UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАРИСУЕМ — БУДЕМ ЖИТЬ

В ночь с четверга на пятницу приснился кошмарный сон... В плотных клубах тумана, за которым ничего не видно, раздается призывное конское ржание...

Автор: Наталия Яценко

В ночь с четверга на пятницу приснился кошмарный сон... В плотных клубах тумана, за которым ничего не видно, раздается призывное конское ржание. И высовывается конская морда. А затем и бока - объемные, не светится ни ребрышка. Рядом - силуэты людей в костюмах, с камышовыми трубочками и папками документов в руках, отдающих друг другу приказы... Появляются контуры стен - что-то похожее на холл возле приемной министра. Ругаясь, с другого крыла здания метеором проносится кто-то, очень похожий на министра финансов; его преследует толпа чернобыльцев, умоляющих забрать льготы... Группа товарищей в костюмах сталкивается с макропроблемой: лошадь не помещается в лифт. Ее долго уговаривают пройти на верхний этаж по лестнице, и она наконец кивает головой. На одной из ступенек утеряна подкова, которую тут же подбирает кто-то плохо узнаваемый, но с папкой «Макроэкономический прогноз» под мышкой... В большом зале с колоннами и рядами столов взгляд сразу же натыкается на портрет дедушки, очень похожего то ли на Ленина, то ли на Камдессю, который вдруг оживает и начинает ходить меж рядами, пожимая всем руки и благодаря за первичный профицит... Кто-то плохо узнаваемый примеряет лошадиную подкову вместо ордена, а затем, как бы спохватываясь, обмеривает рулеткой лошадиные бока: не пропали ли с таким трудом добытые два сантиметра?.. Снова метеором проносится кто-то, похожий на министра финансов, - чернобыльцы наседают ему на пятки. Бегущему жарко, лицо лоснится от пота, крупные его капли падают на пенсне. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что это уже не пенсне, а капли дождя на окнах дома культуры завода «Арсенал». Собравшаяся ветеранская общественность создает клуб защитников налога на добавленную стоимость от разделения его поступлений на 94,61% и 5,39%. Чернобыльцы уже почти догнали, и сейчас...

Просыпаюсь в холодном поту. Нет, нельзя читать на сон грядущий «Основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2000 год», да еще вкупе с проектом Государственного бюджета.

Прогноз

Утром, когда кошмары имеют обыкновение рассеиваться, перспективы кажутся еще более унылыми. Несмотря на то, что составители «Основных прогнозных макропоказателей...» всячески старались читателей ободрить, внушить им здоровый оптимизм. Ну, чего, скажем, стоит заявление о том, что «главной приметой 2000 года должен стать рост реального валового внутреннего продукта (2 проц.). Росту будет способствовать реальное увеличение инвестиций на 5,6 процента за счет улучшения финансового состояния предприятий, благоприятной амортизационной политики, увеличения реального кредитования экономики банковской системой, иностранных инвестиций». Заявление для нашего Минэкономики достаточно амбициозное, ибо два последних года это ведомство уже обещало «переход к экономическому росту» (и, как правило, сам рост - в виде почти символических долей процента), но всякий раз попадало, мягко говоря, пальцем в небо: в 1998-м темп роста реального ВВП к 1997-му составил 98,3%, в 1999-м к 1998-му, как ожидается, будет на уровне 99%. А в 2000-м - сразу два процента сверх ста? В условиях, когда стране предстоит приложить все мыслимые и немыслимые усилия для своевременных расчетов по внешним долгам, когда, по признанию самих разработчиков прогноза, ситуация «потребует от банковской системы кредитовать правительство больше, чем реальную экономику»?

Впрочем, и сам рост видится, судя по прогнозу, несколько специфическим. Ноль процентов - в первом квартале, а затем резкий спурт - по итогам первого полугодия - на 0,8, девяти месяцев - 1,5 процента. Ну, ситуация января-марта вполне предсказуема: переживаемый «некоторый спад производства» и «продолжающийся платежный кризис» (цитаты из «Основных прогнозных макропоказателей...») делают и «нулевой рост» вершиной оптимизма. Но что такого героического должно произойти будущей весной и летом, о чем широкая общественность не знает, но определенно знает Минэкономики? «Конкретные меры экономической политики 2000 года, направленные на продолжение реформ и совершенствование рыночных механизмов и учтенные в прогнозных оценках, будут сформированы в проекте Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2000 год» - следует отсылка к очередному документу. И круг замыкается…

Оптимизма разработчиков еще как-то хватает на пристойные показатели инфляции, то бишь темпа роста потребительских цен (117,6 процента), и среднегодового курса национальной валюты (5 грн./долл.). Но когда дело доходит до социальных вопросов, оказывается, что наш экономический рост приведет вовсе не к тем результатам, к которым он обычно приводит в других странах. Минэкономики не ожидает ни роста числа рабочих мест, ни увеличения денежных доходов населения: существенное улучшение социальной ситуации «ожидается позже». Зато «уровень зарегистрированной безработицы может возрасти с 5,95 на начало 2000 года до 7,3 проц. к концу и составит до 2 млн. человек».

Все бы было весьма загадочно, если бы не повторялось с завидной регулярностью из года в год, накануне подачи в Верховную Раду проекта очередного бюджета. Цифры прогноза обычно хороши ровно настолько, чтобы хоть в общих чертах сбалансировать государственные доходы и расходы. В нынешнем году они подозрительно хороши, слишком хороши, что наталкивает на мысль: бюджет-2000 никак не хотел в Минфине вытанцовываться и, «надувая» объем ВВП, ему, возможно, пытались помочь.

Подтвердится ли эта версия, мы узнаем, когда своими макроэкономическими прогнозами на 2000 год поделятся западные и независимые украинские эксперты. Но то, что проект бюджета как никогда нехорош и почти не пригоден в нынешнем виде для принятия парламентом, видно уже из проекта, обсуждавшегося на Кабмине 2 сентября за плотно закрытыми для пишущей братии дверями.

Бюджет

Поскольку эту вечную тему «ЗН» предстоит освещать под разными соусами как минимум до нового года, сегодня ограничимся только некоторыми замечаниями. Итак, «новаторство» в структуре, профицит, сильный заряд чрезвычайщины и попытки «надувания» доходной части как основные особенности проекта, датированного 2 сентября.

…Вы знаете, что такое специальный фонд Государственного бюджета Украины? Нет, вы наверняка не знаете, что такое специальный фонд Государственного бюджета Украины! До минувшего четверга о таком не свойственном для наших бюджетов понятии, вероятно, не слыхивали и большинство членов правительства. Между тем, как следует из пояснительной записки, «начиная с 2000 года бюджет планируется разделить на две составные части: общий фонд и специальный фонд. Необходимость такого шага вызвана прежде всего включением в проект бюджета на 2000 год внебюджетных средств предприятий и организаций, которые содержатся за счет бюджета», а также «спецификой обслуживания государственных целевых фондов, которые ежегодно включаются в состав бюджета, и существованием других расходов, которые осуществляются за счет целевых поступлений».

Принцип в общих чертах ясен: скажем, средства сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства должны идти на развитие указанных отраслей, а плата за пробирование и клеймление изделий и сплавов из драгметаллов - на техническое оснащение органов пробирного контроля (непонятно, правда, что за логика - делить между общим и специальным фондом поступления от налога на добавленную стоимость, и отправлять 5,39% этих поступлений в фонд дотаций (еще один фонд!) при специальном фонде).

Любопытно, что в условиях острейшего финансового дефицита Кабмин не израсходованные в 2000 году по отдельным «спецнаправлениям» деньги обязуется не изымать, а оставлять на 2001 год. В то время как расходы общего фонда в случае чего будут жесточайшим образом, согласно статьи 37 проекта, секвестрированы в течение месяца. Таким образом, приведет ли правительственное ноу-хау к большей прозрачности бюджета, это еще вопрос, а вот рубка за право финансироваться из специального, т.е. несеквестрируемого и всячески оберегаемого, фонда будет немалая. И интересы в ней схлестнутся - ой-ой-ой! Потому что дела в общем фонде почти наверняка окажутся плохи.

Это в теории правительство выходит на бюджетный профицит - в сумме 554,5 млн. грн., или 0,3 процента ВВП. На деле даже неэкономисты кожей ощущают, что такого не будет, такое в принципе невозможно, ибо только выплаты по долгам прежних лет в 2000-м достигают порядка 2,2 млрд. долл. (по расчетному курсу на год - это 11 млрд. грн.). Тогда как размер общего фонда госбюджета, которого должно хватить, кроме внешних выплат, и на социалку, и на горячо любимую нашими властями поддержку отраслей, равен 20,3 млрд. грн. Причем уже сейчас многие расходы существенно урезаны (например, в статье 31 закона целых четырнадцать(!) абзацев касаются отмены «чернобыльских» льгот: беспроцентных ссуд на строительство жилья, бесплатного обеспечения автомобилем, повышенных стипендий, льготной продажи топлива и т.д.), а доходы очень и очень завышены. Скажем, ни один знакомый с украинскими реалиями эксперт не возьмется утверждать, что поступления от приватизации в будущем году могут составить 2,5 млрд. грн. Ну миллиард, ну при самом удачном раскладе - полтора. Но правительство с упорством, достойным лучшего применения, продолжает уповать и на продажу в 2000 году 25% акций «Укртелекома» за 750 млн. грн., и пакетов акций четырех генерирующих и 19 энергораспределительных компаний - за 600 млн…

Читатель может возразить: у нас нет другого выхода. А разве «рисовать» цифры и ставить нереальные цели в главном финансовом документе страны - это выход? Мне почему-то кажется, что это скорее надувательство, сродни изобретенной смекалистым цыганом технологии придания тощей кляче товарного вида. Или самообман. Смотря с чьей позиции смотреть.