из тупика, в который во многом искусственно был загнан АМК, может быть найден. С такими людьми я работаю, с остальными - прощаюсь. Хотя не скрою, что реакция на действия по наведению элементарного порядка бывает достаточно впечатляющей. Неподалеку от комбината расположена небольшая железнодорожная станция, на которой процветал пункт по приему металлолома. Все, что тащилось с завода, можно было сразу там и искать. Я велел разобрать ведущие на станцию железнодорожные пути, и после этого такое началось... Но отступать от намеченного не намерен.

Если вернуться к положению дел на комбинате, то после финансового кризиса, настигшего Украину в начале осени, достаточно сложно говорить об устойчивом экономическом развитии предприятия. По моему мнению, следует определить минимальные объемы, которые позволят АМК работать при минимуме убытков и «играть» по этим правилам, пока экономическая ситуация в стране не стабилизируется. При этом следует учитывать и ситуацию на внешнем рынке. В июне квадратная заготовка стоила $190 за тонну при ее себестоимости $212. 22 доллара потерь можно было перекрыть внутренними заказами. По состоянию на сегодняшний день, эта же самая продукция стоит $112. Потери надо компенсировать. Но за счет чего? Как поставлялся газ на АМК по $80, электроэнергия - по $3,6, руда - по $22, кокс - по $96, так и поставляются. На встрече в Кабинете министров я предложил, учитывая, что Украина зарабатывает валюту за счет продукции металлургического комплекса, в том числе и АМК, поставлять на комбинат энергоресурсы и сырье с учетом того, что продавать продукцию мы можем за $112. Изменится ситуация - пускай меняются и тарифы. К сожалению, все осталось без изменений...

К этому следует добавить, что в наследство досталось такое техническое состояние комбината, что, пока не объехал завод, и представить себе не мог, какую картину увижу. Реконструкцией вообще никто не занимался. Но я пока даже не рассматриваю план технического перевооружения, так как на это просто нет средств. Долги комбината составляют 680 млн. грн.

- Вы упомянули экспортные поставки, но об Алчевском меткомбинате уже достаточно давно сложилось мнение как о предприятии, которое в любой момент может не закрыть квоты, выделяемые США и Европой для Украины...

- На последнем совещании в Минпроме, на котором обсуждался вопрос квот, Алчевскому меткомбинату была выделена квота 28 тыс. тонн листового проката для США и 20 тыс. тонн - для Европы. Уверен, что мы ее закроем. Что касается общественного мнения, то думаю, что у определенных лиц был интерес, чтобы имидж АМК был со знаком минус.

- В июне прошлого года губернатор Луганской области Александр Ефремов говорил, что облгосадминистрация видит свою задачу в том, чтобы воспитать соответствующего руководителя для Алчевского меткомбината. Вы стали именно тем директором, которого «взрастил» губернатор?

- С председателем облгосадминистрации я познакомился еще до того, как пришел на комбинат заместителем генерального директора по экономике. В тот момент и не думал, что могу стать председателем правления открытого акционерного общества. И на конкурсную комиссию во многом поехал из-за того, что узнал, кто хочет прийти на этот завод директором. Мне стало жаль комбинат... А с губернатором у нас деловые отношения. Мы определили, что предприятие может сделать для области, и я стараюсь, хоть это бывает и нелегко, выполнять взятые обязательства.

- Продукция Алчевского меткомбината поставляется на Харцызский трубный завод, который выпускает трубы для РАО «Газпром». В ходе летнего визита на Руставский меткомбинат представители АМК достигли договоренности с грузинской стороной о поставках украинской трубной заготовки. Решили собственными силами вырастить конкурента для Харцызска?

- «Патриоты» могут спать спокойно. Максимальный размер трубной заготовки, которую выпускает Алчевский меткомбинат, - 150 мм, а 416-миллиметровую трубу, которую делает Руставский меткомбинат, можно получить только из 300-миллиметровой заготовки, которую делают в России.

- Прежнему руководству АМК ставилось в вину, что такие фирмы, как «Индустриальный союз Донбасса» (г.Донецк) и «БАЙП» (г.Днепропетровск), имели преимущества над всеми остальными фирмами...

- А кто вводил на меткомбинат «Индустриальный союз Донбасса» и где в этот момент был экс-губернатор Геннадий Фоменко? Когда АМК руководил г-н Сахно, «ИСД» закрывал на 70% все ресурсы, которые поставлялись на комбинат. Сейчас этот показатель составляет 8%. Не должно быть фирмы-монополиста. На одной позиции поставок должно быть три-четыре фирмы, между которыми должна быть конкуренция. Почему раньше дизельное топливо закупалось по $280 за тонну, а сейчас - по $196?.. На последнем совещании у губернатора было сказано, что деятельность комбината традиционно согласовывается с основными поставщиками сырья. Я сказал, что теперь эта программа согласовываться не будет. Представители фирм вправе подать свои заявки, которые будут рассмотрены руководством меткомбината.

- Как к этому процессу относится руководство «ИСД»? Или после ухода г-на Сахно они потихоньку начинают терять интерес к Алчевскому меткомбинату?

- К нему невозможно потерять интерес...

- Если уж мы затронули в беседе названия конкретных фирм, то проясните ситуацию, о которой любят порассуждать ваши недоброжелатели, говоря о том, что при назначении на руководящий пост решающее значение сыграла поддержка со стороны руководителей «ИСД» в лице г-на Гайдука и «БАЙПа» в лице г-на Димитиенко...

- Я знаю представителей очень многих компаний, которые работают на рынке металла. Думаю, что если бы стал руководителем меткомбината в Запорожье, то говорили бы, что меня поставил г-н Григоришин. В Кривом Роге - что аналогичную операцию осуществил г-н Пюр. Остался генеральным на Дзержинке - приложил руку г-н Шульман. В Макеевке - банк «Славянский» и г-н Фельдман. Ко всем этим слухам отношусь абсолютно равнодушно. Для того чтобы о человеке не говорили, он должен сидеть дома.

Я ничего не должен ни «ИСД», ни «БАЙПу». Если последняя фирма при г-не Сахно получила 14 тыс. тонн листа в месяц, то уже при мне были месяцы, когда этот показатель составлял 2 тыс. тонн. Не говорю, что все проходило спокойно, но просто все поняли, что я все равно сделаю так, как считаю нужным.

- Хороший ответ, особенно если обратить внимание на молодого человека с автоматом в руках, который сидит в вашей приемной...

- Это мне досталось по наследству от предыдущего директора. Но скоро частная охрана будет заменена государственной. Странная ситуация, в результате которой в начале этого года черепно-мозговую травму получил директор Алчевского коксохимического завода, убеждает, что охрана быть должна. Никто в Алчевске не имеет права обращаться таким образом с директорами крупнейших предприятий.

- В своих выступлениях работники МВД всех уровней неоднократно рассказывали о том, насколько сильно АМК был подвержен влиянию со стороны криминальных структур. Вам уже пришлось беседовать с «авторитетами»?

- Нет. По крайней мере, ни один из них не переступил порог моего кабинета, и я думаю, что не переступит его и в будущем. Чтобы это cтало реальностью, есть идея создать на комбинате службу экономической безопасности, которая должна производить проверку тех фирм, которые заходят на комбинат, отслеживать контракты и т.д.

- Если уж разговор зашел о будущем, у вас есть в наличии план развития меткомбината?

- Среди первоочередных задач - получение льготного кредита и открытие расчетного счета. Будет продолжаться работа по укреплению кадрового состава. Уже есть кандидатуры, которые в самом скором времени могут появиться на комбинате. Сразу скажу, что они будут «чужаками», потому что в 120-тысячном Алчевске трудно найти профессионалов, способных вывести АМК из кризиса. В ноябре я выезжал в Германию для переговоров с представителями «Берлинербанка», и впервые за всю историю комбината было получено $800 тыс. предоплаты от немецкого банка. Это - хороший знак и заявка на будущее.