UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕФТЯНОЙ КОЛЛАПС ВЛАСТИ

Крымскому курортному сезону-99, впрочем, как и уборочной страде этого года, опять не повезло: пробир...

Автор: Николай Семена

Крымскому курортному сезону-99, впрочем, как и уборочной страде этого года, опять не повезло: пробираясь от заправки к заправке, с полуострова раньше времени потянулись автотуристы, курортные трассы необыкновенно пусты. В Симферополе, как и в других городах, парализован городской транспорт: из 50 автобусов на маршруты выходят три-пять преимущественно дизельных машин. На приколе 80 процентов «маршруток», которых не спасло повышение цены проезда с 50 до 75 копеек. В Коктебеле на днях ограблена бензозаправка. Топливный ажиотаж начал «вытягивать» всю цепь подорожаний: курс доллара в середине недели вдруг перевалил за 5 гривен, что отпугнуло новую партию отдыхающих. Уже подорожал хлеб, который выпекают из муки «нового урожая». Правительство заговорило о необходимости срочного пересмотра бюджета и выделения дотаций, иначе «взрыв» цены на хлеб предотвратить не удастся…

Сегодня, в разгар курортного сезона, 80 процентов заправок в Крыму, как правило, закрыты. На оставшихся очереди составляют по 50 - 80 машин, это на три-пять часов. Более-менее исправно работают крупные оптовики, например «Лукойл», который имеет в Крыму всего три заправки, продает бензин по «божеским» ценам - по 2,1-2,5 гривни, правда, иногда по специальным «лукойловским» талонам. Но его не хватает, и остальные, нарушая решение правительства об ограничении цены, взвинчивают цены до 4,5 гривни.

Правительство изо всех сил пытается стабилизировать ситуацию. Председатель Совмина Сергей Куницын сказал для «Зеркала недели», что приняты экстраординарные меры: созданы бригады из работников налоговой милиции и управления по ценовой политике правительства, которые пытаются тотально контролировать топливный рынок. Но им не все удается. По сведениям главы правительства, только три-четыре фирмы работают добросовестно и соблюдают распоряжение правительства об ограничении торговой розничной надбавки на топливо не выше 30 процентов. Мелкие фирмы пиратствуют. «Перепродают топливо сами себе через три-четыре подставные посреднические фирмы и накручивают цену, - рассказал Сергей Куницын. - Некоторые мелкие фирмы собирают очереди машин к ночи и после полуночи завозят мелкие партии топлива, которые быстро реализуют по спекулятивным ценам, и к утру закрываются».

По данным начальника госинспекции цен И.Журауской, из 27 проверенных фирм каждая третья завышала цену. К ним уже применены экономические санкции на сумму около 20 тысяч гривен и админштрафы, но фирмы не унимаются. Они угрожают: «Если Куницын и далее будет себя так вести, то мы парализуем весь Крым». «Не парализуют, - ответил Куницын, - наоборот, тем, кто не выполнит распоряжение Совмина, в Крыму больше не работать, пока я глава правительства…»

Сергей Куницын сообщил «Зеркалу недели», что принимаются срочные меры по наполнению рынка топливом: звонил Президент, просил обеспечить организованную разгрузку в Феодосии танкеров с топливом из Греции. Идет топливо из Азербайджана. По мнению главы крымского правительства, через недели полторы-две ситуация будет урегулирована и цены вернутся к обычному уровню, как это было с сахаром. Но в это мало кто верит…

И не без оснований. Во-первых, банкиры поднимут курс доллара, который с 5 гривен (21 июля, Симферополь) уже вряд ли вернется к старым 3,95. Во-вторых, это спровоцирует рост рыночных цен на все товары, которые снизить будет не просто. С тем же сахаром: он стоил раньше 1,2-1,3 гривни, потом подорожал до 2,5 гривни, сейчас цена снизилась, но немного, только до 1,9 гривни. А крупы так и не подешевели…

В-третьих, в республике уже выросли цены на хлеб. Правительство две недели назад из-за подорожания солярки подняло цену тонны пшеницы третьего класса с 220-240 до 329 гривен, и буханка хлеба сейчас стала стоить уже не 70, а 80 копеек. Заместитель министра АПК Украины Василий Киселев заявил, что прогнозирует рост цены на хлеб до 30 процентов. По решению Совмина, старая цена еще осталась только на массовый хлеб «Дарницкий» и «Украинский», продаваемый в розницу. Но это потребовало дотаций на возмещение убытков хлебопекарским предприятиям. По расчетам Сергея Куницына, для этого правительству нужно 6-8 миллионов гривен (а это месячный доход бюджета Крыма), за которыми он обратился к депутатам Верховной Рады, но Леонид Грач в прошлую среду отказался даже внести вопрос в повестку дня сессии, поскольку он был подан не в соответствии с регламентом.

Кризис с топливом можно было спрогнозировать заранее, уверен представитель Президента Украины в Крыму Анатолий Корнейчук. По его словам, виновата украинская налоговая система, согласно которой НДС и акциз на сделки с топливом надо заплатить до продажи товара, значит, еще до получения выручки. Завозить топливо могли только крупные фирмы, которые имели большие оборотные средства, а другим это было не под силу. Шел постепенный процесс «вымывания» нефтепродуктов с рынка, сказал Анатолий Корнейчук. «Ситуация зрела с прошлого года. Мы с трудом провели осенний сев. Без отсрочки уплаты налогов закупки топлива падали, потребности нарастали», - уточнил он. Уже в эту уборку крымское правительство вынуждено было разбронировать резерв топлива, заложить «Лукойлу» санаторий «Карасан» за один дополнительный танкер. Но избежать дефицита все равно не удалось…

Рядовые потребители топлива, вынужденные выкладывать за бензин почти двойную мировую цену, во все эти объяснения не верят. Водитель «скорой помощи» из Симферополя, просивший не называть его, сказал корреспонденту «Зеркала недели» после заправки, что «это все происки противников Кучмы, которые хотят ухудшить ситуацию, чтобы за него не голосовали. Слишком много совпадений: сахар, мука, крупы, теперь бензин, потом «рванет» все - электричество, квартплата, хлеб, а зарплату повышать будет не за что. Все свалят на Кучму и его правительство. Дай Бог пережить эти чертовы выборы…»

Истину, возможно, кто-то знает, однако это не важно. В любом случае власть должна была предусмотреть все факторы, в том числе и предвыборную ситуацию. Пока же наша жизнь повседневно доказывает, что с главной задачей управления ни законодательная, ни исполнительная власть не справляются. А ведь народ избирал их не ради мастерских взаимных распрей, которые они только и умеют демонстрировать.