UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВШЕСТВА ЭНЕРГОРЫНКА

От зимовки в «ереванском» стиле, с темными замерзающими городами и самовольными рубками деревьев ...

Автор: Игорь Маскалевич

От зимовки в «ереванском» стиле, с темными замерзающими городами и самовольными рубками деревьев на дрова в Мариинском парке, украинцев спасли только мягкая зима и удивительное многоводье, что сказалось не только в затопленном по крыши Закарпатье, но и в рекордной за 30 лет выработке электроэнергии ГЭС. Стало очевидно, что еще одной зимы энергетики не протянут. Более того, все может рухнуть еще до наступления осенних холодов.

Показателем кризиса стало и полное обновление всего «энергоблока» в Кабмине: сменил место работы первый вице-премьер, уволены министр энергетики и глава компании «Энергоатом». Перед новым руководством поставлена задача в кратчайшие сроки нормализовать положение в отрасли.

Проверок и планов громадье

Начали с административных мер. Здесь все понятно: как «закручивать гайки», никого учить не нужно. Тем более поводы к этому есть. По словам нового министра энергетики Ивана Плачкова, «сейчас абсолютно отсутствует ответственность за энергопотребление». Сложилась целая «каста не отключаемых» от энергосети предприятий. К примеру, в прошлом году бюджетные организации на 60% перебрали лимиты потребления, израсходовав электроэнергии на 402 млн. грн. А после запрета на отключение сельхозпроизводителей они немедленно «сбросили» уровень платежей за энергию практически до нуля.

Для борьбы с должниками «слепили» очередную «чрезвычайку» - с 10 марта действует межотраслевая комиссия по контролю за сбором средств за электроэнергию во главе с первым вице-премьером В.Куратченко и министром энергетики. Кроме большой (киевской) в областях созданы местные комиссии, возглавляемые первыми замами глав администраций. Задача перед комиссиями поставлена жесткая - резко увеличить сбор «живых» денег в энергетику. Для облэнерго установили минимальные объемы сбора денежных средств с потребителей. На первом этапе с поступающих на энергорынок нынешних 2-2,5 млн. грн. в день довести сбор средств сперва до 4 млн., а потом и до 6,5 млн. грн.

Чтобы угрозы принятия мер не воспринимались слишком отвлеченно, к делу подключили прокуратуру. Согласно поручению Президента, с 23 марта Минэнерго проверяет специальная следственная комиссия во главе с О.Колинько. Теперь у министерских прибавилось забот - пишут объяснительные. И впереди у них еще минимум две недели столь же веселой жизни. А для некоторых дело вполне может закончиться печально - срочно требуются «козлы отпущения». Вот и Главное управление МВД по Киеву уже бодро рапортует о «близившемся к завершению расследовании дела группы руководителей Минэнерго, предоставлявших в 1995-97 годах неправдивую информацию в Проминвестбанк и получивших оттуда 43 млн. грн. на топливо для ТЭС. Деньги были перечислены на другие фирмы и затем использованы на иные цели». Правда, сами подозреваемые утверждают, что речь идет о заурядном кредите для выплаты зарплаты шахтерам, пропущенном через министерство. А в Фонде госимущества проверяют законность приватизации облэнерго, а также то, «на какие деньги куплены определенными лицами квартиры в Киеве».

Пока в Киеве изучаются жилищные условия чиновников, на местах будут «шерстить» предприятия, выпускающие ликвидную продукцию, в первую очередь - металлургические комбинаты. Последние прославились тем, что, потребляя 20% электроэнергии и производя металл, львиная часть которого потом идет на экспорт, практически не платят за энергию деньгами. За первые три недели марта за отпущенную энергию от них поступил только 1% «живых» денег. Теперь к должникам будут применять новую меру воздействия: если в течение максимум 10 дней они не рассчитаются или не представят график погашения долга, будут отключены. После повторного отключения энергоснабжение возобновляется лишь с письменного согласия В.Куратченко.

Любопытно будет понаблюдать, как отключат комбинат им.Ильича или Полтавский ГОК. Да и Запорожская область в списке крупнейших должников представлена вполне достойно: завод ферросплавов, алюминиевый комбинат, «Запорожсталь». Скорее всего, дело ограничится очередным написанием каких-то гарантийных бумаг. Только реальных платежей от сочинения «на заданную тему» вряд ли стоит ожидать.

Ну и, естественно, намечается мощная проверка приватизированных облэнерго, ставших в последнее время прямо-таки бельмом в глазу Минэнерго. Иногда кажется, что кроме них оно уже никаких проблем не видит. Между тем, как бы ни сокращали частники перечисление «живых» денег, надо помнить, что потребляют они не более 12-13% электроэнергии. Остальное успешно попадает в государственные облэнерго, где исчезает с не меньшим эффектом. Заодно проверят и условия, на которых предоставлялись в аренду энергоблоки ТЭС. По словам О.Колинько, по факту передачи блоков в аренду в областях уже возбуждено два уголовных дела.

«А я маленьких

все бью, а больших боюсь»...

В полном соответствии с принципом «кто тянет, тому и подваливают», для населения, являющегося основным поставщиком «живых» денег в отрасль, повысили на 20% тарифы. Между тем, потребляя порядка 18% электроэнергии, именно население дает тем же облэнерго 70% поступлений «живых» денег. Кроме этого, Постановлением НКРЭ от 24 марта предусмотрено, что средства от населения должны поступать в энергорынок исключительно в денежной форме. Этим пробуют прекратить практику платежей бартером или использование схем, при которых облэнерго, собрав деньги, перечисляет в энергорынок векселя.

Вообще, на рынке нынче изобилие самых разных векселей энергогенерирующих компаний. Сколько сейчас их там обращается, похоже, никто не знает. Дисконт по ним колеблется от 50% у «Укрэнерго» до 75% у «Энергоатома», что позволяет проводить сверхрентабельные сделки. Теперь, правда, постановлением Кабмина предписано до 1 мая провести инвентаризацию всех выпущенных энергогенерирующими компаниями векселей. Тот же «Энергоатом» неоднократно заявлял, что на рынке осталось его векселей на сумму менее 100 млн. грн. (это примерно его недельная товарная продукция). В то же время, по заявлению председателя правления «Днепроблэнерго» Н.Дудника, только эта компания получила и отправила на погашение «атомных» векселей на 70 млн. грн. Хотя, возможно, речь идет о векселях отдельных АЭС. Но все равно от вексельных схем пока никуда не деться. Разве что вновь установить квоту на их выпуск, но это уже было. Такие квоты уже пытались соблюдать, да как-то безуспешно - очень уж кушать хочется. Несколько повысить прозрачность подобных схем можно, организовав их продажу на биржах. Те же векселя «Энергоатома» предполагалось продавать на УМВБ, но пока проект застопорился. Впрочем, надо отдавать себе отчет в том, что пока будут дисконты, будут и схемы по их использованию.

Первое впечатление от проекта новых реформ таково, словно их намерены провести под лозунгом «Разденем все облэнерго до нитки». Поначалу у них намеревались вообще отнять функции продажи электроэнергии, оставив только транспортировку, а продажу передать в «Укрэнергосбыт», создаваемый по образцу «Киевэнерго». Правда, как это будет работать (да и будет ли вообще), похоже, не представляют даже идеологи этого проекта. Одно дело - городская энергокомпания, работающая по прямым договорам вне энергорынка, и совсем другое - крупные облэнерго. Отобрать сбыт у облэнерго - это значит лишить их всякого стимула борьбы с хищениями, которые и так достигают 30-50% передаваемой энергии. Впрочем, пока эта идея трансформировалась в предложение о том, что облэнерго и независимые поставщики будут покупать электроэнергию у «Укрэнергосбыта». Заодно из состава облэнерго в трехмесячный срок должна быть выведена Госинспекция по энергонадзору. Так что теперь ставить счетчики будут одни, а контролировать их показания - другие. Как это скажется на регулярности выплат зарплат их работников, посмотрим.

Была предпринята попытка заставить облэнерго перечислять все средства на единый расчетный счет. С этой целью 20 февраля был издан указ Президента «О расчетах за электрическую энергию». По существу, он дублировал Постановление Кабмина от 5 июня 1998 года, легитимность которого частные облэнерго, ссылаясь на Конституцию и действующее законодательство, отрицают. Сейчас средства растекаются по более чем полусотне счетов, и в прошлом году на них «застряло» 300 млн. грн. (28%), не дошедших до энергорынка. Однако Верховная Рада указ отклонила. На решение парламентариев подействовала грамотно проведенная противниками указа агитация. Коммунистам вполне популярно разъяснили, что эти деньги собираются «под выборы Президента». Когда после этого на трибуну поднялся замминистра энергетики и начал рассказывать, как он лично распределяет деньги на счету (что, кстати говоря, ему запрещено договором энергорынка), левые сразу убедились в правдивости своих подозрений. После этого 235 голосов «против» при полусотне «за» были не слишком неожиданны.

Единственным пряником для облэнерго стало новое условие: теперь предприятие имеет право получать электроэнергию у независимого поставщика, только если у него нет долгов перед облэнерго. А сам независимый поставщик должен заключать с потребителем договор на поставку того объема электроэнергии, которым реально располагает. Как считает министр энергетики, «сегодня облэнерго обеспечивает все риски. Когда у оператора заканчивается электроэнергия, долг потребителя за оставшуюся часть использованной электроэнергии автоматически перекладывается на облэнерго». Хотя частные облэнерго нашли эффективные способы контроля над деятельностью энерготрейдеров: от них просто требуют 100% оплаты транзита электроэнергии своими сетями в денежной форме, а от предприятий - не менее 35% оплаты деньгами. Независимые таких условий не выдерживают и уходят с рынка. Таким образом частные облэнерго выходят на уровень проплат, которых неоднократно ранее добивался Кабмин для государственных облэнерго.

Энергорынку - новую канализацию

Но самым главным стало очередное изменение условий игры на энергорынке - введение так называемой одноканальной системы поставок электроэнергии. Как выразился В.Пустовойтенко, «большое количество поставщиков электроэнергии на предприятия приводит к тому, что уплаченные деньги растворяются и не доходят до производителя этой электроэнергии. На рынке действует до 500 поставщиков электроэнергии. Зачем они нужны в таком количестве?»

Если раньше предприятие могло получать электроэнергию от нескольких поставщиков, то теперь ему предписано получать все от одного поставщика. Как это будет выглядеть на практике - не очень понятно. Постановление нарушает несколько законов и статей Гражданского кодекса, согласно которым предприятие само в состоянии выбрать, как именно и у кого покупать электроэнергию. Так что можно быть уверенным, что частные облэнерго и наиболее крупные заводы будут его выполнять только тогда, когда им это будет выгодно. Даже знаменитая «шахматка» - административное закрепление поставщиков за предприятиями - в свое время была успешно проигнорирована 73 предприятиями из 133, которые должны были в ней участвовать. Вдобавок на рынке очень мало поставщиков, способных обеспечить энергией, к примеру, «Азовсталь» (порядка 200 млн. грн. в год). Ну а истории, как будут добиваться права стать «одноканальцем» на ликвидное предприятие, наверняка составят массу томов будущих следственных комиссий. Тем более что в постановлении Кабмина ни слова не говорится, что отбор поставщиков электроэнергии будет осуществляться на конкурсной основе.

Впрочем, наиболее ликвидные предприятия вообще попробуют «увести» с энергорынка. Предполагается, что предприятия, получающие энергию с высоковольтных ЛЭП, будут снабжаться напрямую компанией «Укрэнерго». Но эта идея может обернуться тяжелыми последствиями. Ведь в этом случае для облэнерго теряется смысл поддержания резервных линий, ведущих на эти предприятия. Один из представителей облэнерго так прокомментировал ситуацию: «Чего ради я буду держать провода и трансформаторные подстанции, тратя миллионы и не получая от них ни копейки прибыли?» Поэтому все сбои на высоковольтных линиях через некоторое время нечем будет смягчать. А подобные аварии обладают неприятным свойством мгновенно передаваться по сети на сотни километров, что может привести к «погашению» энергосистемы. Небезынтересно, кто и как именно будет реализовывать получаемый в оплату за электроэнергию бартер? Сами предприятия вряд ли выиграют от этого в цене.

Любопытно, что и само Минэнерго может пострадать от нововведений. Раньше, когда ему требовалась небольшая партия каких-то материалов, оно (или, точнее, одна из его структур) заключало с нужным предприятием договор и становилось одним из его поставщиков. Теперь же, как вариант, предполагается, что оно будет становиться его единственным поставщиком на… два-три дня.

Как договоримся

Несмотря на весь внешний «шум и треск», преобразования в энергетике носят косметический характер, не меняя ничего по сути. Нынешние перемены аккуратно обходят ключевой вопрос энергорынка: будут ли на нем прямые договора между производителем и потребителем и как они будут осуществляться? Фактически договора действуют и сейчас, в том же положении «О порядке поставки электроэнергии потребителям» от 24 марта 1999 года в формуле расчета энергопотребления вновь упомянуты двухсторонние договоры. Вот только они по-прежнему не для всех, а для особо приближенных. К примеру, самое худшее, что может сделать министр для родного «Киевэнерго», - заставить его работать на энергорынке. В этом случае для банкротства компании при нынешнем уровне ее задолженности вполне хватит полугода. Когда же одни играют по одним правилам, а всех других заставляют жить по другим, о рынке не может быть и речи. Правда, широкое распространение прямых договоров пугает Минэнерго тем, что сразу станет ясно: некоторые станции уже практически умерли. В первую очередь это Славянская и Луганская ГРЭС. Однако при сохранении нынешнего состояния умирают вообще все без разбору, включая и потенциально рентабельных. Кроме того, переход только к прямым договорам может сделать рынок непрозрачным и трудно регулируемым.

Выход видится в создании энергобиржи, где производители энергии и ее потребители смогут заключать контракты. В настоящий момент известно несколько проектов организации таких бирж. Один из них предложен на рассмотрение народными депутатами Кучеренко и Гудымой в проекте закона «Об основах функционирования оптового рынка электроэнергии». В этом проекте предполагается переход торговли электроэнергией на прямые договора и продажа излишков на энергобирже.

Переход на биржевую торговлю предлагается и представителями частных облэнерго. Директор-распорядитель инвестиционного пула «Корт» Александр Вартанян считает, что через биржу следует продавать не остатки, а практически всю электроэнергию. Кроме того, потребители должны будут оплачивать и содержание определенного объема резервных мощностей, необходимых в экстренных случаях. Впрочем, оба проекта сходятся на неизбежности прямых договорных отношений между генерацией и потребителями.

Однако авторы министерского проекта по-прежнему настаивают на сохранении нынешней модели расчетов, только под более жестким контролем. Контроль, конечно, - дело святое, но... Прошедшие три года наглядно показали - если по правилам работать невыгодно, значит, этого и не станут делать. Но, как показывает практика, мы очень любим наступать на грабли, как минимум, дважды.