UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ НАШЛА СПОСОБ ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ

Нина ПЕРСТНЕВА (Одесса) По результатам рабочей поездки на Одесщину Леонид Кучма подписал ряд поручений...

Автор: Нина Перстнёва

Нина ПЕРСТНЕВА (Одесса)

По результатам рабочей поездки на Одесщину Леонид Кучма подписал ряд поручений. Как известно, одно из них касается залежалых грузов, скопившихся в портах. С просьбой решить эту проблему к Президенту обратилось руководство Одесской облгосадминистрации, которое неоднократно поднимало этот вопрос, но, увы... На сей раз одесситы были услышаны.

Л.Кучма поручил правительству разработать упрощенный механизм их изъятия и реализации залежалых грузов. Дело в том, что ныне действующий стал серьезным тормозом, о чем красноречиво свидетельствуют десятки тысяч тонн невостребованных товаров, которые лежат в портах годами, портятся, гниют, разлагаются, теряют свои первоначальные свойства и занимают площади. Лежат с 1992-94 годов. В том числе и продовольственные.

На свалку вывезти - тоже проблема

В Ильичевском порту мне показали ряд таких контейнеров. В одном из них находился джем из Алжира - жестяные банки давно поржавели и вздулись. В другом - минералка. Когда его открыли, оттуда хлынула вода - часть пластмассовых бутылок от долгого хранения на морозе полопалась. В третьем - стояли, судя по этикеткам, бутылки с коньяком, в которых плавали хлопья. Другие же спиртные напитки были вообще без этикеток.

Помощник начальника порта по грузовой и коммерческой работе Валерий Сасс пояснил, что точно в таком же состоянии и семь контейнеров с банановым и манговым пюре, завезенные в 1993 году, шесть контейнеров с фруктовыми соками в картонной упаковке и два - с абрикосовым мармеладом... «Но это еще ничего, - сказал он. - Вот картофель, завезенный из Турции в 1996 году, давно сгнил и высох».

Словом, из того продовольствия, что мне показали, только печенье в пачках имело товарный вид, хотя срок хранения давным-давно истек. А утилизировать испорченные продукты, которые даже на переработку не годятся, - это дорогого стоит. К примеру, захоронение одной машины груза обходится приблизительно в 150 долларов. К тому же сделать это не так-то просто. Как только машина появляется на свалке, обитатели мрачного места тут же, как вороны, слетаются со всех сторон и растягивают добычу кто куда. Тянут в основном на рынок. Такие случаи уже были - с финиками.

Потом мне показали косметику: высохший лак для ногтей и залежавшуюся помаду. И еще одежду - в контейнере лежала всякая всячина: то ли новое, то ли бывшее в употреблении, понять было сложно. Обувь, в основном индийская, смахивала на деревянную и годилась, похоже, только для похоронного бюро, куда и отправили часть туфель.

В целом в Ильичевском порту, по данным коммерческого отдела, находится свыше 9,4 тысячи тонн залежалых импортных грузов: оборудования, химикатов, спиртных и табачных изделий, моющих и чистящих средств, промышленных и продовольственных товаров (последних значится 3,6 тысячи тонн). И 33,9 тысячи тонн грузов экспортных: чугуна, металла, оборудования, бумаги, хлопка, подсолнечника и растительного масла. А всего в портах области, по весьма приблизительным подсчетам, скопилось более 50 тысяч тонн различных грузов и более тысячи контейнеров.

Как правило, это груз, от которого тоже давно отказался получатель и сам отправитель. Но есть и совсем бесхозный: остатки, излишки, неучтенные тонны... К примеру, в Ильичевском порту при проведении инвентаризации в октябре 1997 года было обнаружено огромное количество бездокументных грузов: 2,7 тысячи тонн металла, 11 рулонов газетной бумаги, 78 кип целлюлозы, 52 кипы хлопка и 2 рулона картона. В Одесском порту, по данным коммерческого отдела, сейчас находится приблизительно около 900 тонн бесхозного металла и, по данным областной прокуратуры, - свыше 86 контейнеров с различными грузами.

Есть, конечно, и первоклассный товар, по разным причинам застрявший в порту. К примеру, контрабандный. В одном из портов при вскрытии контейнеров с моющими средствами и изделиями из дерева были обнаружены автомобили. И данный случай, надо думать, не единичный.

Как видите, номенклатура груза самая что ни на есть разнообразная. Почему же все это добро лежит годами, простите за тавтологию, мертвым грузом?

Документы застревают между Киевом и Одессой

Проблему залежалых грузов стали поднимать еще с 1992 года, когда после развала Союза десятки тысяч тонн, доставленные в порты, оказались невостребованными. Что с ними делать, никто не знал: не было соответствующей законодательной базы. Тогда грузооборот портов был куда выше теперешнего, и невостребованный товар сдерживал грузоперевалку. Собственно, по этой причине подняли шум. Вскоре для решения этой проблемы Кабмин издал соответствующий декрет, а вслед за ним и постановление. Однако эти документы, регламентировавшие порядок изъятия и реализации невостребованного товара, на самом деле положение не исправили.

Все дело в том, что применялись они в то время в основном при реализации особо выгодных грузов, скажем, таких, как металлы. На продовольственные же товары, похоже, мало кто обращал внимание, поэтому они до сих пор и лежат в портах. Хлопотал по этому делу один народный депутат, занимавший в то время важный пост в Министерстве внешних экономических связей и торговли. А посему механизм был разработан так, чтобы всецело замыкаться на Киев, на вышеуказанное ведомство.

Декрет Кабмина № 33-93 от 8 апреля 1993 года «О порядке изъятия и реализации грузов, которые находятся в морских торговых портах и на припортовых железнодорожных станциях сверх установленных сроков» гласил, что решение по этому вопросу принимается комиссией, персональный состав которой утверждается Кабмином. Кабинет министров распорядился, чтобы в нее вошли представители Минтранса, Минпрома, Минюста, Гостаможкомитета, «Укрзалізниці» во главе с первым заместителем МВЭСТорга.

В связи с этим и был установлен порядок, действующий и поныне: порты готовят ведомости о наличие залежалых грузов, которые, по их мнению, могут быть реализованы, и везут в Киев. В Киеве высокая комиссия их рассматривает, и если дает «добро», оформленные акты везут обратно, в порт. Затем приглашаются эксперты для качественной оценки груза. Но для получения ценовой экспертизы документы снова везут в Киев - в «Госвнешинформ». Это единственная организация, которая облечена столь высоким доверием.

Пока документы курсируют между Одессой и Киевом, проходит два-три и больше месяцев. Это при условии, если комиссия заседает вовремя и найден покупатель. Помощник начальника Ильичевского порта Валерий Сасс рассказывал, что сегодня есть желающие взять на переработку в Винницу 65 контейнеров со спиртными напитками, но уже три месяца не могут оформить документы. А завершившаяся недавно эпопея с оформлением залежалых химикатов, завезенных в порт в 1992 году (они пролежали столько, что бочки стали гнить), вообще длилась больше полугода. Но дело не только в сроках.

Контейнеры исчезли

в неизвестном направлении

Как свидетельствуют факты, процесс хранения, изъятия и реализации залежалых грузов никто не контролирует, что приводит ко всяческим нарушениям. Известны случаи, когда металл (арматура, катанка...) эксперты оценивали по 50 гривен за тонну, тогда как тонна металлолома стоит 50-60 долларов. Хорошую обувь - по 10 копеек и так далее. Пока груз «хранится» на складах, с ним происходят и другие неприятности: хищения, к примеру, сокрытие, разворовывания, о чем свидетельствует проверка прокуратурой области Одесского порта, где было выявлено массу любопытных подробностей. Вот некоторые из них.

По данным таможенного поста «Одесса-порт», в порту находилось 40 контейнеров без документов, срок хранения которых давно истек. На самом же деле проверка показала, что таких контейнеров более 70. Обнаружено, что контейнеры с импортными и экспортными товарами после их открытия пломбируются не таможней, под контролем которой должен находиться данный груз, а работающим на территории порта предприятием «Серес-Украина» и даже экспедиторскими фирмами. В итоге в таких контейнерах, которые затем пересекают границу, может находиться совсем не то, что там лежало первоначально. (Чем не условия для контрабанды?)

Бывают случаи, когда контейнеры вообще исчезают в неизвестном направлении. Со склада того же предприятия «Серес-Украина» увели четыре 40-футовых контейнеров: два с сигаретами - 1 933 коробов на сумму 233 295 долларов, один - с кофейными чашками «Nescafe» в количестве 49 356 штук на сумму свыше 50 тысяч долларов и еще один - с «разными товарами». Это те хищения, которые были установлены линейным отделом милиции. А сколько тех, что не установлено?

Проблема состоит еще и в том, что при существующем порядке от реализации залежалого груза мало что перепадает бюджету. Если Одесский порт в прошлом году перечислил в казну 162 тысячи гривен, то Ильичевский - ноль. По сообщению ильичевцев, денег, вырученных от реализации товара, едва хватает на покрытие расходов по хранению. Но существует и другая точка зрения - товар изначально оценивается так, чтобы покрыть лишь портовые расходы. Но, замечу, это касается бесхозного груза. При реализации экспортно-импортного товара, у которого есть хозяин, никаких перечислений в бюджет не предусмотрено вообще. Получают порт за хранение и владелец груза. И все.

Вот как раз по этой самой причине руководство Одесской области в очередной раз и забило тревогу. Мысль о том, что в портах скопилось огромное количество невостребованных грузов на сумму, равную чуть ли не бюджету области (хотя вряд ли кто-то знает, сколько там и чего лежит), и побудила губернатора области Сергея Гриневецкого обратиться за помощью к Президенту страны.

Весь груз -

в одни руки

и под свой контроль

Областная администрация настаивает на скорейшем проведении инвентаризации: необходимо вскрыть все контейнеры и проверить их содержимое - сколько, чего и какого качества? Для этих целей она уже создала (решением своего координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, не раз рассматривавшего данную проблему) специальную постоянно действующую комиссию, которая готова взять на себя все вопросы, связанные с проблемой залежалых грузов. А их целый комплекс. Помимо всего прочего, здесь переплетаются и проблемы экологической безопасности, связанные с утилизацией испорченных продуктов, вопросы использования и возврата контейнеров законным владельцам и ряд других. Однако у местных чиновников нет соответствующих полномочий. Посему облгосадминистрация и попросила поддержать инициативу одесситов. Вышеупомянутая комиссия уже разработала новый механизм изъятия и реализации залежалых грузов, который предложен на рассмотрение Киеву.

Преследуя главную цель - наполнения бюджета, руководство области предлагает весь невостребованный груз после проведения инвентаризации передать в одни руки (с тем, чтобы потом его можно было легко контролировать) - в руки предприятия «Комитета содействия упрочению украинской государственности», которое с 1997 года является базовым в реализации бесхозных и конфискованных товарно-материальных ценностей и имеет специально созданный для этих целей единый межобластной специализированный складской комплекс. Здесь, по задумке, будут сосредоточены все вопросы: организации экспертной и ценовой оценки, сертификации и предпродажной подготовки товара, а также его реализации как на аукционах, так и через проверенные торговые предприятия, которые включены в специальный реестр для работы с конфискатом и бесхозным товаром. Таких в области насчитывается порядка 50.

Вся беда в том, что воплотить данный механизм в жизнь не позволяет законодательство. Для этого необходимо внести изменения в декрет Кабмина, который имеет силу закона. Но поскольку исход рассмотрения данного вопроса на Верховной Раде непредсказуем, одесситы решили оставить неугодный декрет в стороночке и всецело отдаться сравнительно свежему, прошлогоднему постановлению Кабмина № 1340 от 25 августа 1998 года «О порядке учета, хранения, оценки конфискованного и иного имущества, которое переходит в собственность государства, и распоряжения им», подкрепив его действующими нормами Таможенного кодекса Украины.

Иными словами, поставлена задача изменить статус груза, превратив его из залежалого в государственную собственность. Во-первых, это даст возможность местным органам власти заниматься данным грузом. Во-вторых, что особо важно отметить, при этом сразу решается ряд неразрешимых задач, к примеру утилизации товара с истекшим сроком хранения. Или, скажем, проблема с таможенными пошлинами.

Ведь что получается на практике? За некачественный залежалый груз, на который с трудом находится покупатель, нужно еще заплатить энную сумму за пересечение украинской границы. Стоимость настолько возрастает, что торговые фирмы, пожелавшие продать товар, даже после прохождения всех «кругов ада», описанных выше, отказываются им заниматься. Ну а главное преимущество (за что, собственно, и боролись) - от реализации груза в бюджет потекут денежки.

Цель благородная, ничего не скажешь, только вызывает ряд вопросов. Например, как быть с таким священным понятием, как собственность? Ведь у ряда залежалых грузов есть хозяин. И перечисление средств от продажи товара не ему, а государству противоречит Конституции Украины, закону о собственности и Таможенному кодексу. Ну а если нет хозяина, он может объявиться в любое время. Поэтому, согласно существующему законодательству, товар может быть признан бесхозным и, естественно, продан только спустя год после взятия его на учет.

Впрочем, мы рассказали только о предложениях Одесской области. Будут ли они приняты, покажет время. Но, по данным, полученным в облгосадминистрации, они уже прошли согласование в Минюсте. Предполагается, что данный механизм будет введен в действие только на территории Одесской области в порядке эксперимента. И надо думать, что решение об этом появится в самое ближайшее время. Во всяком случае, Кабинет министров уже создал для рассмотрения этого вопроса специальную комиссию, которая с завидной скоростью побывала в Одессе и посетила порты для более детального и наглядного ознакомления с проблемой.