UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВАЯ МЕКСИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

2 июля с. г. мексиканский народ смог совершить небольшое чудо, отодвинув от управления страной Институционную революционную партию (ИРП), правящую Мексикой с 1929 года...

Автор: Максим Череда

2 июля с. г. мексиканский народ смог совершить небольшое чудо, отодвинув от управления страной Институционную революционную партию (ИРП), правящую Мексикой с 1929 года. Подавляющее число мексиканцев истосковались по политическим переменам за семь десятилетий однопартийного правления. Причем это касается и тех, кто влачит нищенское существование в беднейшей провинции Чиапас, и тех, кто двигает экономику страны в «локомотиве мексиканской промышленности» Монтеррее. Именно поэтому на президентских выборах народ отдал предпочтение представителю оппозиционной Партии национального действия Винсенте Фоксу, убедительно победившему своего соперника из ИРП Франческо Лабастиду. Советник Фокса сенатор Адольфо Зинсер победу своего патрона оценил так: «Это событие сопоставимо с падением Берлинской стены, концом апартеида в ЮАР и отставкой Пиночета в Чили!».

Однако после победы на выборах борьба для Винсента Фокса не окончена. Работавший до этого в компании «Кока-кола», он абсолютно не имеет опыта в управлении государством. То же справедливо и для партии, которую он представляет. А планы у нового президента обширные. Он рассчитывает провести в Мексике вторую волну реформ, развив несмелые рыночные начинания своих предшественников из ИРП. Причем Фокс ставит перед собой как стратегические задачи (добиться создания общего рынка государств Северной Америки), так и сиюминутные (решить проблему получения фермерами и мелкими бизнесменами «микрокредитов» в несколько сотен долларов). Между ними располагается множество задач, затрагивающих все аспекты экономической жизни страны, — от налогов до приватизации объектов электроэнергетики и реформирования правоохранительных органов.

Если г-ну Фоксу удастся реализовать хотя бы половину своих планов, Мексика может существенно продвинуться по пути к заветной цели — широкого привлечения в страну зарубежного капитала. И тогда эффект современной глобализации экономики могут ощутить на себе не только северные регионы страны, в которых располагаются предприятия, построенные известными западными и азиатскими компаниями, но и все остальные мексиканские провинции. Планируемое увеличение расходов на образование вдвое поднимет уровень профессиональной подготовки мексиканской молодежи и даст ей возможность быстрее двигаться по служебной лестнице. А политики в Китае и государствах Юго-Восточной Азии внимательно будут присматриваться к результатам деятельности нового президента, справедливо опасаясь превращения Мексики в их главного соперника в борьбе за привлечение западных инвестиций.

Особое место в программе Фокса занимает Североамериканское соглашение о свободной торговле, более известное по аббревиатуре НАФТА. Со времени вступления в силу этого документа мексиканский экспорт вырос втрое, и Мексика недавно вытеснила Японию со второго места по поставкам товаров и услуг на рынок США. Однако новый президент полагает, что колоссальный потенциал НАФТА пока что в полном объеме не используется. Поэтому он хотел бы обсудить с руководителями США и Канады возможность превращения созданной соглашением зоны свободной торговли в полноправный общий рынок, предусматривающий свободное перемещение между государствами Северной Америки рабочей силы и хождение в них общей валюты. Фокс отдает себе отчет в том, что достижение этой цели потребует значительного времени — возможно, не одного десятилетия, — однако он полагает, что время для начала работы в этом направлении уже пришло.

Некоторые составляющие в формуле экономического роста, предложенной Фоксом, выглядят поистине впечатляюще. Так, новоизбранный президент Мексики обещает, что ко времени следующих выборов 2006 года экономика страны будет развиваться с ежегодными темпами прироста в 7 процентов (начиная с 1996 года этот показате ль составляет 5 процентов). Достижение этой цели может оказаться весьма сложной задачей, однако влиятельные мексиканские бизнесмены убеждены в том, что Фокс свои обещания выполнит.

Местные и иностранные инвесторы также настроены оптимистично в отношении перспектив президентства Фокса. На следующий же день после объявления результатов выборов мексиканский фондовый рынок «подскочил» на 6,1%. А национальная валюта песо, стабильно падавшая на протяжении всего предвыборного периода, с избранием Фокса быстро вернулась на прежние позиции. Этому способствовало и заявление действующего президента Эрнесто Cедийо, заверившего инвесторов, которые опасались длительного переходного периода, что в оставшиеся пять месяцев своего нахождения у власти (новый президент вступит в должность только 1 декабря 2000 года) он будет работать в тесном сотрудничестве со своим преемником.

Особое внимание Фокс уделяет формированию своей команды. Для того, чтобы подобрать кандидатов на 17 министерских постов, он обратился за помощью к компаниям, специализирующимся на поиске «светлых умов» по всему миру. При этом он пообещал, что в правительстве найдется место для представителей разнообразных сфер деятельности, в том числе — академической среды и частного бизнеса. Тем временем, советники вновь избранного президента не теряют времени, завершая разработку программы развития страны на шестилетний период. Она будет предусматривать целый комплекс мероприятий, начиная от децентрализации управления государством и заканчивая реанимацией образовательной системы Мексики.

В связи с этим возникает естественный вопрос: откуда взять средства на воплощение в жизнь столь амбициозной программы? Ожидается, что текущий год страна завершит с дефицитом бюджета в 1% от валового национального продукта, так что лишних денег в казне, как видно, нет. Поэтому необходимые средства Фокс предполагает получить за счет коренного пересмотра налоговой системы государства. В Мексике налоговые поступления составляют не более 18% ВНП, в то время как в Бразилии эта величина достигает 33%, а в США — 31%. К тому же треть всех налогов страна получает за счет акцизов на нефть, что делает мексиканскую финансовую систему весьма зависимой от мировых цен на «черное золото». Для устранения таких перекосов президент предлагает существенно расширить налоговую базу и начать решительную борьбу с уклонением от налогов. Его экономические советники рассматривают также возможность отмены ряда налоговых льгот, которыми вовсю пользуются крупные компании. Между тем, вопрос увеличения налоговых ставок сейчас даже не рассматриваются, так как они в Мексике и так достаточно высоки. В то же время с целью стимулирования экономического роста предполагается ввести налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие беднейших провинций. Этим Фокс рассчитывает создать привлекательные условия для реинвестирования зарубежными бизнесменами получаемой в Мексике прибыли (ежегодный объем которой оценивается в 3 млрд. долларов) в экономику страны.

Проведение налоговой реформы будет для Фокса первым экзаменом на высшем государственном посту в стране — ведь меры, предусматриваемые ею, неизбежно приведут к уменьшению доходов миллионов мексиканцев, работающих в сфере «теневой экономики».

Еще одним экзаменом для нового мексиканского руководства будет начало приватизационных процессов в электроэнергетическом и нефтехимическом секторах. Попытки правительства Эрнесто Cедийо претворить в жизнь эти идеи потерпели провал. Теперь стратегические инвесторы с интересом будут ожидать, сможет ли добиться успеха на этом поприще Винсенте Фокс.

Лакмусовой бумажкой способностей нового президента воплотить в жизнь свои обещания будет и изменение условий конкурентной борьбы для приватизированных гигантов мексиканской экономики. До последнего времени недостаточная конкуренция тормозила развитие многих отраслей промышленности страны. А сдерживалась она местными законами, создающими более благоприятные условия для мексиканских компаний и фирм по сравнению с иностранными.

Наконец, избиратели ожидают от новой власти решительной борьбы с преступностью и коррупцией в стране. Фокс обещает коренным образом реформировать силы федеральной полиции Мексики и провести «чистку» в генеральной прокуратуре. Предполагается проведение реформ и в органах судебной власти. Первым шагом в этом направлении будет создание национальной наблюдательной комиссии, которая будет осуществлять надзор за расследованием самых громких дел о коррупции и контролировать новое правительство на предмет злоупотребления властью.

Благодаря реформистским начинаниям Эрнесто Cедийо и наиболее прогрессивных членов в руководстве ИРП, Винсенте Фокс располагает сегодня хорошим фундаментом для проведения в жизнь радикальных экономических преобразований в Мексике. И действительно, впервые за последнюю четверть столетия страна пережила президентские выборы без экономических потрясений и опустошающего финансового кризиса. Долгое время Мексикой правила партия левого толка, и уходит она с высоко поднятой головой. Теперь слово за мексиканскими правыми.