Не далее как во вторник председатель Фонда госимущества Александр Бондарь во всеуслышание заявил, что с целью увеличения поступлений в госбюджет Кабинет министров Украины по предложению ФГИ дополнительно определил 59 открытых акционерных обществ, пакеты акций которых подлежат досрочной продаже в 1999 году (из них 29 - пакеты акций которых до самого недавнего времени были закреплены за государством). Однако к среде стало очевидно, что на самом-то деле наше правительство в деньгах не очень нуждается: своим распоряжением №481 от 26 мая с. г. оно на пять лет закрепило в собственности государства уже не 25-процентный, как прежде, а 50-процентный плюс одна акция пакет ОАО «Николаевский глиноземный завод». Итак, одних раскрепляют, других закрепляют. Правая рука не знает, что делает левая, а голова не контролирует все эти хаотические телодвижения? Э-э, не скажите, еще как контролирует.
На поверхности - сразу несколько последствий кабминовского распоряжения. Во-первых, элегантно сорваны только 12 мая объявленные конкурсы по продаже 13% и 17% акций ОАО «НГЗ», за которые Фонд госимущества рассчитывал получить без малого 130 млн. грн. - примерно 1/6 всех годовых поступлений от приватизации в бюджет. Теперь в самом лучшем случае А.Бондарь со товарищи смогут продать оставшиеся будто бы разрешенными к продаже 5% минус одна акция ОАО «НГЗ» на фондовой бирже, но полученные таким образом 20 млн. (или что-то около того) не спасут святое дело наполнения госбюджета. И не миновать многоуважаемому главе приватизационного ведомства очередной публичной «экзекуции» на Кабмине где-то ближе к концу года.
Во-вторых, дело не только в НГЗ: обкатку прошла не применявшаяся доселе схема срыва не угодных определенным группам, но угодных бюджету приватизационных процедур. Теперь не обязательно отменять саму процедуру - достаточно изменить размер пакета, закрепляемый на несколько лет за государством. Поскольку закрепление-раскрепление такого пакета по всем стратегическим для Украины объектам - прерогатива Кабмина, а сколько раз можно это проделывать в отношении одного объекта, нигде в законе не сказано, а уж обосновать ну просто безотлагательную необходимость такого действа наши чиновники сумеют хоть азиатским финансовым кризисом, хоть неблагоприятной конъюнктурой, хоть необходимостью реструктуризации, слияния, оздоровления, освоения новых видов продукции и пр. (ну не на письмецо же с нужной визой или устную договоренность ссылаться!), мы должны четко отдавать себе отчет: прецедент создан. Последствия неизвестны. Нет, сто раз правы были депутаты образца 1997 года, категорически возражавшие против перевода Фонда госимущества под крылышко Кабмина и регулирования приватизации кабминовскими постановлениями и тем более распоряжениями. Другое дело, что на дворе год 1999-й и бизнес-интерес в недрах парламента ничуть не слабее, чем в исполнительной власти. Для приватизации как процесса сие просто убийственно: все лучшие объекты улизнут «в исключения» при полном отсутствии правил...
Если мы уж коснулись парламента, то он на этой неделе также сделал свой «глиноземный» ход. По имеющимся у «ЗН» сведениям, председатель ВР А.Ткаченко подписал-таки давно ожидавшееся постановление о ходе приватизации столь спорного завода, и, таким образом, до отчета новой следственной комиссии по НГЗ приостанавливаются не только любые действия по приватизации, но и - сейчас будет тонко - по передаче пакетов акций ОАО «НГЗ» в управление. Как это решение будет корреспондироваться с только что принятым кабминовским, понять пока невозможно. Если парламент замораживает любые действия в отношении НГЗ, то логично предположить, что тем самым сохраняется статус-кво, т.е. 25-процентный госпакет остается в управлении у Николаевской облгосадминистрации; передавать же вновь закрепленные за государством 25% в управление никому как бы и нельзя. Но если Родина скажет: «надо!»...
Из близких к Кабмину кругов просочилась информация, будто Николаевская администрация, которая только в конце января была облечена столь высокой управленческой миссией, нынче уже не «в фаворе» и весь контрольный пакет акций ОАО «НГЗ» решено отдать в управление Василию Гурееву, или, если хотите, в Минпромполитики (вторая версия, расцениваемая как маловероятная, - Олегу Таранову, то есть в Нацагентство по управлению государственными корпоративными правами). Пока эта информация подтвердилась только частично: как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», распоряжением №480 от 26 мая 25-процентный пакет из управления обладминистрации изъяли. Министру промполитики Василию Гурееву и главе Нацагентства Олегу Таранову поручено «принять меры по укреплению руководства ОАО «НГЗ».
Последние события можно, вероятно, трактовать как некое ослабление позиций директора НГЗ Виталия Мешина и, возможно, потенциальных покупателей «глиноземных» пакетов из «Сибирского алюминия». Впрочем, заявления - это еще не подписанные документы, а подписанные документы, как мы уже не раз убеждались, могут отменяться и заменяться прямо противоположными по смыслу. Так что образцово-показательная (в смысле - как не надо делать) приватизация Николаевского глиноземного завода переживает свой очередной этап, и только.