UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕСКОЛЬКО УРОКОВ БЕНЗИНОВОГО КРИЗИСА

Нынешнее лето выдалось жарким не только для аграриев. Засуха поразила и отечественные бензоколонки...

Автор: Олег Гавриш

Нынешнее лето выдалось жарким не только для аграриев. Засуха поразила и отечественные бензоколонки. Поэтому осенью самое время подсчитывать не только собранный урожай, но и подводить итоги летней «бензиновой засухи».

О причинах кризиса говорилось много. А самый главный его итог состоит в том, что взгляд на проблему отечественных государственных чиновников, после долгих сомнений и терзаний, совпал с мнением о ситуации отечественных операторов нефтерынка. По-моему, именно это обстоятельство во многом и способствовало исходу топливного дефицита. Правительство и операторы рынка нефтепродуктов при этом получили несколько полезных уроков.

Июльские уроки

Урок первый. Украинский рынок на сегодня максимально зависим от российской нефти и нефтепродуктов: 32% продаж на нем составляют нефтепродукты, произведенные на российских НПЗ, и еще 23% - топливо, произведенное на украинских НПЗ из российской нефти. Поэтому отечественный рынок повторяет те тенденции, которые происходят на российском рынке.

Пока все попытки Украины диверсифицировать источники поставок нефти продвигаются гораздо медленнее, чем, например, попытки России диверсифицировать транзитные маршруты газа в Европу. И это, пожалуй, самый яркий из уроков этого лета и острейшая проблема, от решения которой зависит регулярность повторения кризиса на нефтерынке.

Урок второй. Украинские НПЗ работают крайне неэффективно. Уровень давальческих операций достиг почти 75%. При этом в прошлом году три НПЗ (Одесский, Лисичанский и Херсонский) перерабатывали исключительно давальческое сырье. Можно было бы жить и с давальческими нефтепродуктами на рынке, но их либо государство реквизирует у НПЗ (под посевную, уборочную), либо сами заводы поступают по-пиратски с давальцами, продавая нефтепродукты, полученные из их сырья, «на сторону». Отсутствие реальных собственников на большинстве предприятий не только не позволяет реконструировать заводы, но и, что важно, загрузить предприятия сырьем. В этой связи НПЗ в первом полугодии были загружены в среднем на 23%. В большинстве своем сегодня НПЗ ничьи. Государство ни загрузить их, ни отремонтировать не может. Разговоры с позиции силы, равно как уговоры и просьбы, как показало это лето, на «королей нефтепереработки» не действуют.

Урок третий, очень приятный. Если осенью прошлого года во время дефицита на нефтепродуктовом рынке власти разговаривали с частным бизнесом посредством административного кнута и налоговой палки, то летом этого года попытка начать регулирование властным окриком сменилась на «акцизный пряник». Хочется думать, что такая «смена имиджа» с крутого хозяина на доброго дядю была продиктована не только предвкушением «сезона выборов». В любом случае, частный бизнес, пусть и не весь, пусть и самая «крутая» его часть, в лице предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), заставил государство считаться с собой. Автору этих строк один из руководителей одного из таких предприятий еще в апреле предсказал летние события с точностью до штриха. Причем вариантов их завершения было названо два: либо украинские госвласти позволят ПИИ работать «по льготам», либо правящая элита потеряет осенью власть. Очевидно, события развивались по первому сценарию, и сегодня большинство импортных нефтепродуктов в страну завозят ПИИ.

Урок четвертый. Украинские госвласти «протормозили», позволив нефтерынку войти в «крутое пике». Но запомнились рядом решений, которые принимались «скрипя сердцем», однако позволили вывести нефтерынок из штопора. Президент после долгих размышлений подписал принятый ВР закон «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)», который снизил ставки акцизного сбора. Следующим шагом Леонида Кучмы, направленным на стабилизацию топливного рынка, стал указ «О дополнительных мерах по регулированию операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях». Кроме того, под давлением обстоятельств были подписаны сразу два постановления правительства - «О некоторых мерах по упрощению таможенного оформления нефти и нефтепродуктов» и «О временном порядке налогов субъектами предпринимательской деятельности Украины, осуществляющими реализацию нефтепродуктов отечественного производства на территории Украины». Первый документ стимулировал увеличение импорта нефтепродуктов, второй должен был стимулировать спрос на отечественные нефтепродукты и тем самым увеличить загрузку отечественных НПЗ, предоставляя им, наравне с трейдерами, 50-дневную отсрочку по налоговым платежам. Новейшая украинская история еще не знала столь стремительных и продуктивных «послабляющих» мер. Ведь могут, когда хотят! Правда, хотят, когда жизнь заставит...

Октябрьские тезисы

Два месяца украинский рынок не лихорадит. Несмотря на стабильный рост цены нефти на международном рынке, а следовательно, и у российских нефтедобывающих компаний, нефтепродукты в Украине дешевеют.

Правда, например, последнее повышение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, которые введены в России, обязательно отразятся на украинском рынке нефтепродуктов (см. урок первый).

Тем не менее, украинский рынок нефтепродуктов начала осени - не тот, что был еще в начале лета. Существенные изменения с некоторой натяжкой можно назвать «тихим переделом» нефтерынка. Во время кризиса, как известно, одни компании разоряются, другие получают сверхприбыли или занимают опустевшие ниши. Компании, торгующие нефтепродуктом крупным оптом, за счет активного поведения на рынке значительно расширили число своих клиентов, увеличили свое присутствие на рынках отдельных областей и на сегодня уже создают дилерские сети.

В то же время значительно сократилось число средних и мелких операторов, которые летом потеряли надежные и стабильные поставки, так как крупнооптовые компании им нефтепродукты просто не поставляли. Клиенты мелкого опта сегодня работают либо с крупнооптовыми импортерами на прямую, либо с отечественными НПЗ и ГПЗ. А отдельные компании, ранее работавшие в розничном сегменте рынка, стали параллельно работать в мелком и среднем опте, в том числе и импортируя высокооктановые бензины из дальнего зарубежья. И если о сверхприбыли в последнем месяце лета речь можно было вести только в отношении ПИИ, то о расширении бизнеса отдельными «розничниками» речь шла очень часто.

Передел рынка не обошел стороной и отечественную нефтепереработку.

Наиболее продуктивно работали на рынке два отечественных НПЗ - Кременчугский и Одесский. К концу сентября число их клиентов увеличилось как минимум на 25-30%. Причем, например, АО «Укртатнефть» стало доминировать, например, на Луганщине (где традиционно сильны позиции ЛиНОСа и «Херсоннефтепереработки»), где сегодня обладминистрация, поступления в бюджет которой во многом зависят от работы ЛиНОСа, пытается заставить заработать гигант нефтехимпереработки и отвоевать рынок.

Наиболее интересные события происходили в розничном секторе.

По данным обладминистраций, до 20% АЗС просто перестали работать. Закрылись преимущественно автозаправочные блокпункты, хозяева которых или так и не смогли подняться после летней засухи, или решили избавиться от ненужного балласта.

«Короли бензоколонок» всерьез задумались о стабильности поставок нефтепродуктов. Поэтому часть из них, как уже говорилось выше, стала самостоятельно торговать нефтепродуктами крупными партиями. Практически произошло слияние мелкооптового и розничного сегмента торговли нефтепродуктами.

Другая часть постаралась попасть под «крупные структуры», например, под региональные сети компании «УкрПетролеум» и др.

И, наконец, те розничные торговцы, которые стали работать в среднем и мелком опте, с их слов, сегодня уже нацелены на расширение розничной сети, прежде всего за счет приобретения прекративших работать блокпунктов для строительства на их месте новых современных АЗС.