Кот Базилио явно не знал о существовании Николаевского глиноземного. Иначе бы он предложил Буратино зарыть золотые монетки где-то в его окрестностях. Впрочем, для кого-то Николаевский глиноземный завод действительно стал золотым ключиком. Правда, и они столкнулись с проблемой: ведь, согласно сказке, «денежные» деревья растут почему-то в странах с определенными названиями. При этом в дураках вполне могут остаться все участники истории.
Если серьезно, то эксперты МВФ не зря утверждают, что один из основных факторов устойчивого роста государства - соблюдение корпоративной культуры. Они делали анализ стран, которые последние 35 лет демонстрировали устойчивое развитие, с темпом прироста ВНП в 5-10% в год. Вывод был достаточно однозначен: во всех этих странах соблюдались права так называемых «младших акционеров», т.е. независимо от того, приобрел инвестор одну или миллион акций, его права должны быть надежно защищены. Это обеспечивало устойчивый прилив иностранных инвестиций. Любой инвестор должен быть уверен, что его не «кинут» просто потому, что кому-то из акционеров этого очень уж хочется.
Случай же с НГЗ показывает, что нам пока говорить о культуре рановато.
Начавшееся 5 ноября первое собрание акционеров ОАО «НГЗ» тут же обросло скандальным шлейфом. В дураках остались его рядовые держатели акций - большая часть их просто была отсечена от участия в собрании. О судьбе потратившей десятки миллионов долларов на покупку акций и не сумевшей зарегистрировать ни одной из них саянской группы «Сибирский алюминий» не написал разве что ленивый. О государстве Украина даже не писали ввиду традиционности сюжета - о чем тут писать? Только ФГИ недополучил от срыва продажи 5% пакета акций минимум 19 млн. грн.
Но и «победители первого раунда» - металло-трейдерская группа TWG - тоже вряд ли удовлетворены результатами. С одной стороны, финансовые потоки вроде бы под контролем и на счета оффшоров уже потекли прибыли. С другой - уж очень все шатко и может завалиться в любой момент. Ведь собрание планировалось провести «одним махом» в период, когда в разгар предвыборной горячки всем будет не до него. Потом оспаривать его результаты можно было бы годами, но эта ситуация уже знакома и много раз обкатана в России и Казахстане. Поэтому уже первый перенос с 5 на 24 ноября стал тревожным звонком. И опасения подтвердились - 24 ноября собрание не состоялось, его вновь перенесли.
Официальная причина: заболел представитель государства, которому все еще принадлежит контрольный пакет ОАО «НГЗ». Надо думать, выписать доверенность на другого чиновника в соответствующем министерстве никому не пришло в голову.
Неофициальная версия: пока не будет переназначено украинское правительство, собрание не возобновится. А это значит, что кропотливая предварительная работа, проведенная до выборов, рискует пойти на смарку. Во всяком случае, премьер уже вряд ли рискнет высказать отличное от Президента мнение о необходимости проведения собрания - не до этого. Ему сейчас важен каждый голос в свою поддержку. И даже обращение депутатов о переносе собрания акционеров, на которое ранее вряд ли бы обратили внимание, сейчас тоже внесло свою лепту.
Между тем, каждый день задержки с проведением этого мероприятия играет не в пользу нынешнего руководства. Во-первых, могут быть урегулированы судебные иски и тогда, о ужас, может, придется зарегистрировать «ненужных» акционеров. Во-вторых, и государство может повнимательнее прочитать проект нового устава ОАО «НГЗ». А этот документ сейчас даже акционерам на руки не дают (очевидно, чтобы не расстраивать). Там есть очень любопытный пункт о порядке проведения дополнительных эмиссий. Государство вполне может прикинуть, что произойдет с его контрольным пакетом сразу после первой же допэмиссии. И если ранее невнимание к подобным «мелочам» можно было списать на «особый период», когда все думы были только о судьбах демократии, то теперь придется искать иные аргументы.
Кроме того, у государства могут возникнуть (точнее говоря, просто обязаны были возникнуть) и некоторые вопросы относительно дальнейшей судьбы НГЗ. Что с ним будет при нынешнем руководстве, вполне понятно. Завод, конечно, не остановится, он даже будет устойчиво работать. Так же устойчиво, как прибыль от его работы будет оседать на чужих расчетных счетах. Но независимо от того, сколько денег «сольют» с произведенной тонны глинозема в оффшор, нужно помнить, что в алюминиевом производстве львиная прибыль возникает в верхних стадиях передела. Бизнес TWG заключается в том, чтобы получать прибыль от продажи алюминия. С точки зрения торговца это нормально, и такая стратегия вполне имеет право на существование. Вопрос только: насколько выгодна она государству Украина? Ведь, кажется, все национальные программы ориентированны именно на высокие степени передела.
«Сибирский алюминий», надо думать, тоже собирается зарабатывать на продукции НГЗ. Однако в его проектах украинским предприятиям отводится куда более важная роль, чем простой переработчик сырья. Алюминий будет использоваться тем же «Южмашем» в проекте «Морской Старт», для производства самолетов АН-70 и АН-140. Все это продукция с высокой добавленной стоимостью, и прибыль от ее продаж может быть на порядок больше. Варианты того, какой путь для него предпочтительнее, государство, как крупнейший владелец акций ОАО «НГЗ», должно выбирать само. Ведь не зря же Президент Украины подчеркивает - завод стратегический и должен «нести золотые яйца». Хочется верить, что нести он их будет именно для нашей страны.