UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ БАНКА-КРЕДИТОРА GRAFF CREDIT BANK ТАКОВА:

«22 января 1999 г. в Ильичевском городском суде состоялся аукцион по продаже теплохода «Тарас Шевченко»...

«22 января 1999 г. в Ильичевском городском суде состоялся аукцион по продаже теплохода «Тарас Шевченко». Многие средства массовой информации Украины осветили это событие, касаясь исключительно вопросов цены продажи теплохода и правомерности продажи государственной собственности. Однако никого не заинтересовало, что же предшествовало аукциону и как сложилась ситуация, ставшая после аукциона конфликтной.

В марте 1998 г. либерийская компания «UKPASS INC» обратилась в Graff Credit Bank Ltd. (Антигуа, Вест Индия) с просьбой о выдаче кредита в связи с необходимостью ремонта и установки на теплоходах «Тарас Шевченко» и «Шота Руставели» специального оборудования. В качестве залога был предоставлен т/х «Тарас Шевченко». При заключении кредитного соглашения залогодателями (либерийскими компаниями «UKPASS INC» и судовладельцем т/х «Тарас Шевченко» - «Cable Navigation LTD.») были переданы все правоустанавливающие документы, подтверждающие, что собственником судна является не государство Украина, а нерезидент Украины, находящийся в Либерии. Такая же справка представлена банку и капитаном Одесского порта при оформлении залога. Уставом «Cable Navigation LTD.» подтверждена принадлежность его акций физическому лицу, а не государству Украина. Банк предоставляет в распоряжение редакции копии этих документов.

В международных судах различных стран (Израиль, Греция, Великобритания) и в средствах массовой информации ГСК ЧМП утверждала, что теплоход «Тарас Шевченко» не является собственностью государства Украина или Минтранса. Банку была также предоставлена судовладельцем и ГСК ЧМП их переписка с адвокатами различных стран в подтверждение того, что все аресты теплохода «Тарас Шевченко» в 1998 г. были незаконны, и судно не принадлежит ни государству Украина, ни его организациям.

Кредит не был возвращен Graff Credit Bank LTD. И 2 ноября 1998 года нотариусом учинена исполнительная надпись, следствием которой (в соответствии с нормами Гражданско-процессуального кодекса Украины) и должен был явиться аукцион. О предстоящем аукционе было дано шесть объявлений в газете «Урядовый курьер», два - в местной прессе, но никто из ответственных лиц Фонда госимущества, Минтранса, ГДМРТУ, ГСК ЧМП не предпринял никаких действий и на аукционе не появился.

И только 20 января 1999 г. накануне аукциона впервые возникает тема государственной принадлежности т/х «Тарас Шевченко». Прокуратура Одесской области направила в Ильичевский городской суд копию своего иска в Высший арбитражный суд Украины о признании договора залога недействительным с просьбой не проводить аукцион до разрешения спора. При этом прокурор не указал, что еще 13 января ему было отказано в приеме этого иска Высшим арбитражным судом Украины. Таким образом, у Ильичевского горсуда не было оснований для переноса аукциона, и он состоялся.

Юридический маховик этого дела раскручивается вовсю. Но если будет доказано, что теплоход «Тарас Шевченко» принадлежит государству Украина, Graff Credit Bank LTD вправе обратиться в Международный коммерческий суд с иском о признании сделки недействительной как заключенной вследствие обмана. Вряд ли международный суд признает допустимым обман суда или коммерческого партнера, да и сам прецедент такого рассмотрения несомненно будет использован кредиторами ГСК ЧМП в подтверждение их доводов о фиктивности создания оффшорных судовладельческих компаний и обращение взыскания на любое судно по долгам пароходства.

Следует отметить также, что и кредитное соглашение, и договор залога от имени «UKPASS INC» и «Cable Navigation LTD» на основании доверенности подписаны господином Мелащенко С.В., который через несколько месяцев стал президентом ГСК ЧМП и отстаивал в международных судах позицию Минтранса об отсутствии каких-либо прав у государства Украина на теплоход «Тарас Шевченко». Кстати, о низкой, по мнению общественности, цене продажи: в том же договоре залога за подписью Мелащенко С.В. указана цена т/х «Тарас Шевченко» - 3 млн. долларов США. А ведь покупатель учитывал свой риск и, как показали последующие события, - не зря, так как сегодня неясно, когда получит покупатель то, за что он уже заплатил реальные деньги.

По нашему мнению, не исключено, что ответственные лица ГСК ЧМП лукавили в своих взаимоотношениях с:

- банком, выдавшим им кредит;

- судами Израиля, Греции, Великобритании, где слушались дела об арестах т/х «Тарас Шевченко»;

- украинскими дипломатами, защищавшими интересы украинских и российских туристов в том печально знаменитом круизе в июне 1998 года;

- украинской судебной властью, доказывающей сегодня факт пренебрежения государственными интересами, которые на самом деле были попраны уже очень давно - когда украинские суда продавали оффшорным судовладельческим компаниям».