UA / RU
Поддержать ZN.ua

НБУ НАЧАЛ БОРЬБУ С «ТЕНЬЮ»

Похоже, Национальному банку надоело служить «пожарной командой», которая поддерживает гривню и правительство испытанными методами - повышением норм резервирования и выкупом ОВГЗ...

Авторы: Алла Ковтун, Игорь Руденко

Похоже, Национальному банку надоело служить «пожарной командой», которая поддерживает гривню и правительство испытанными методами - повышением норм резервирования и выкупом ОВГЗ. Возможно, что руководство банка ожидает худших времен, вызванных избирательной кампанией и эмиссионными ожиданиями вконец обнищавшего электората. Но как бы то ни было, несколько последних решений НБУ носят стратегический характер. Речь идет о постановлении № 249 от 24 мая 1999 года «Об усилении контроля за операциями с наличностью», которое почему-то было обнародовано лишь в середине июня, и вступившем в силу с 8 июня постановлении правления НБУ от 24 марта 1999-го «О новом порядке контроля и получения лицензий по экспортным, импортным и лизинговым операциям». Последний документ уже зарегистрирован в Министерстве юстиции.

«Крестовый поход» против налички

Цель обоих документов - приблизить монетарную систему Украины к мировым аналогам и - ни много ни мало! - перекрыть деньгам путь в «тень». Банкиры еще наслушаются нелестных отзывов об административных методах, на которые нынче возлагаются надежды. Но вымывание денег из официального финансового оборота приобрело характер стихийного бедствия, а жажда эмиссии почти сравнялась со «всенародной любовью» к некоторым кандидатам в президенты. Надо как-то связывать эмиссионную гривню, а также усложнить капиталу уход в швейцарские банки.

Витает также пока бесхозная идея открыть банковские счета всем бюджетникам и пенсионерам, не получавшим заработной платы и пенсии в течение нескольких месяцев. В авторстве такого нововведения пока никто не признается, всю славу готовы отдать обитателям улицы Банковой. Похоже, лишь там остались наивные, которые верят, что население на счетах полученные деньги и оставит. И с удовольствием начнет использовать платежные поручения.

«Национальный банк считает целесообразным установить предельный размер оплаты наличностью - не более 3000 гривен» - так записано в постановлении № 249 «Об усилении контроля за операциями с наличностью». Причем предельный размер одинаков как для физических, так и для юридических лиц. Все товары, которые превышают упомянутую сумму, будут обслуживаться по безналичным схемам - либо по перерасчету с банковского счета, либо с использованием пластиковой платежной карты покупателя.

В этой связи, в частности, дорабатывается проект «Положения о порядке эмиссии банковских платежных карт и осуществлении расчетов по операциям, которые проводятся с их использованием». В парламент внесен ряд предложений с поправками к действующим законам.

Как подчеркнул заместитель председателя правления НБУ Ярослав Солтыс, потоки наличности вне банков «являются почвой для финансовых злоупотреблений, взяточничества, криминализации общества». Есть еще три десятка причин, почему Украина должна шире использовать безналичные расчеты, - в частности, высокая себестоимость изготовления и защиты банкнот, их инкассация, «вымывание» бюджетных денег через подставные фирмы. Причем ни для кого не секрет, добавил г-н Солтыс, что процесс вымывания денег из финансовой системы усилится в период избирательной кампании.

Однако ситуация тревожна уже теперь. По состоянию на 1 января 1999 года денежный агрегат М0 (деньги вне банков, то есть наличка), по данным НБУ, составлял 7158 млн. грн., или 46% общей денежной массы, что в несколько раз превышает показатели, существующие в развитых странах. Кстати, в первом квартале благодаря жесткой монетарной политике НБУ структура денежной массы изменилась в лучшую сторону - на 1 апреля с.г. удельный вес налички снизился до 39%. Однако, затем резко пошел в рост и увеличился почти до прежнего уровня, составив 45%.

По мнению экспертов, такой была реакция на либерализацию валютного рынка. Схема проста: Национальный банк за счет эмиссии покупает валюту у банков, пополняя валютные резервы. В свою очередь, коммерческие банки, получая безналичную гривню, превращают ее в наличную для выдачи клиентам «на неотложные нужды» - оплату товаров, работ и услуг. Большая часть денег при этом обратно в банковскую систему уже не возвращается.

«Конверты»:

были и будут?

Бороться с бегством денег рекомендовано и коммерческим банкам: этим же постановлением Нацбанк предписывает проанализировать, кто именно из их клиентов чаще всего переводит деньги в наличность и «провести с ними соответствующую работу», а также сообщить о нарушителях в областные управления НБУ.

Похоже, что ни один из банков не станет особо торопиться с подобными доносами - клиента уже научились уважать. Особенно денежного. Но о возросшей опасности быть пойманным с поличным, конечно же, предупредят.

Правда, над самими комбанками тоже нависла опасность: областным управлениям НБУ предстоит определить, со счетов каких банков списывались сверхнормативные суммы наличности. Не исключено, что нескольких в назидание другим накажут - отберут на некоторое время лицензии и разрешение на кассовое обслуживание. Слишком широкого размаха достигла деятельность так называемых конвертов - конвертационных центров при некоторых банках.

Как уже не раз писалось, нынче довольно распространена практика «обналички» через фирмы-однодневки. Юридические адреса у таких фирм, как правило, липовые. Поэтому налоговая милиция за ними почти и не гоняется. Значительно результативней «наехать» на банки.

В настоящее время в число штрафников попали «Синтез» (Киев), некоторые филиалы «Приватбанка» и банка «Новый» (Днепропетровск), Донбиржбанк (Донецк) и ряд других.

По данным НБУ, лишь за январь и апрель выдача наличности кассами украинских банков увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,7 и в 1,4 раза соответственно. При этом почти 68% выдач наличности приходится на банки Днепропетровской, Донецкой областей и Киева. Так, лишь Донбиржбанк (Донецк) в первом квартале выдал 187,5 млн. грн. наличности субъектам предпринимательства на покупку товаров и оплату услуг, банк «Синтез»(Киев) - 84,2 млн. грн., «Крещатик» (Киев) - 64,9 млн., «Андреевский» (Киев) - 44,8 млн. грн., что составляет соответственно 81,2%, 85,3%, 80,6% и 66,7% общей суммы выдачи наличности этими банками, то есть, включая заработную плату сотрудников.

Взятки - только пластиковыми карточками!

Вряд ли найдется хоть один украинский предприниматель, кому понравятся ограничения налички. Поминая недобрым словом НБУ, приступили к разработке новых схем обналичивания.

Без особого энтузиазма восприняли запрет расплачиваться пачками денег и в чиновных кругах. Если дорогие покупки оплачивать с текущего счета по безналу, можно нарваться на налоговую милицию. Неужели и взятки придется брать пластиковыми карточками?

А вот кому объявленная борьба с наличкой чрезмерно понравилась, так это Виктору Суслову - постоянному оппоненту НБУ и председателю временной комиссии ВР по проверке деятельности Нацбанка…

В конце марта нынешнего года, через неделю после либерализации валютного рынка, было еще одно постановление, и довольно мирное: коммерческие банки должны были сообщать в областные управления НБУ о единоразовых снятиях со счетов сумм свыше 50 тыс. гривен. Но поскольку банки ничего никому не сообщали, поэтому их предупредили «не шутить с наличкой»…

По словам директора департамента НБУ по денежному обращению Нины Дорофеевой, нынешнее постановление об ограничении наличного оборота вступит в силу ориентировочно через три-четыре недели, однако «ни предприниматели, ни тем более население не пострадают».

Авансом -

не более $20 тыс.

Еще один бумажный заслон на пути денежных потоков в швейцарские и прибалтийские банки НБУ поставил в виде постановления «О новом порядке контроля и получения лицензий за экспортными, импортными и лизинговыми операциями». Отныне авансовая оплата по импортным договорам резидентов не должна превышать 20% стоимости договора при условии, что стоимость самого контракта не превышает $100 тыс. Если платеж превышает 20%, или стоимость контракта - выше $100 тыс., участнику внешнеэкономической деятельности придется, собрав кучу справок, брать разрешение НБУ, который имеет полное право «думать» в течение месяца над представленными документами.

Упомянутое ограничение не распространяется на оплату инвалютой услуг связи и коммуникаций, международных платежных систем, международных транспортных услуг, страховых, туристических услуг и оплату участия в семинарах, конференциях, проживания в гостинице. Как свидетельствует опыт, именно через эти «окошка» и устремится капитал на Запад - ибо что стоит оффшорной фирме выставить счет за проведение семинара?

Наблюдатели изначально прогнозировали, что уже в самое ближайшее время будет предпринята попытка отменить оба «исторические» решения, поскольку, по большому счету, контроль за денежной массой практически никому, кроме НБУ, не нужен. Ни предпринимателям, которым спокойней рассчитываться купюрами, ни коммерческим банкам. Прогнозы начинают сбываться.

Когда верстался номер, агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на пресс-службу НБУ сообщило, что Национальный банк отменил ограничения на предоплату импортных контрактов. Соответствующее постановление правления Нацбанка в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции и вступит в силу ориентировочно с 1 июля.

По информации агентства, отмена ограничений на предоплату по импортным контрактам в течение июня является одним из требований МВФ по программе расширенного финансирования EFF.