С 18 марта по 2 апреля с.г. украинская делегация в составе 24 человек во главе с министром труда и социальной политики Иваном Саханем при финансовой и организационной поддержке Американского агентства международного развития (USAID) и компании «ПАДКО» побывала в трех странах Латинской Америки. Изучали опыт трех пенсионных реформ — аргентинской, чилийской и боливийской. Правда, в Боливию, чья столица расположена на высоте более 4 тыс. метров над уровнем моря, отправились не все, а только восемь «самых стойких». Большая же часть украинского «десанта» получила два дополнительных дня для знакомства со столицей Чили, о чем, по крайней мере, автор этих строк нисколечко не жалеет...
Человеку, в далеких 70-х декламировавшему на пионерском сборе душещипательные строки «Матерi Чилi — гнiву розбурханi хвилi...», странно гулять в воскресный день 2000 года в центре залитого солнцем, не по-осеннему знойного (в Южном полушарии сейчас ведь осень) Сантьяго и в разноязыкой толпе экскурсантов рассматривать «тот самый» дворец Ла Монеда, дворик дворца, кадки с мандариновыми деревцами у входа. Странно получать на сдачу монетку в 10 песо (2 цента в пересчете на доллары), на которой выбита дата «11.IX.1973» и слово «Libertad», что в переводе — «свобода». Необычно на горе Сан-Кристобаль, где-нибудь в тысяче метров над уровнем моря, фотографироваться среди цветущих кактусов и в местном ресторанчике, с видом на прекрасный город, раскинувшийся в котловине меж трех андских хребтов, потягивать душистое белое чилийское вино. Именно белое — потому что красные, на мой, неспециалиста, вкус, и в Украине имеются отменные, а вот сухое белое, к примеру, очень удачного для чилийских виноделов 1988 года, да еще в приятной компании, вполне может восприниматься как улыбка судьбы.
Проводя параллель с небезызвестным ильфо-петровским уездным городом N, каждый из более чем 6,7 млн. жителей Сантьяго приходит на свет скорее всего для того, чтобы купить золотое украшение, очки и сделать фотографию на память — столько здесь заведений соответствующего профиля (например, в одном лишь квартале улочки Мак-Ивер, протяженностью эдак метров 180, автор этих строк насчитала 16 магазинчиков оптики). Да еще с тем, чтобы всласть наездиться местными желто-черного окраса автобусами, которые днем так и норовят настичь замешкавшегося на переходе пешехода, а ближе к часу ночи, сбившись во многочасовую плотную пробку, изо всех сил сигналят, не давая спать жителям близлежащих домов.
Приехав в этот огромный мегаполис, съевший зубы на шоп-туризме иностранец уже на второй-третий день наверняка почувствует себя обманутым. Заскучает за «родными» Эмиратами, Турцией или даже Польшей. Потому что продовольствие в Чили очень часто аргентинское, конфеты, по свидетельству самих чилийцев, лучше покупать в Бразилии. Там же, кстати говоря, и обувь, потому что местная — и по качеству, и по весу — уж очень напоминает не самые лучшие украинские образчики времен позднего застоя. Однако существует, по крайней мере, один бесспорно конкурентоспособный чилийский товар — и именно он составил немалую часть багажа украинской делегации, в течение недели гостившей в Сантьяго.
Мы с отвращением смотрели на пачки отчетов, докладов, брошюр о первой в мире пенсионной реформе, которые — вкупе с двухтомником аргентинского пенсионного закона — грозились окончательно отравить обратный путь в Украину. Но везли — на русском, испанском, изредка — на английском. Не как талисман, прежде всего для работы. Ведь и на нашей пенсионной улице будет реформа...
Старое — лучший аргумент в пользу нового
...Жителей сытого и благополучного Запада весьма шокировали главные «достопримечательности» Сантьяго начала 1970-х — длиннейшие очереди за продовольствием, карточная система. Но в те годы, при правлении социалистов, западных туристов в Чили весьма привечали. Было за что: каждый был обязан при въезде в страну 10 долл. обменять на песо. А точнее, подарить, поскольку обмен осуществлялся по курсу 1:26, тогда как курс черного рынка составлял порядка 1:2000. Сами чилийцы также использовали любую возможность посмотреть мир — Кубу, СССР и другие дружественные страны. Ларчик открывался так же просто: выезжающий за рубеж мог приобрести 300 долл. — деньги по меркам кризисной чилийской экономики просто сумасшедшие.
Под стать всему была и пенсионная система, которую ни всеобщей, ни распределительной, ни системой в полном смысле этого слова назвать было трудно. Каждый работник участвовал в пенсионной кассе по профессиональному признаку. 32 кассы в стране управлялись 52 законами, поэтому взносы везде были различные, порой достигающие 50% зарплаты, возраст выхода на пенсию — тоже, размер пенсий — разный, плюс перманентные проблемы с индексацией (всякий раз требовался специальный закон, а он то поздно принимался, то не принимался вообще). Пенсия назначалась исходя из заработка только за один, последний год работы, так что легко себе представить, какое поле для «химии» открывалось. Хотя химичь, не химичь — все равно 70% пенсионеров удостаивались выплат лишь в минимальном размере.
На сегодняшний день минимальная пенсия в Чили составляет порядка 140 долл., или 70% минимальной зарплаты. Она гарантируется государством каждому чилийцу, вносившему деньги на свой накопительный пенсионный счет в течение 20 лет (для инвалидов — 10 лет). Если денег на счету недостаточно для выплаты этого гарантированного минимума, государство компенсирует из бюджета разницу.
Согласно чилийскому закону, пенсионный возраст для мужчин составляет 65 лет, для женщин — 60. Однако возможен и досрочный выход на пенсию в случае, если работник загодя накопил необходимую сумму для своего обеспечения в старости. Она рассчитывается исходя из того, что ежемесячная выплата должна быть не ниже 110% минимальной пенсии, установленной государством, и одновременно не меньше 50% средней зарплаты работника за последние 10 лет.
Возможен и досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда. Для таких работников определена особая ставка взносов на накопительный пенсионный счет — 14%, причем 12% вносят они сами, а еще 2% — их работодатели.
Добавьте сюда уклонение от уплаты пенсионных взносов, высокие административные издержки, дефицит солидарной системы, который в 70—80-е годы составлял порядка 38 процентов и покрывался за счет госказны, а также всевозрастающие демографические проблемы — и... вы получите картину, в той или иной степени характерную для десятков развивающихся стран, среди которых сегодня и Украина. Спасибо Чили — стране, 19 лет назад под руководством тогдашнего министра труда Хосе Пинейры воплотившей в жизнь проект группы чикагских и местных экономистов. Теперь мир знает, что пенсионные проблемы, эта плата за цивилизацию, разрешимы в принципе.
В украинской прессе уже множество раз упоминались поражающие воображение данные о размере совокупных пенсионных активов чилийских пенсионных фондов (ПФ), то есть, проще говоря, о совокупных обязательных сбережениях чилийских граждан, призванных обеспечить им достойную старость, а также, в случае чего, выплату пенсии по потере кормильца или инвалидности. Самая свежая цифра, относящаяся к февралю 2000 года, — 37,4 млрд. долл., или 55% ВВП. В пенсионной системе участвуют (т.е. записаны в нее) 6,1 млн. чилийцев — для страны с 15-миллионным населением показатель вполне приличный. Ежегодно это количество возрастает на 1,5%, пропорционально приросту населения.
>
Чилийским АПФ разрешено также инвестировать средства граждан в 12659 акций, находящихся в листинге Нью-Йоркской, Токийской, Лондонской, Франкфуртской, Парижской фондовых бирж и электронной биржи NASDAQ, в 253 взаимных фондах 13 стран; в облигации 29 государств, 6 международных банков, 77 коммерческих банков из 10 стран, а также в 14 видов облигаций Брейди.
— Сколько же процентов средств вы инвестируете в инструменты, прошедшие одобрение классификатора? — поинтересовалась я у Карлоса Мины, начальника операционного отдела АПФ «Купрум».
— Все сто, — удивился он. — Если классификатор не дает разрешения, инвестировать нельзя. Иначе штраф...
Чили по итогам 1999-го: цифры и факты
Население— 15,094 млн. чел.,
в том числе экономически активное — 5,933 млн.
Уровень безработицы — 10,0%
ВВП — 66,7 млрд. долл.
Уровень инфляции — 2,3% (против 30% в 1990-м и при прогнозе в 3,5% на 2000-й).
Экспорт — 15,61 млрд. долл., импорт — 13,97 млрд.
Внешний долг — 33,9 млрд. долл., т.е. около 50% ВВП. Лишь пятая часть долга приходится на госсектор.
Капитализация фондового рынка — около 100% ВВП.
Удельный вес плохих кредитов в банковских портфелях — меньше 2%.
«Может, у вас крыша течет?»
По количеству участников — 422 тыс. в декабре 1999-го — «Купрум» занимает лишь пятую строчку рейтинга в стране. Зато третья позиция по количеству администрируемых активов (16,1%), безусловно, греет душу и его учредителям, и работникам. А лидирует на рынке АПФ с первых дней его создания «Провида», поглотившая в 1995—1998 годах три более мелких компании-администратора. В декабре прошлого года у нее было 2,4 млн. вкладчиков (39,8% от общего количества) и 11,0 млрд. долл. (32%) пенсионных активов.
Из беседы с руководителями трех подразделений «Провиды» — маркетингового — Титой Гусман, инвестиционного — Игнасио Родригесом и коммерческого — Карлосом Любетиком — картина вырисовывалась самая что ни на есть привлекательная. Инвестиционный портфель хорошо организован, издержки администрирования постоянно снижаются, что позволило АПФ четыре раза в 1998—1999 годах пересматривать размер комиссионных в сторону уменьшения. Словом, все настолько хорошо, что один из участников украинской делегации не преминул поинтересоваться: «А какие у вас проблемы? Может, крыша течет?..» Хохотали все — и мы, и чилийцы, которым переводчица Ольга быстренько перевела необычный вопрос...
Проблемы на рынке частных пенсионных накоплений, конечно же, существуют, и концентрация более трех четвертей активов в руках трех крупнейших операторов — безусловно, одна из важнейших. Пока чилийцы не готовы однозначно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, претензий от антимонопольного ведомства нет и быть не может: чилийским законом какие-либо ограничения не предусмотрены, в отличие, скажем, от мексиканского, согласно которому АПФ не может собирать под свое «крылышко» более 20% участников рынка. Да и высокие административные издержки, о которых ни на минуту не забывают критики чилийской пенсионной реформы, в крупных компаниях-администраторах несколько ниже, чем в мелких. С другой стороны, как признался начальник аналитического отдела САПФ Освальдо Масиас, он лично таким положением вещей «озабочен»: во-первых, высок риск неправильного управления столь большим количеством активов, во-вторых, концентрация наносит вред конкуренции в части определения размера комиссионных.
Да, система негосударственных пенсионных фондов — это система свободного входа, но только теоретически. На практике новой компании-администратору начать свою деятельность очень трудно, если вообще возможно, — столь высоки требования к минимальному капиталу и пр. Поэтому и в Минфине, и в Центральном банке раздумывают: а не пора ли допустить на рынок пенсионных сбережений других управляющих — например, из числа крупных банков, страховых компаний, тем самым разрушив непреодолимую стену между ними и АПФ. И не пора ли вместо поэтапной отмены ограничений на инвестирование капитала взять да и отменить эти ограничения вообще, сделав систему АПФ саморегулируемой в плане лимитов и рисков?
Первый шаг к ослаблению государственного регулирования на рынке пенсионных сбережений уже сделан: с прошлого месяца каждая компания-администратор может иметь у себя в управлении уже не один, а два пенсионных фонда с тем, чтобы вкладчик, в зависимости от своего возраста, мог выбрать либо более консервативный вариант инвестирования денег (если на пенсию идти скоро), либо более рискованный. Или же — как вариант — держал в первом фонде обязательные пенсионные накопления, а во втором рисковал, но только добровольными. В принципе, по мнению одного из самых видных специалистов по чилийской пенсионной реформе — Клауса Шмидта из Центрального банка страны, АПФ следовало бы разрешить открытие любого количества пенсионных фондов. Вот только административные издержки...
Еще один комплекс проблем связан с размером взносов и пенсий. Как отмечают чилийские эксперты, деньги на индивидуальные счета поступают неравномерно, большей частью — когда работник уже в зрелом возрасте, что существенно сокращает сроки их инвестирования. Кроме того, злую шутку с авторами реформы сыграла увеличившаяся в последние годы продолжительность жизни чилийских стариков. В итоге придется либо пересматривать обязательную ставку отчислений от зарплаты, либо сокращать размер гарантированных выплат. Какой вариант будет избран, пока неясно.
Много других идей витает на родине пенсионной реформы. Зачастую они не столь глобальны, как, например, создание централизованной компьютерной системы, куда будет занесена история каждого плательщика взносов. Или централизованной системы информирования граждан о том, в какой из 20 страховых компаний им выгоднее приобрести полис на пожизненную ренту. Такая услуга, считают в Ассоциации АПФ, поможет выбить почву из-под ног чересчур прытких агентов, которые довели стоимость услуги по выбору лучшей страховой компании до 6% от суммы, накопленной на индивидуальном счете работника в течение 30—40 лет...
В общем, и на двадцатом году существования первая в мире накопительная пенсионная система продолжает совершенствоваться. Интересно, возникнут ли похожие проблемы на двадцатом году пенсионной реформы в Украине? И вообще — какой год будет тогда на календаре?
Из хроники чилийских реформ
Ноябрь 1980 года — принят закон, открывший дорогу внедрению новой негосударственной системы пенсионного обеспечения;
май 1981 — пенсионная реформа началась;
1985 — старт чилийской приватизации. Пенсионным фондам разрешено инвестировать средства в акции;
1986 — налоговая реформа, направленная на стимулирование инвестиций;
1987 — конверсия внешнего долга Чили;
1989 — принят закон о Центральном банке, придавший ему статус независимого от правительства в целом и Минфина в частности. Создаются первые международные инвестиционные фонды;
1990 — реорганизован рынок валюты и золота;
июль 1990 — в США впервые выпущены ADR на акции чилийского предприятия — телефонной компании СTC;
1990—1997 — «коммерческая война» между АПФ за привлечение наибольшего количества вкладчиков. Завершилась в октябре 1997, когда САПФ ужесточила правила перехода вкладчиков из одного пенсионного фонда в другой;
1993 — выход пенсионных фондов на зарубежные рынки капитала, прежде всего в Латинской Америке;
март 1994 — принят закон, устанавливающий ответственность АФП за ущерб, причиненный пенсионным фондам;
1995 — рейтинг Чили по оценке Standart & Poor’s улучшается с ВВВ до А-;
1999 — налоги на иностранные инвестиции снижены с 37 до 15%.