UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЮАНСЫ ЭНЕРГОПЕРЕТОКА

Иногда нужду можно выдавать за добродетель. Вот и Украина с начала года проводит добровольно-вынужденный эксперимент, пытаясь выяснить: может ли страна обойтись без импорта российской электроэнергии?..

Автор: Игорь Маскалевич

Иногда нужду можно выдавать за добродетель. Вот и Украина с начала года проводит добровольно-вынужденный эксперимент, пытаясь выяснить: может ли страна обойтись без импорта российской электроэнергии? Добровольность заключается в том, что поставки электроэнергии были прекращены по нашей просьбе; ну а вынужденность - в том, что долги украинских операторов перед российской стороной превысили 131,5 млн. долл., с очень туманными перспективами их погашения. После прекращения импорта российской электроэнергии, стороны перешли на так называемый «нулевой переток»: Украина получала ровно столько электроэнергии в Харьковскую и Сумскую области, сколько отпускала в российский Таганрог, «сидящий» в свою очередь на нашей электроэнергии.

Зиму, благодаря тому, что год был совершенно уникальный по многоводности, прожили более-менее нормально. Более того, в мае-июне энергосистемы Украины и России даже поработали в параллельном режиме. Однако чем больше проходит времени, тем яснее становится, что эту зиму нам без помощи россиян не протянуть. Все лето сжигается топливо из запасов, а все топливные балансы Минэнерго на зиму сходятся к одному: топлива будет остро, если не катастрофически не хватать. И здесь «лишняя» электроэнергия отнюдь бы не помешала.

Собственно, последние полгода стороны разбирались в этой проблеме и искали пути ее разрешения. Основной вопрос: чьи это долги перед российскими энергетиками - государства Украина или частных фирм? Россия настаивала на том, что коль электроэнергию покупали украинские фирмы, значит, и долги украинские. Украинская сторона, естественно, напирала на то, что фирмы, закупавшие электроэнергию, - частные, и более сотни миллионов их долга государству в общем-то ни к чему. В конце концов возобладала украинская точка зрения.

Между тем, украинцы электроэнергию брали из двух источников: непосредственно у РАО «ЕЭС России» (на 1 декабря 1998 года - на сумму 73,6 млн. долларов) и в Центральном диспетчерском управлении российской энергосистемы (на сумму 57,9 млн. долл.). Выбивать «цедеушные» долги тоже поручили РАО «ЕЭС». В марте Киев посетил его глава Анатолий Чубайс. Впрочем, визит оказался совершенно «холостым»: хотя высокого гостя приняли на высшем уровне, включая Президента Украины, с практической точки зрения сдвигов не было. Был принят ни к чему конкретному не обязывающий меморандум о взаимодействии, и на этом все закончилось.

А время идет, и до начала зимнего периода осталось немногим более двух месяцев.

Во время переговоров первого вице-премьера Владимира Куратченко в Москве в конце июня проблема поставок российской электроэнергии обсуждалась вновь, и стороны договорились разрешить ее к августу. Впрочем, в РАО «ЕЭС России» считают, что, учитывая крайне неспешный характер переговоров, ранее начала сентября вряд ли что-то решится.

Пока «вопросы решаются», на глобальном уровне сам долг, образно говоря, живет своей жизнью. Внешне он сократился на 19% - 106,2 млн. долл. (в т.ч. перед ЦДУ - до 39,6 млн. долл.). И произошла своеобразная дифференциация фирм на три группы: те, кто рассчитывается по долгам; те, кто «хочет и не может», и, наконец, те, кто, по мнению россиян, платить и не собирается. Можно что угодно думать об украинском Энергорынке, но когда по ряду контрактов уровень проплат составляет 0%, это наводит на невеселые мысли...

Тех, кто долги все-таки погашает, очень немного. ЗАО «Интер-Контакт», поставив электроэнергию на 5,86 млн. долл., практически погасило свой долг перед Смоленской АЭС. Неплохо рассчитывается с той же АЭС и ООО «Электробудинвест». Настоящий прорыв в платежах произошел у ЗАО «Бари». Должна эта компания в основном ЦДУ и в этом году она смогла практически ликвидировать задолженность, погасив 18,3 млн. долл.

Продолжает погашать долг перед ЦДУ и «Правэкс-Энергия», сократившая долг с 19,1 до 18,6 млн. долл. Впрочем, реально она погасила больше. Просто расчет производится выполняемыми в России работами, которые будут зачтены после их завершения.

И это, пожалуй, все о плательщиках. Остальные фирмы долгов не погашали. Кто-то не смог преодолеть форс-мажорные обстоятельства. Ведь в принципе схемы расчетов, несмотря на всю их многоступенчатость, просты; главное - «завести» электроэнергию подешевле (а российская - дешевая) на предприятие с ликвидной продукцией, а потом эту продукцию выгодно сбыть. Но вот с предприятиями-то как раз и проблемы: все ликвидные давным-давно известны, и борьба за право поставки им энергоносителей носит острый характер. Кроме того, те же предприятия периодически попадают в очередную «шахматку» или еще куда-то.

Чужаки в этой сфере откровенно не приветствуются. А тут еще добавился и новый фактор - приватизация. Частные облэнерго не в восторге от того, что привлекательные предприятия на их территории обслуживает «дядя со стороны». У того же «Правэкса» сразу же после приватизации «Сумыоблэнерго» возник конфликт по поводу поставок электроэнергии и механизма расчетов за нее.

В конце июня конфликт между еще одним из операторов российского перетока - компанией «Саст ЛТД» и приватизированным «Луганскоблэнерго» рассматривался на заседании Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики. Поводом послужило то, что, по мнению «Саста», облэнерго мешает поставлять электроэнергию Рубежанскому картонно-бумажному комбинату. Облэнерго, естественно, имеет другую точку зрения, считая, что не были предоставлены в срок необходимые документы для заключения договоров с «Луганскоблэнерго» о транзите электроэнергии, а сам комбинат намерен покупать электроэнергию у «Луганскоблэнерго». Так или иначе, но средства для погашения долга россиянам, «Састу», скорее всего, придется искать в ином месте... Кстати, «Сумыоблэнерго», «Луганскоблэнерго» и сами не прочь поработать на российском перетоке.

Но если относительно «Саста» или «Правэкса», по крайней мере, нет сомнений в серьезности их как операторов, то вот относительно других... Россияне утверждают, что ряд фирм представляет из себя «тройку человек, сидящих в арендованном офисе за взятым на прокат компьютером. А активов набрали на миллионы долларов».

РАО «ЕЭС России» рисует такую схему: раньше Энергорынок понемногу платил по своим долгам, когда 1/45, позже 1/100. Между прочим даже 1% в месяц от 5 млн. долл. для нескольких человек - очень даже ничего. Долги таких фирм РАО оценивает примерно в 30 млн. долл.

Тут, правда, возникает вопрос: ребята, вы о потенциальной платежеспособности таких клиентов сейчас узнали? Честное слово, если кто-то придет с улицы на Курскую АЭС и попробует просто взять энергии на 5 млн. долл., то его, наверное, далеко пошлют. Впрочем, за рядом фирм мелькает фамилия одного в прошлом очень высокопоставленного чиновника Минэнерго. Да и в этих контрактах довольно высока доля средств, идущих непосредственно центральному аппарату РАО. Может, по этому поводу в Одессе говорят: «Жадность фраера сгубила?». Правда, определить, «кто не умел, а кто не хотел», может только суд. РАО раньше практиковало передачу долгов одних операторов другим, когда удачно (когда не очень). Но сейчас такая практика запрещена указом Президента.

Так или иначе, итоги первого периода убедили обе стороны в том, что нужно искать какие-то другие схемы работы. Все чаще вспоминается идея создания совместного предприятия. Причем если раньше оно собиралось поставлять электроэнергию в основном на экспорт, то теперь оно, как предполагают, будет работать и внутри страны. Впрочем, и тут не уйти от все той же проблемы: где взять ликвидные предприятия? Интересно также, что будет предложено в качестве взносов сторон в уставный фонд СП, особенно с украинской стороны? Как правило, россияне хотят чего-то поценнее. Казахстан, к примеру, расплатился с долгами электростанцией и угольным разрезом. Кстати, Чубайс намерен во второй раз приехать в Киев только для подписания чего-то конкретного…

В общем, впереди новые переговоры, и, наверное, не скорые. Впрочем, уж чего-чего, а терпения операторам не занимать. Ведь расчеты осуществляются не деньгами, а бартером, взаимозачетами, работами и т.д. Все это даже при нормальном прохождении контрактов тянется долго. Большинству контрактов по РАО «ЕЭС» уже больше года, а контрактам с ЦДУ и вовсе свыше двух лет. И это при том, что сейчас они выполнены в лучшем случае на 5%. Так что терпение очень даже пригодится. В этом тысячелетии проблемы явно решены не будут, придется подождать до следующего.