UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХЛАМ

Нобелевской премией в 2001 году были награждены сразу три американских экономиста — Джордж Эйкерлоф, Майкл Спенс и Джордж Стиглиц — за их анализ рынков с асимметричной информацией...

Автор: Михаил Довбенко

Нобелевской премией в 2001 году были награждены сразу три американских экономиста — Джордж Эйкерлоф, Майкл Спенс и Джордж Стиглиц — за их анализ рынков с асимметричной информацией. Сложно звучит, правда? Поэтому объясню: асимметричностью в распределении информации называется ситуация, когда часть участников рынка владеет информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица. Именно асимметричность в распределении информации является серьезной причиной неопределенности в эффективном использовании средств и ресурсов. И месяц за месяцем неопределенность возрастает.

«Сегодня нам приходится иметь дело с совершенно новым типом неопределенности. Возможно, этот фактор присутствовал на рынках и раньше, но ему никогда не уделяли такого внимания», — заявил на пресс-конференции через месяц после трагических событий 11 сентября тогдашний министр финансов США Пол О’Нил. Еще более откровенным в тот день был глава федеральной резервной системы США Алан Гринспен. По его мнению, в нынешних условиях инвесторы по всему миру требуют более высокого уровня возвращения вложенного ими капитала в связи с повышением риска, на который они вынуждены идти. Это подтверждается резким падением мирового рынка акций при параллельном увеличении доходности облигаций, выпускаемых развивающимися странами большинством корпораций, за исключением тех, чье положение наиболее стабильно.

Таким образом, начал работать механизм обратной селекции, описанный в трудах нобелевских лауреатов. Правильнее было бы говорить даже о том, что механизм обратной селекции, действовавший во всех странах с переходной экономикой, начинает расползаться по миру. Лауреаты создали новую терминологию; описанный и дополненный ими рыночный механизм, несомненно, будет интенсивно использоваться в разных сферах хозяйствования.

…О Джордже Эйкерлофе говорят, что он выжал информацию из лимона. Этот нобелевский лауреат является автором модели так называемого «рынка лимонов». Модель рассматривается на примере рынка старых автомобилей (или «лимонов» на американском жаргоне). Хотя сейчас это уже не жаргон, поскольку lemon law — это закон, по которому продавец автомобиля обязывается безвозмездно отремонтировать, заменить автомобиль или вернуть за него деньги, если в нем обнаружатся недостатки. Более того, этот термин прочно вошел в лексикон экономистов-теоретиков и сегодня касается не только бэушных автомобилей.

Разные аспекты асимметричной информации интересовали ученых давно. Первые посвященные этой проблематике работы Дж.Эйкерлоф издал еще в начале 70-х годов ХХ века. В частности, его статья «Рынок лимонов (неопределенность качества и рыночный механизм)», увидевшая свет 32 года назад, связала понятия неопределенности и качества товаров, обнаружив неожиданные причины возможного фиаско рынка. При асимметричном распределении информации (когда покупатели вынуждены использовать рыночную статистику для определения правдивых характеристик товаров, известных только продавцам) на рынке не заключаются соглашения, а при симметричном — в выигрыше будут обе стороны. Асимметричная информация вынуждает участников рынка полагаться на случай и ведет к рыночному краху.

Конструируя модель распределения информации на рынке, Дж.Эйкерлоф в качестве примера взял рынок бывших в употреблении автомобилей, поскольку именно он позволяет уловить суть проблемы. Если ограничить характеристику машин всего двумя признаками: новые или старые и хорошие или плохие, окажется, что как новый, так и автомобиль, который уже эксплуатировался, может быть и хорошим, и плохим. Покупая новую машину, пользователь не знает, что ему попадется, у него имеется лишь вероятностная оценка того или иного результата. И только попользовавшись некоторое время машиной, он может оценить ее качество значительно точнее. Здесь возникает асимметрия доступной информации: продавцы (владельцы) знают об автомобиле больше, чем покупатели. При этом хорошие и плохие машины будут продаваться на таком рынке по одной цене, поскольку покупатели не могут отличить эти товары.

Наконец, как доказывает профессор Дж.Эйкерлоф, недостаточная информация о качестве продающегося товара приводит к постоянному снижению цен вплоть до исчезновения рынка.

В Нобелевском комитете убеждены: теория рынков с асимметричной информацией является огромным шагом вперед как для экономистов-практиков, так и для экономической науки. Предыдущая модель экономики строилась на предположении о полноте информации экономических субъектов. Но в реальной жизни этого нет и быть не может. Сформулированная теория приблизила экономическую науку к реальности.

Понимание научной идеи нобелевского лауреата позволяет искать выход из, на первый взгляд, безнадежной ситуации. Прошло две недели с тех пор, как в моем автомобиле перегорели сразу две катушки зажигания. Казалось бы — мелочь, но ехать нельзя. Почему? Авто сейчас на гарантии у официального дистрибьютора этой компании, который полгода назад продал мне свой неплохо разрекламированный товар. К тому же, обязался в течение двух лет за свой счет и немедленно устранить любую неполадку по вине производителя. Это при условии, что я не буду совершать никаких самостоятельных ремонтных действий, иначе гарантии аннулируются. А что делать, если запчастей нет? И ни один пропагандист этой марки автомобиля вам не скажет, когда будут. А разговор о возмещении убытков и не заводите.

Оказывается, уже месяц, как массово выходят из строя злосчастные катушки. Говорят, несколько сотен владельцев новеньких авто начали больше перемещаться на собственных двоих. И у каждого в голове: как быть?

Но обратимся снова к Дж.Эйкерлофу. Государству, считал он, нечего делать там, где возникают проблемы асимметричности информации. Существует лишь два способа разрешения — гарантии и репутация. Вынудить реализовать гарантии можно лишь через суд. Как и заработать репутацию солидного производителя можно только в открытом обществе, где каждый гражданин государства будет иметь свободный доступ к информации обо всех добрых делах и неурядицах любых компаний-продавцов.

Вот почему назрела необходимость создания сети негосударственных рейтинговых, экспертных и рекламных институтов, которые, конкурируя между собой, боролись бы за объективного рекламодателя. Но самое главное — анализировали бы рекламу, систематизировали и рейтинговали ее. Кто возразит против того, что информация сегодня имеет стоимость (и довольно высокую)?! Поэтому ее оценивание должно происходить постоянно и профессионально. Естественно, это уже уровень гражданского общества, к которому в Украине мы только стремимся.

Цивилизованный мир живет по очень прагматичным законам, и желающих к нему присоединиться очень серьезно экзаменует. Это объективная ситуация, вытекающая из законов развития современного общества. Кстати, к мнению и рекомендациям нобелевских лауреатов там прислушиваются.