UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЙ ГОД, ПОРЯДКИ НОВЫЕ

Любовь к планам - самое, пожалуй, устойчивое общественное чувство. Ах, как мы любим составлять, наме...

Авторы: Владимир Рыбалка, Маргарита Субтеля

Любовь к планам - самое, пожалуй, устойчивое общественное чувство. Ах, как мы любим составлять, намечать, проектировать, разрабатывать всякие идеи, замыслы и, ох, как сдержанны в требовательности, контроле, настойчивости при их реализации. Удивительно небрежно эксплуатируем простое слово «план», заимствованное у французов с первоначальным смысловым значением «изображение чего-либо на плоскости».

…Недавно группа ответственных работников Минэкономики и управления по вопросам экономики и собственности Херсонской облгосадминистрации «изобразила» на бумаге «Концепцию реформирования экономики Херсонщины». Она обнародована в местных СМИ и после обсуждения будет, как это заявлено, рассмотрена на выездном заседании Кабмина в Херсоне.

Цель разработки хоть и расплывчатая, но самая что ни на есть благородная - «создать предпосылки для органичного соединения политики экономического роста и финансовой стабилизации с активной социальной политикой». Мудрено. Относительно «активной социальной политики», то для наличия оной требуется хотя бы наличие финансовой стабилизации, ибо, как утверждают специалисты в области кулинарии, для приготовления рагу из зайчатины для начала нужно иметь хотя бы зайца. Пока же предпосылок этой стабилизации не наблюдается ни на государственном, ни на региональном уровне.

На сегодня для восстановления экономического и социально-культурного потенциала области необходимо ни много ни мало - 3044 млн. гривен. В наличии… О наличии говорить как-то неудобно. Разработчики областного «бизнес-плана» отразили это наличие весьма дипломатично: «Источниками финансирования, в соответствии с концепцией, являются государственный, областной и местные бюджеты, средства предпринимательских структур, населения, инвестиции и т. д.». Далее, после слова «но», в документе уточняется, что при определении прогнозных показателей доходной части бюджета на 1999 год Минфин утвердил их в размере 194,1 млн. гривен, что на 27 процентов меньше, чем в году ушедшем.

Подобные заявления, сами понимаете, оптимизма не прибавляют - с «финансовой стабилизацией», похоже, придется малость повременить. Особенно если учесть, что за последние три года все разновидности налогов и сборов области не превышали 130-140 миллионов при 50-процентном взаимозачете и традиционной дотации. Проблема узловая и настолько сложная, что ее решение разумно было бы сделать целью концепции, а все остальное - средством достижения. Однако то, что сделано топором, пером точно не исправить. Наивно, если не сказать больше, рассчитывать на дотацию, как это делают авторы разработки. При нынешних проблемах со сбором налогов хоть бы часть ее получить.

Если постараться, что-то можно получить и для «экономического роста» от реализации перечисленных в документе идей: участвовать в государственных и отраслевых инвестиционных программах, предусматривающих субвенцию; создать лизинговый фонд для финансирования технического обновления за счет 25-процентных отчислений от реализации акций предприятий коммунальной собственности и продажи объектов незавершенного строительства; привлечь средства инновационного фонда; открыть муниципальный банк и страховую компанию, что позволит уменьшить «утечку» свободных средств за пределы области; привлечь дополнительные средства с рынков недвижимости и фондового; других задумок, реальность которых обусловлена подчинительным союзом «если».

Повторюсь - в целом, финансовая сторона концепции самая уязвимая, и по этой причине задуманное больше напоминает декларацию о благих намерениях. Однако… Коль взялся за гуж - думать надо.

Возможный инструментарий

для думающих

В области думающих людей предостаточно, зато с управленцами - напряженка. И все же в конце 1997-го специалисты управления экономики облгосадминистрации впервые сумели разработать прогнозный план финансового оборота на потребительском рынке. По ряду причин он оказался далеким от реалий, но это нисколько не умаляет его значимость как инструмента для мониторинга социально-экономических отношений. Конкретно - план дает возможность ориентироваться в финансовой политике на покупательский спрос населения, основного потребителя товаров и услуг. А это означает реальное влияние на исполнение областного бюджета, пусть и опосредованно.

Будь этот инструмент в руках авторов концепции сегодня, вполне вероятно, что разработчики сами оценили бы свои «госплановские» потуги: очень уж низок покупательский спрос и как следствие затоварены склады предприятий и поставщиков. К примеру, в сентябре прошлого года объем невостребованной продукции составлял: 100 тонн сливочного масла, 48 тонн сыра, 60 млн. условных банок консервов, 230 тысяч квадратных метров тканей, 2 тысячи костюмов, 9 тысяч брюк, 6 тысяч пар обуви… А это - замороженные деньги, в том числе и бюджетные.

Несложно предугадать реакцию на эти строчки ретивого рыночника: пусть повышают качество, снижают цены, а мы покупать будем избирательно, рынок ведь у нас, свобода выбора. Пусть, конечно, повышают, снижают. Но «избирать»-то не с чем! Причем это явствует не только из затоваренности складов - наши «челноки» поголовно сетуют на снижение спроса и на импортные товары. Выходит, и прогнозный план финансового оборота не может служить определяющим средством достижения поставленных в концепции целей.

И все же не все так беспросветно. В сравнении с третьим кварталом прошлого года в области отмечен 10-процентный рост производства потребительских товаров, более чем на треть увеличился выпуск изделий промышленной группы, несколько оживились предприятия перерабатывающего сектора. За 10 месяцев минувшего года они получили 1130 тысяч гривен прибыли (1997 год был сплошь убыточен). «Погоду» здесь делают компания «Чумак» и фирма «СЕПРО», которые вносят существенную лепту в экономический потенциал Херсонщины. Обе специализированы на переработке сырья местных сельских товаропроизводителей. Обе делают ставку на гарантированное качество продукции, чего, ясное дело, без высококачественного исходного продукта не достичь. Потому-то требования к его кондиции достаточно жесткие. Однако далеко не в каждом хозяйстве это понимают, а многие по старинке и не хотят понимать.

Как же решают компании сырьевую проблему? По-разному. «Чумак» пошел по пути создания своего агроцентра, не только сам выращивает для себя огурцы и томаты, но и передает партнерам новые сельскохозяйственные технологии, обеспечивает материально-техническое снабжение, методическую и организационную помощь. Разумеется, на взаимовыгодных условиях. Иными словами, вкладывает значительные средства в развитие сырьевой базы. «СЕПРО», напротив, делает упор в основном на новые технологии переработки, расширение ассортимента продукции. Здесь рассчитывают на готового надежного партнера, который удовлетворит их требования. О сырьевой базе «СЕПРО», похоже, не очень заботится. Конечно, хозяин - барин, но что станет делать фирма, если через год-два, пусть пять, эта база исчезнет вообще? Неужто проживет на закордонных поставках? Дай-то Бог.

Макароны… Макароны… Макароны…

Две фирмы, две разных стратегии развития. И все же они, при всем своем блеске, не могут решить проблему бюджета. А что же другие, ведь в объеме производства потребительских товаров области около 70 процентов занимают именно товары продовольственной группы? Есть, безусловно, и другие предприятия, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, наращивают объемы производства. Но таких раз-два - и обчелся. Основная же масса переработчиков (я умышленно не касаюсь производителей промышленной продукции) сидит беспробудно в долгах. Мощности по производству хлеба, к примеру, используются в среднем на 26-27 процентов, мясопродуктов - на 6-7(!). И это в области, обладающей прекрасным сырьевым потенциалом. Однако этот потенциал остается по сути невостребованным, а поэтому имеет стойкую тенденцию к упадку.

Вот и результат: рынки Херсонщины так же не блещут оригинальностью, как и похожие друг на друга рынки других городов Украины. Набор предлагаемых товаров однообразен и стандартен, как однообразна и продукция великого множества перерабатывающих производств. Пищевкусовые фабрики (название-то какое!) специализируются, как правило, на майонезе разной степени качества, горчице и соусах неопределенного состава и консистенции, в угоду моде гордо именуемых кетчупами. Молзаводы штампуют масло «крестьянское», сметану и творог одного, в лучшем случае, двух-трех видов. Ассортимент колбас разнообразнее, но и здесь ограничиваются пятью-шестью видами полукопченых и примерно таким же количеством вареных. На прилавках доминируют макаронные изделия - их, похоже, выпускают все, кому только не лень.

Отрадно, конечно, что в области увеличилось производство сыров, овощных консервов, муки, кондитерских изделий. Но это опять-таки мало сказывается на доходной части бюджета. Да и к чему увеличивать, скажем, производство того же масла, если его и так скопилось на складах около 100 тонн? Может, рациональнее подумать о выпуске других, новых, непривычных видов молочной продукции? Или взять консервщиков. Везут вот из-за рубежа консервированную кукурузу. Очень экзотический продукт, надо понимать. Да ведь в арсенале каждой хозяйки найдется столько оригинальных рецептов консервов из овощей и фруктов, что, право слово, стыдно видеть убогий ассортимент, предлагаемый нашими предприятиями. Кто ж его покупать будет?

Я не претендую на истину в последней инстанции, однако позволю себе заметить, что и «Чумак», и «СЕПРО», и другие устойчиво работающие предприятия выигрывают прежде всего за счет новых технологий. И коль речь идет о переработке, стоит напомнить, что область обладает мощным научным потенциалом, способным не только разработать перспективные виды новой продукции, но и обеспечить высокопродуктивными сортами сырьевую базу. То же виноградарство может быть спасено благодаря чудом сохранившемуся в области Биотехнологическому центру, освоившему промышленную технологию сортообновления винограда (сейчас это узловая проблема) по полному циклу - от меристемы до оздоровленного саженца. В то же время один из мощнейших производителей товарного винограда агрофирма-совхоз «Белозерский» (Херсонщина!) недавно заключил договор с французской фирмой «Рихтер» о приобретении у нее посадочного материала винограда, выращенного… по той же технологии, о чем взахлеб сообщили местные СМИ. Эти бы деньги да своему Биоцентру, он завалил бы саженцами не только «Белозерский». А бахчеводство? А овощеводство? Но у науки нет средств не только для развития - для существования.

Вот тут-то и должны были показать себя власти, найти приемлемую форму привлечения денег от заинтересованных структур для становления, вернее, восстановления столь нужных очагов периферийной науки. Но до них, похоже, никому нет дела. В ту же Францию прокатился на казенный кошт не только директор «Белозерского», но и начальник управления садоводства и виноградарства «Садвинпрома» Украины. Парадокс в том, что упомянутый Биоцентр рожден… «Садвинпромом», но об этом госчиновники предпочитают не вспоминать. Интересно, не закордонные ли вояжи способствуют столь удивительной амнезии?

Стоит ли повторять избитую истину: новые технологии - это то звено, за которое, как говорится, можно вытянуть всю экономическую цепь области, страны, а значит, решить болезненную проблему наполнения бюджета. Пока же многочисленные специалисты областных, да и центральных управленческих структур вовсю занимаются маркетингом рынка потребительских товаров. Вот только от их деятельности никому ни холодно ни жарко - на ассортименте товаров отечественного производства, как и на бюджете, такая работа никоим образом не сказывается.

Послесловие

В нашем сознании прочно сидит устоявшийся стереотип - критиковать, мол, всегда легче. Но если поразмыслить, то нынешние реформы можно рассматривать как критику прежней общественно-политической системы, и вряд ли кто осмелится утверждать, что даются они легко. Если уж быть последовательным, то и концепцию реформирования экономики Херсонщины можно считать критикой сложившегося социально-экономического негатива. А поэтому уместно напомнить, что «критика» должна быть конструктивной. Как раз конструктивом концепция бедновата, в ней больше от лозунгов о поколении, которое будет жить в светлом будущем. Так что год-то новый, а вот порядки…