UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОФФШОР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ РОЙ

Трудно сказать, правду бают в Интернете или лгут, но в мире есть такое диво: прямо посреди Северного моря стоит себе рукотворная оффшорная зона...

Автор: Оксана Приходько

Трудно сказать, правду бают в Интернете или лгут, но в мире есть такое диво: прямо посреди Северного моря стоит себе рукотворная оффшорная зона. Собственно, изначально эта зона представляла собой британскую военно-морскую базу — одну из тех, которые англичане в ходе Второй мировой войны в избытке понаставили вдоль своего побережья для перехвата немецких бомбардировщиков и баллистических снарядов. Практически все такие железобетонные конструкции достаточно большой площади находились в пределах территориальных вод Великобритании (не более чем в трех милях от побережья), и только одна из них, расположенная как раз напротив устья Темзы, оказалась за пределами юрисдикции Великобритании, так как находилась на расстоянии 7 морских миль. Именно этим обстоятельством и воспользовался англичанин Рой Бейтс, майор в отставке, который 2 сентября 1967 года объявил заброшенную морскую базу своей суверенной территорией. Нанятые им высококвалифицированные юристы тщательно проштудировали международное право и не нашли никаких препятствий для провозглашения этой суверенной территории княжеством Силенд, самого Роя — князем Силенда, а его жены, соответственно, — княгиней. Подданными новоявленного князя стали остальные члены его семейства, а также некоторые другие лица, объявившие о своей лояльности к самодержцу.

В конце 1968 года правительство Великобритании сочло, что шутка несколько затянулась, и предприняло попытку положить конец несколько двусмысленной ситуации. Военные корабли вошли в суверенные воды княжества Силенд, однако были встречены предупредительными залпами орудий. До кровопролития дело не дошло, зато против Роя Бейтса, который все еще являлся гражданином Великобритании, было возбуждено уголовное дело. Однако решение суда Эссекса явилось достаточно неожиданным для британских властей и стало фактически первым фактом юридического признания суверенности Силенда. По крайней мере, 25 ноября 1968 года суд признал себя некомпетентным в деле Роя Бейтса, так как юрисдикция суда не может распространяться за пределы британской национальной территории.

Уже спустя семь лет княжество Силенд обзавелось собственной конституцией, национальный флагом, гимном, почтовыми марками, золотыми и серебряными монетами и паспортами. Однако уже в 1978 году Силенду пришлось пережить еще одно покушение на свою суверенность. Один немецкий бизнесмен нанял голландских моряков для захвата лакомой железобетонной площадки. В отсутствие князя, который в тот момент находился с деловым визитом в Великобритании, агрессоры взяли в заложники княжича Майкла и силой захватили само княжество. Однако Рой своими собственными военными силами освободил сына и взял в плен всех незадачливых завоевателей. Забеспокоившись, правительства Германии и Нидерландов обратились к правительству Силенда с петициями, в которых требовали освобождения своих граждан из-под стражи. Голландцев князь освободил практически сразу, так как, согласно Женевской конвенции, все военнопленные после окончания войны должны быть освобождены. А вот основного зачинщика немецкого происхождения, который на тот момент успел обзавестись паспортом гражданина Силенда, обвинили в государственной измене и судили по силендским законам. Правительство Германии обратилось к правительству Великобритании с просьбой вмешаться в конфликтную ситуацию, однако последнее сослалось на решение суда от 1968 года и немцам пришлось посылать своего дипломата непосредственно в княжество Силенд. Князь Рой, учитывая, что данный факт государственной измены все же не привел к человеческим жертвам, проявил поистине царское великодушие и освободил обвиненного.

Следующее испытание выпало на долю княжества 1 октября 1987 года, когда Великобритания объявила о расширении своих территориальных вод от 3 морских миль до 12. Однако князь Рой буквально накануне этого дня успел объявить о своем собственном решении расширить свои территориальные воды до тех же самых 12 миль, тем самым успев блокировать решение британского правительства, угрожавшее его суверенитету. И хотя никакого двустороннего соглашения между соседними государствами не заключалось, тем не менее их отношения строятся на основе общего международного права о разделении прав на расположенную между ними морскую территорию.

Повышенное внимание судьба княжества Силенд стала привлекать с развитием интернет-технологий. Начиная с 1997 года по всему миру распространилась практика открытия банковских счетов на владельцев фальшивых паспортов граждан Силенда. Хотя подлинных паспортов на сегодняшний день насчитывается не более 300, все тот же злокозненный немец, который уже покушался на территорию Силенда, самовольно объявил себя министром финансов, создал собственную Sealand Business Foundation, от имени которой и продал более 150 тысяч фальшивых паспортов. Большинство из них было приобретено по цене в тысячу долларов жителями Гонконга накануне перехода его территории под юрисдикцию Китая.

А тем временем здоровье князя Роя, который в течение 30 лет неотступно управлял своим княжеством, стало резко ухудшаться. Это заставило представителей княжеской семьи принять решение о переезде с острова. Как раз в этот момент к князю обратились представители компании Haven Co с предложением о передаче всей суверенной территории Силенда в эксклюзивную аренду и под полный контроль данной фирмы. К началу 2000 года обоюдовыгодная сделка была заключена, и теперь территория княжества стала центром деловой активности. Естественно, на самых выгодных для «местных» бизнесменов условиях. Так что, вполне возможно, сложившаяся мода на ношение панамских паспортов постепенно отомрет и самым актуальным станет паспорт княжества Силенд. Главное — следить, чтобы вам не подсунули фальшивку.