UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВОЕ ЯПОНСКОЕ ЧУДО?

За 14 лет непрерывных рецессий «отпевать» японскую экономику стало уже делом привычным. Поэтому да...

Автор: Оксана Приходько

За 14 лет непрерывных рецессий «отпевать» японскую экономику стало уже делом привычным. Поэтому даже самые мрачные прогнозы как национальных, так и международных экспертов, щедро раздаваемые всего лишь несколько месяцев назад, ажиотажа не вызывали. Несмотря даже на откровенный трагизм основных экономических показателей в стране. Цены на фондовом рынке упали до 20-летнего минимума, составив лишь 25 процентов от пика 1989 года; доходность по ценным бумагам подбиралась к отрицательным величинам. Однако в течение весьма непродолжительного времени ситуация резко изменилась, и сейчас японская экономическая картинка заиграла всеми цветами радуги. Более того, именно «экономическая эйфория», как окрестили доминирующее сейчас в Японии настроение, обеспечила действующему премьер-министру Дзюнъитиро Коидзуми переизбрание главой Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии. А следовательно — сохранение за ним поста премьер-министра на следующий трехлетний срок.

Как показывают опросы общественного мнения, нынешнего премьера сейчас поддерживает 67 процентов японцев. И это не удивительно. Темпы прироста японского ВВП во втором квартале нынешнего года составили 3,9 процента, что намного превосходит не только самые оптимистичные прогнозы, но и показатели остальных индустриально развитых стран. Индекс японского фондового рынка Nikkei 225 за последние пять месяцев вырос на 44,5 процента. Особо радует отмеченный рост потребительских расходов и некоторое снижение безработицы. Очередным признанием японских экономических успехов стал пересмотр МВФ прогноза роста японского ВВП с 0,8 процента до 2,0. И это на фоне снижения прогнозов для многих других экономик. В частности, европейской.

И все же большинство экономистов предпочитает не спешить радоваться за японцев — уж слишком часто в последние годы в стране случались экономические фальстарты. Тем более что основные проблемы так и остаются неразрешенными, а самые проверенные экономические снадобья против них оказываются недостаточно эффективными. Журнал Economist даже предложил специальный термин для непобедимой японской дефляции — дисфляция, подчеркивая экономическую и политическую дисфункцию национальных институтов в нелегком деле стимулирования необходимой для экономического роста незначительной инфляции.

Катастрофическое состояние банковской системы Японии, огромный государственный долг — все эти темы звучат с убаюкивающей навязчивостью. А вот экономический ущерб от эпидемии компьютерных вирусов серьезными экономистами начал обсуждаться лишь сравнительно недавно. После того, как в прошлом году, например, этот ущерб «съел» целый процент японского ВВП, составив рекордные 440 млрд. иен. Если эта тенденция сохранится и в нынешнем году, то от выстраданного экономического роста может остаться не так уж много.

Следующую тему назвать новой достаточно сложно — она для Японии последних десятилетий достаточно неожиданна. Статус центра международного туризма Страна восходящего солнца утратила уже давно, отпугнув прежде многочисленные толпы иностранцев рекордными взлетами цен и угрозой терроризма. Так что идея превратить самую страшную страшилку японской экономики — падающие цены — в беспроигрышную завлекаловку для измотанных инфляцией европейцев и закаленных американцев может оказаться достаточно плодотворной. Именно с этой целью в американских и европейских СМИ развернута рекламная кампания с бюджетом 17 млн. долл. Впрочем, по сравнению с 30 млрд. долл., которые японцы в качестве туристов оставляют за пределами своей родины, эта сумма кажется ничтожной. На каждого иностранца, приезжающего в Японию, приходятся три японца, отправляющиеся в путешествие за границу. А на каждого американца, посещающего Японию, приходится уже семь японцев, «навещающих» США.

Всего же в Японии в прошлом году побывало 5,2 млн. иностранцев. Не удивительно, что с такими скромными показателями страна занимает 35-е место среди мировых туристических центров. Тогда как Франция, бессменный чемпион в этой области, ежегодно принимает у себя 70 млн. иностранных гостей. План японского правительства удвоить количество иностранных туристов к 2010 году достаточно амбициозен, однако он наталкивается на непростую проблему выдачи японских виз.

И все же по сравнению с системными сбоями в японской экономике, требующими реформирования всего финансового сектора, визовый вопрос кажется пустяковым…