UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОКАЗАЛАСЬ ХРУПКОЙ

По номерным знакам автомобилей, находящихся под загрузкой готовой продукцией на территории ОАО «...

Автор: Александр Артеменко

По номерным знакам автомобилей, находящихся под загрузкой готовой продукцией на территории ОАО «ПКП Бучанский завод стеклоизделий», можно изучать административно-территориальное деление Украины: отсюда стеклотару поставляют во все области. Оживление царит и на железнодорожной ветке предприятия, по которой навстречу друг другу движутся порожняк и загруженные составы. А ознакомившись с образцами продукции, приходишь к выводу, что грубое слово «тара» или «бутылка» к ней просто неприменимо, столь разнообразны и изысканны формы этих сосудов, способных украсить домашний бар самого привередливого эстета…

В цехах полным ходом идет реконструкция, монтируются новые печи и технологические линии иностранного производства. Завод погашает кредиты, своевременно производит расчеты за энергоносители, выплачивает зарплату рабочим. А ведь еще сравнительно недавно здесь царило запустение, до сих пор свойственное большинству предприятий отрасли. Что же произошло, каким образом коллективу удалось поднять производство?

Выражение «на віку, як на довгій ниві» применимо не только к людям, но и к промышленным предприятиям. Думаю, работники Бучанского завода стеклоизделий согласятся с этим. Построенный в 1946 году на месте разрушенного войной кирпичного завода, он поначалу выпускал облицовочную плитку и стеклянные изоляторы, затем освоил производство оконного стекла и стеклянных термостойких труб, с 1954-го начал производить стеклотару, а в 1973 году ассортимент продукции пополнился термосами и термосными колбами. Надо полагать, с термосами заводу стало совсем хорошо, ведь это изделие в те времена было настолько же дефицитным, насколько и хрупким, так что спрос стабильно превышал предложение.

Однако с переходом к рынку эта идиллия ушла в небытие. Приказал долго жить госзаказ, иссякло централизованное фондирование, а магазинные полки настолько заполнились термосами иностранного производства, что к 1995 году выпуск отечественных пришлось прекратить. Казалось, развязка, когда волны рыночного моря выносят к берегу очередного утопленника, была неотвратимой. Но, к вящей радости бучанцев, этого не случилось.

Следует отдать им должное, все это время не оставлявшим попыток вывести предприятие из кризиса. Реорганизовали его в открытое акционерное общество, брали кредиты на развитие производства, изыскивали возможности приобретения сырья, запасных частей для ремонта устаревшего технологического оборудования, вели поиски рынков сбыта продукции. Но все эти меры лишь продлевали агонию. Чтобы вырваться из трясины, нужен мощный рывок, а собственных усилий для него недоставало. Остро ощущалась необходимость помощи извне, и она пришла со стороны Украинского государственного производственно-коммерческого предприятия по изготовлению и поставке тары «Концерн Укртара».

Рассказывает заместитель генерального директора концерна Владимир Полищук:

- Внимательно изучив ситуацию, сложившуюся на бучанском предприятии, мы разработали программу по его выведению из кризиса и вынесли ее на обсуждение общего собрания акционеров. Наши предложения были одобрены и приняты акционерами.

В ходе реализации этих предложений путем реорганизации ОАО «ПКП Бучанский завод стеклоизделий» было создано предприятие ООО «Бучанский завод стеклотары» с выделением производства стеклотары в отдельную структурную единицу путем передачи необходимых активов. Его учредителями стали ЗАО «Укртара-Инвест» и ОАО «ПКП Бучанский завод стеклоизделий». 65 процентов уставного фонда были внесены ЗАО «Укртара-Инвест», остальные 35 - заводом стеклоизделий. Инвесторы получили контрольный пакет акций стеклотарного предприятия, 49 процентов акций остались в распоряжении трудового коллектива.

С этого, собственно, и началось возрождение завода. Своим возвращением к жизни он обязан общности интересов деловых партнеров, их настойчивости в достижении поставленной цели, желанию и умению работать, знанию, как эту работу организовать наилучшим образом.

Итак, завод спасен, производство развивается. Да вот беда, ставить точку в этой истории пока преждевременно. Когда будущие партнеры только приступали к переговорам о сотрудничестве, некий молодой человек предпринял собственные - с отдельными представителями трудового коллектива - на предмет продажи принадлежащих им акций родного предприятия. Стоит ли удивляться, что некоторые из рабочих, измученные хроническим безденежьем, журавлю в небе предпочли синицу в руке? Таким образом, у молодого человека оказался пакет акций, достаточный для того, чтобы получить право на участие в управлении предприятием.

Сразу оговорюсь - никакого криминала в этих действиях не усматривается. Каждый вправе продать принадлежащие ему акции, каждый может их купить. Но было бы логично предположить, что новоявленный акционер, будучи заинтересован в получении дохода от приобретенных ценных бумаг, явится на судьбоносное для предприятия собрание акционеров, чтобы заявить о своих правах и изложить собственное мнение о предложенной программе выхода из кризисного состояния.

Однако, на общем собрании новый член акционерного общества так и не появился. Впервые о его существовании прочие держатели акций узнали только несколько месяцев спустя, когда принятая ими программа была задействована и уже начала давать ощутимые результаты. Только тогда молодой человек обратился с исковым заявлением в Ирпенский городской суд - дескать, прошу решение общего собрания акционеров признать недействительным, поскольку в нем не были учтены мои интересы, как одного из основных держателей акций.

Естественно, такой неожиданный поворот дел серьезно встревожил партнеров. Ведь отмена решения собрания акционеров - это немедленный возврат предприятия к прошлому состоянию. А что если несговорчивый совладелец именно этого и добивается? Тем более что свои намерения, как утверждает руководство ОАО, он не раскрывает.

Опасения более чем обоснованны, если вспомнить немало случаев, когда отдельные предприниматели сводят свой бизнес к тому, чтобы скупить за бесценок акции дышащего на ладан предприятия, а потом сдать, к примеру, производственные помещения под коммерческие склады или вообще расчистить территорию от построек и оборудовать на ней платную автостоянку. Да мало ли что еще?

Однако вернемся к предприятию, которое только встало на ноги, обеспечив работой и заработком более 500 бучанцев. Теперь его будущее целиком зависит от решения судебных инстанций. Надежду на благополучный для него исход тяжбы вселяет последнее решение Ирпенского суда не рассматривать заявление истца. Да еще рабочие ОАО «ПКП Бучанский завод стеклоизделий» надеются на поддержку отечественного производителя, декларируемую государством. Их, конечно, можно упрекнуть в легкомысленном отношении к ценным бумагам, в правовой малограмотности. Но ведь, по большому счету, на кону развитие отечественного производства.