UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕФТЬ И ГАЗ: ЕСЛИ БЕЗ ФАНАТИЗМА

Состоявшееся 2 октября расширенное заседание правления Национальной акционерной компании «Нефте...

Автор: Алла Еременко

Состоявшееся 2 октября расширенное заседание правления Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» примечательно, на мой взгляд, не столько тем, что в результате после рассмотрения в пятый раз программы развития НАКа и собственно программы развития нефтегазовой отрасли Украины, члены правления согласились с ее основными параметрами, сколько тем, что в ходе продолжительного и весьма конкретного разговора с участием представителей ТЭКовского комитета парламента и председателя наблюдательного совета НАКа первого вице-премьера Анатолия Кинаха, очевидно, была предпринята первая в своем роде попытка консолидации усилий всех сопричастных к отрасли и заинтересованных сторон. Причем все участники этого мероприятия дружно (в чем раньше никогда не были замечены) атаковали А.Кинаха, как члена правительства Украины, стремясь не просто заручиться его поддержкой, но и в надежде на то, что он станет сознательно участником, так сказать, лоббистского отраслевого комитета. Произойдет ли это на самом деле и останется ли А.Кинах в ипостаси главы наблюдательного совета НАК «Нефтегаз Украины», еще неизвестно. Но, безусловно, консолидация усилий, направленная на достижение взвешенных и согласованных решений в отношении всей нефтегазовой отрасли, - это то, чего всегда недоставало ее представителям. Теперь, похоже, появились реальные предпосылки для цивилизованного лоббирования интересов не отдельных компаний от нефти и газа, как это наблюдалось прежде, а лоббирования интересов базовой и, смело можно сказать, бюджетообразующей отрасли экономики государства.

О том, что национальная программа «Нефть и газ Украины до 2010 года», принятая еще в 1995 году (как бы это помягче сказать…), содержит некорректные цифры и попросту устарела, представители нефтегазовой отрасли страны говорили чуть ли не с момента ее принятия. К тому же практически никогда не выполнялись полностью и не финансировались мероприятия, которые и должны-то были по сути привести к стабилизации и увеличению добычи углеводородного сырья в Украине. Кроме того, как заявил глава «Нефтегаза Украины» Игорь Бакай, постоянные проблемы в расчетах за газ с российским «Газпромом» и необходимость их решать силами теперь уже НАКа привела к тому, что не оставалось ни сил, ни времени и средств для развития отечественной добывающей, транспортной и перерабатывающей отрасли. В итоге, как сказал, выступая на заседании правления НАКа Николай Деркач, резерв существующих нефтегазовых месторождений практически исчерпан, а объемы разведывательного бурения сократились в пять раз: с 315 метров в 1993 году до 72,5 в 1998 году. При этом «ресурсная база НАКа отличается небольшой достоверностью». Геологоразведочные работы проводились в критически малых объемах. Все это побудило НАК обратиться к разработчикам утвержденной прежде программы развития нефтегазовой отрасли с тем, чтобы до конца года общими усилиями показатели программы были уточнены и должным образом скорректированы.

Принципиальным моментом разрабатываемой НАКом программы является четкий, насколько это возможно, финансовый расчет. Ведь даже будь прежняя программа развития нефтегазовой отрасли идеальной, без достаточного финансирования всех ее мероприятий говорить об их реальности не приходится. По расчетам, на которые ссылался Н.Деркач, только финансирование геологоразведочных работ нужно увеличить с 265 млн. грн., запланированных на этот год, до 900 млн. грн. уже к 2005 году. Финансирование же всех предусмотренных программой развития отрасли 24-х комплексных мероприятий требует привлечения 25-26 млрд. грн. на период ее выполнения. Другими словами, чтобы и эта программа не осталась приятным воспоминанием о несбывшихся нефтегазовых надеждах, ежегодно в отрасль следует вкладывать приблизительно 5 млрд. грн. Только тогда, говорит И.Бакай, можно серьезно рассчитывать на то, что Украина не будет полностью зависеть от импорта энергоносителей.

Интересно, что никто из участников заседания даже не обмолвился о том, что, мол, нужны госдотации или вливания. Речь шла о необходимости поддержки правительством и парламентом стратегии, предлагаемой НАКом. Необходимые же средства НАК намерен заработать сам. Разумеется, если впредь компания не будет, как прежде, исключительно «вынужденным спонсором» и кредитором большинства других отраслей экономики.

По мнению народного депутата Ивана Дияка (члена ТЭКовского комитета ВР, который не один десяток лет проработал в газовой отрасли), утвержденная правлением НАКа программа развития отрасли и самой компании - единственная программа, которая сегодня поможет обеспечить энергетическую независимость и энергобезопасность Украины.

Глава парламентского ТЭКовского комитета Михаил Ковалко, согласившись с тем, что корректировка программы действительно назрела, поинтересовался: какой прибылью вернется и как скоро каждая вложенная гривня? По расчетам НАКа, уже через два года вложения окупятся на 100%. Такой ответ звучал убедительно и М.Ковалко только добавил, что отрасль и программа ее развития должна быть «спрогнозированной на перспективу» и базироваться как на эффективном использовании энергоносителей, так и их диверсификацию. Не диверсификацию источников импорта энергоресурсов, а использование имеющихся резервов, например метана угольных месторождений и тому подобное.

Член парламентского комитета по вопросам развития топливно-энергетического комплекса Алексей Кучеренко акцентировал внимание правления НАКа на роли региональных программ, таких, например, как инициированные в Николаевской и Запорожской областях. «Думаю, что взвешенная региональная политика, - подчеркнул А.Кучеренко, - реальный инструмент влияния и на депутатов, чтобы они понимали и не забывали, зачем их избрали в парламент».

В принципе, поддержав вынесенную на рассмотрение правлению НАКа программу развития отрасли, председатель наблюдательного совета «Нефтегаза Украины» Анатолий Кинах внес предложение четче сформулировать и предложить правительству Украины комплекс законопроектов нормативных документов, которые необходимо принять, чтобы задействовать реальные механизмы реализации программы.

Собственно каждый пункт принятой правлением НАК «Нефтегаз Украины» программы развития компании и нефтегазовой отрасли заслуживает внимания. И со временем каждому мы уделим его отдельно. Сегодня же остановимся на некоторых из них.

В Украине часто говорят о залежах нефти и газа в шельфах Черного и Азовского морей. Однако вряд ли можно похвастаться достаточной изученностью потенциальных запасов. И все потому, что это весьма дорогостоящие мероприятия. НАК, тем не менее, намерен их финансировать. По расчетам НАКа, уже в 2000 году для увеличения объемов сейсмических исследований необходимо направить 148,2 млн. грн., в том числе дочерней компании НАКа - «Укргаздобыча» - 116 млн. грн., «Укрнефти» - 12 млн. грн., «Черноморнефтегазу» - 5,5 млн. грн. И в дальнейшем вплоть до 2010 года НАКу необходимо обеспечить ежегодное финансирование этих работ в объеме 180-190 млн. грн. Кроме того, предстоит купить минимум четыре плавучие платформы, чтобы ускорить сейсмические работы, а затем и добычу углеводородов из морских месторождений. Для сооружения только одной буровой установки уже в 2001-2003 годах, которая способна работать на глубине моря до 300 метров, по данным НАКа, необходимо не менее 750 млн. грн. Стоимость же буровой установки, рассчитанной на глубины до 600 метров, строительство которой НАК намерен финансировать в 2003-2005 годах, оценивается в 1 250 млн. грн.

Не обошли вниманием авторы программы развития добычи нефти и газа в Украине и давний конфликт добывающих компаний с бывшим Госкомгео, который как сам выдает лицензии на право вести разведку и добычу полезных ископаемых на территории Украины, так сам же этим еще и занимается. Причем в НАКе считают, что для решения «этого вопроса» в общем-то достаточно одного постановления Кабмина, которое бы добывающим компаниям разрешило самостоятельно использовать средства на разведывательные работы, а не перечислять их геологическому комитету.

Одним из источников дополнительного получения энергоресурсов и их эффективного использования считают в НАКе углубление переработки газа и газового конденсата. Читатели «ЗН» уже знают о недавно состоявшемся пуске первой очереди Яблунивского газоперерабатывающего завода в Полтавской области. Сооружение там же и установки деэтинизации газа обойдется еще в 1 750 млн. грн. Удовольствие дорогое, но затея быстро окупится. Впрочем, еще предстоит затратить 1200-1300 млн. грн. на реконструкцию действующих мощностей Качановского и Гнединцевского газоперерабатывающих заводов.

Масса оборудования, установленного в нефтегазовой отрасли, уже порядком поизносилась. В этой связи НАК намерен максимально уделить внимание реконструкции и модернизации инфраструктуры отрасли. Например, модернизация дожимных компрессорных станций, как первоочередных объектов для реконструкции, потребует около 2 млрд. грн.

Кроме того, в НАКе разработан план реконструкции компрессорных станций, предусматривающий замену действующих двигателей на производимые производственным объединением «Заря» и акционерным обществом «Мотор Сiч». Программа эта рассчитана на пять лет и потребует вложений в долларовом эквиваленте уже в нынешнем году - 5,77 млн. долларов, в 2000-м - 31,48 млн. долл., а с 2001-го - ежегодно по 659,35 млн. долл.

Одним из способов дополнительного получения газа или его денежной оплаты в НАКе считают строительство компрессорных станций на магистральном газопроводе Торжок-Долина. Для этого дочернее предприятие НАКа - «Укртрансгаз» должно истратить уже в следующем году более 356 млн. грн., и около 400 млн. грн. - в 2001 году. Тогда этот газопровод сможет пропускать газа почти в два раза больше, чем сейчас, а это будет дополнительная прибыль отрасли. Достройка и другого перспективного участка - газопровода Хуст - Сату-Маре потребует уже до конца нынешнего года вложений в 2 671 тыс. грн.

В ближайший год также требуется финансировать проекты ЗАО «Газтранзит», общая стоимость которых определяется в 552,5 млн. долларов (или 2 486,3 млн. грн.). На первом этапе в рамках деятельности «Газтранзита» предполагается строительство компрессорной станции в Тарутино на действующем газопроводе, которым транспортируется российский газ в направлении государств Балканского региона и Турции. Как заметил руководитель дочернего предприятия НАКа - «Укртрансгаз» А.Рудник, введение новых компрессорных станций на действующем газопроводе и продолжение строительства других веток газомагистрали по сути является альтернативой намного более дорогому проекту «Газпрома», предусматривающему транзит газа по территории Белоруссии. А по большому счету, если в направлении Балкан и Турции через территорию Украины будет транспортироваться российский газ в объеме, достаточном для потребителей стран этого региона, то и сам «Газпром» вынужден будет признать экономический приоритет украинского проекта над российским «Голубым потоком». Для Украины же это означает дополнительную возможность получения газа или его эквивалентной стоимости.

ЕБРР готов финансировать эту затею на 59 млн. долларов. Но для открытия кредитной линии должен быть сформирован уставный фонд этого ЗАО, созданного с участием российского «Газпрома», в объеме 26 млн. долларов. Причем, НАК должен внести не только свою долю - 9,62 млн. долл., но и долю «Газпрома», а это еще столько же.

Программа НАКа предусматривает, кроме прочего, и сокращение газопотребления в сравнении с показателями 1996 года, взятыми за отправную точку (годовой объем газопотребления тогда составил 85,94 млрд. кубометров). Предполагается, что уже в этом году использование газа составит объем 66,76 млрд. кубометров (фактическое потребление газа в Украине за девять месяцев составило около 50 млрд. кубометров), а в 2000-м - 64,44 млрд. кубометров газа. Правда, это возможно только после реализации целого комплекса мер описываемой программы.

А тем временем первый вице-президент международной энергетической корпорации Itera Валерий Отчерцов сообщил главе НАК «Нефтегаз Украины» Игорю Бакаю о планируемых объемах поставки газа этой корпорацией в Украину в ноябре. Всего, исходя из расчетов за прежде использованный газ, Itera намерена поставить в ноябре 1 млрд. 801,3 млн. кубометров природного газа. Газ этот предназначен трейдерам. В списке четырех десятков адресатов, которым корпорация намерена поставить «ноябрьский» газ, НАК «Нефтегаз Украины» не значится. Вернее, сама эта компания упоминается, но газа для нее будет поставлено аж 0,0 млн. кубометров. Так что излишка газа накануне предстоящих холодов в Украине, очевидно, не ожидается.

При потребности в 8,3 млрд. кубометров ресурсы газа, которыми будет располагать Украина в ноябре, реально не превысят 5,8 млрд. кубометров. И слабым утешением может быть только наличие в украинских «подземках» около 16 млрд. кубометров газа. Но это все, что может быть использовано в течение всей зимы. Да и хозяин этого газа вовсе не НАК, а в основном российский «Газпром» и трейдеры.