Сегодня вряд ли найдется на планете пользователь Интернета, который не прибегал бы к услугам крупнейшей поисковой системы Google. Признанная лучшим брэндом 2005 года, компания продолжает свое победное шествие — научное, инновационное, высокотехнологичное плюс бизнес-успешное (все параллельно-одновременно) — и действует под лозунгом «ни дня без новостей». Так, в прошедший понедельник Google сообщила, что покупает за 1,6 млрд. долл. один из самых успешных интернет-сайтов в области видеосервиса YouTube. И это при том, что еще совсем недавно руководители YouTube говорили, что их компания продаваться не будет, а, наоборот, планирует выпуск акций на фондовой бирже. Очевидно, предложение было таковым, от которого не отказываются. И дело тут скорее не в цене, а в имени.
Вообще-то компания YouTube пребывает в критически молодом возрасте — ей всего 18 месяцев. Созданная в феврале 2005 года, она стремительно пошла в рост и ее веб-сайт стал одним из самых популярных в Интернете. YouTube предлагает не только просмотр видеопродукции, но также позволяет размещать в онлайне любительское видео и пересылать его по электронной почте. Если в августе прошлого года его посещали 2,8 млн. пользователей, то уже через год их количество достигло 72 млн. В месяц веб-сайт компании посещает около 20 млн. человек, а ежедневный просмотр видеоклипов достигает 100 млн.
Весной 2006-го компания YouTube заняла первое место в рейтинге интернет-сервисов, размещающих видеоматериалы для публичного доступа: ее видеоуслугами пользовались 43% заинтересованной аудитории, видеораздел на MySpace.com занял второе место (24,2%); остальные подобные сайты следуют с существенным отрывом: Yahoo! (9,5%), MSN (9,2), Google (6,5), AOL (4,3%).
По мнению экспертов, слияние Google и YouTube выглядит вполне естественным, хотя предложение в 1,65 млрд. долл. уж очень щедрое для столь молодой компании. «YouTube построила интересную и мощную медиа-платформу, которая является естественным добавлением к миссии Google систематизировать и организовать мировую информацию и сделать ее универсально доступной и полезной», — заявил исполнительный директор Google Эрик Шмидт на пресс-конференции, посвященной сделке. Он также считает, что общими усилиями две компании смогут занять лидирующие позиции на рынке медиауслуг для таких категорий, как индивидуальные пользователи, собственники контентов и рекламодатели.
Шмидт подчеркнул, что тотальное поглощение или корпоративное рабство не предвидится. YouTube — всего лишь первая из многих инвестиций, которые Google планирует осуществить в видеосегменте. При этом будет и дальше развиваться Google-Video как отдельный бизнес. YouTube сохранит свой брэнд и 67 человек персонала, а отцы-основатели Чад Херли и Стив Чен останутся на своих руководящих позициях. Именно такая картина будущего сотрудничества решила судьбу сделки.
Когда соучредитель компании Google, мегазвезда интернет-пространства Сергей Брин объявил в Сан-Франциско о решении купить частную компанию YouTube Inc., он фактически сообщал о расширении звездного Google-клуба. И найдя в одном из основателей YouTube, 29-летнем Чаде Херли, казалось бы, родственную душу, заявил, что возникновение YouTube по многим признакам «напоминает мне Google времен его недавнего восхождения».
История создания компании Google настолько известна, что вряд ли есть смысл ее пересказывать. Для американцев — это очередное воплощение «национальной мечты», для всех остальных — очередная сказка о Золушке. Причем в сфере высоких технологий «сказку» эту начали «воплощать» еще создатели Microsoft — два школьных друга Билл Гейтс и Пол Аллен, в «дядюшкином сарае» в Сиэтле изобретавшие первую операционную систему для компьютера. По такому же сюжету во второй половине 1990-х два друга-аспиранта Стэнфордского университета Ларри Пейдж и Сергей Брин в арендованном гараже задумывали и создавали будущую крупнейшую поисковую систему. (Гараж, кстати, был недавно приобретен компанией Google вместе с прилегающим домом как «часть живой истории компании»).
Похожую историю возникновения компании YouTube могут рассказать Чад Херли и Стив Чен. Им тоже было по двадцать с небольшим, когда они в 2002 году оставили многообещающую карьеру дизайнеров в компании PayPal, крупнейшем операторе онлайновых платежей, и начали строить свое дело. И, как Пейдж и Брин, изменили для многих людей способы пользования Интернетом. Дебютировав со своим детищем всего лишь в прошлом году, Херли и Чен уже успели приучить людей смотреть видео онлайн, что стало одним из наиболее быстрорастущих сегментов провождения веб-времени.
Чад Херли, выпускник университета Индиана в Пенсильвании, дипломированный художник, попробовав себя в качестве консультанта нескольких технологических фирм и даже поработав продюсером в Голливуде, как это часто бывает, изобрел свой новый бизнес волею случая. Сняв несколько видеосюжетов, Херли обнаружил, что не так-то просто поделиться ими с друзьями через Интернет. Файлы были слишком громоздкими для отправки и-мэйлом, пересылка занимала слишком много времени. В феврале 2005 года Херли приступил к разработке новой технологии по размещению видеоматериалов онлайн. В мае была организована презентация сайта YouTube, а к декабрю компания уже завершила начальную фазу. Аудитория YouTube стремительно росла, и с начала 2006-го стали поступать предложения о покупке от таких интернет-«акул», как Yahoo Inc. и Microsoft Corp. Как видим, в негласном тендере победил Google.
Обозреватели считают, что сделка между Google и YouTube более чем взаимовыгодна. Google рассматривает ее как существенное подспорье для главной статьи доходов — рекламной индустрии, поскольку сервисы пользовательского контента пока не слишком популярны среди крупных рекламодателей. Что касается YouTube, то для нее новое партнерство будет означать определенность со своим юридическим статусом и позволит разобраться с судебными исками, связанными с нарушением авторского права. Поскольку многие пользователи веб-сайта YouTube размещают на нем видеопродукцию, на которую у них нет авторских прав, или используют ее для создания собственных видеоклипов, конкуренты часто обвиняли YouTube в пиратском бизнесе.
Объявление о сделке случилось как раз спустя день после того, как обе стороны объявили о списках своих дистрибьюторов. Компания Universal Music Group подписала дистрибьюторское соглашение с YouTube, которое будет защищать авторские права музыкантов. Также YouTube подписала соглашение с CBS, которое предоставит возможность короткого видеопрограммирования, включая новости, спорт, развлечения на ее сайте. Компания Google, в свою очередь, подписала дистрибьюторские соглашения с Sony BMG и Warner Music в области продажи музыкальных видеоклипов. Эти сделки позволят интернет-пользователям США смотреть музыкальную видеопродукцию на сайте Google бесплатно, начиная с этого месяца. Данный контент будет субсидироваться доходами от размещения на сайтах рекламы. Кроме того, музыкальные клипы от Warner будут доступны пользователям Google за 1,99 цента каждый. Таким образом, заключенные компаниями соглашения позволят размещать на сайтах Google и YouTube видеоклипы, защищенные авторским правом.
В том, что компания YouTube приняла предложение именно от Google, ключевую роль сыграла не столько сумма сделки, сколько репутация самого покупателя. От всех ведущих интернет-компаний он отличается своей философией. И если раньше конкуренты скептически посмеивались над социальной окраской корпоративной цели Google — «собрать всю мировую информацию и сделать ее доступной и полезной для каждого и всех», то сегодня, наблюдая стремительное развитие компании и не менее стремительный рост доходов, они могут разве что сожалеть об упущенных времени и возможностях. Только во втором полугодии с.г. чистая прибыль Google выросла в два раза по сравнению с прошлогодними показателями и достигла 721 млн. долл., а выручка за тот же период увеличилась на 77% — до 2,46 млрд. долл.).
Кто-то считает, что философия Google — это выбор идеалистов. Возможно. Но без таких, пусть даже немногих компаний, являющих простым смертным «человеческое лицо» капитализма, само существование социально ответственного бизнеса было бы проблематичным.