Официально он назывался заседанием расширенной коллегии «Об итогах работы Министерства труда и социальной политики Украины и подчиненных ему предприятий, учреждений и организаций за 1998 год и задачах на 1999 год». Сольные номера исполнили ответственные сотрудники министерства, руководители региональных управлений, заместители председателей областных госадминистраций. Но изюминкой бала стало, безусловно, выступление министра.
«То позитивное, что было сделано в 1998 году, - заявил Иван Яковлевич Сахань, - стало возможным прежде всего благодаря усилиям, честному творческому труду большинства работников нашей системы, в составе которой сегодня работают свыше 130 тысяч человек». В тяжелых условиях экономического кризиса и чрезвычайно ограниченного финансового обеспечения этот трудовой коллектив настойчиво воплощал в жизнь утвержденные указом Президента «Основные направления социальной политики на 1997-2000 годы». В его русле за минувший год приняты три закона, подготовлены 33 законопроекта, разработаны концепции развития трудового потенциала Украины, реформирования зарплаты и программы борьбы с бедностью. Но главной заботой системы ведомственных органов было, по словам министра, обслуживание почти 40 млн. граждан (начисление и выплаты пенсий, помощь безработным, включая подготовку и переподготовку кадров, предоставление денежной, натуральной и протезно-ортопедической помощи, социальное обслуживание на дому, в стационарах и домах-интернатах, наконец, целая серия мероприятий по охране труда).
Поскольку рассказать обо всем этом в небольшой статье невозможно, мы решили воспользоваться тем обстоятельством, что, согласно «Основным направлениям», социальная политика должна быть ориентирована на экономически активное население, для чего необходимо «восстановить стимулирующую роль зарплаты в мотивации к труду как основного источника доходов работающих граждан, реализовать меры по ликвидации задолженности по зарплате».
Хотя в конце 1997-го - первой половине 1998-го реальные доходы населения начали расти, из-за финансового кризиса они вновь пошли вниз (в декабре-98 оказались на 2% ниже по сравнению с декабрем-97). Ну а реальная зарплата все три последних года представляла собой лишь падающую кривую (в декабре - на 12%), причем постоянно усиливалась ее отраслевая и региональная дифференциация. Резко возросла и дифференциация по доходам: 14 млн. человек получают ниже черты малообеспеченности (73,7 грн.) и лишь 0,3% рабочей силы - свыше 1000 грн.
Но самая острая на сегодня проблема - задержки зарплаты. Их ретроспектива последних трех лет приведена в таблице.
Как видим, к концу 1997 года объем невыплат зарплаты в бюджетных организациях уменьшился, но резко вырос на приватизированных и частных предприятиях. В 1998 году все вернулось на круги своя - долги по обеим позициям выросли на треть. Самое же тревожное - структура долгов: она резко сдвинулась в сторону долгосрочных неплатежей. Но если налоговые долги периодически списывают и реструктуризируют, то с зарплатами так поступить не решаются, и, накапливаясь, они формируют самую высокую долю просроченных долгов (около 90%).
Что получилось в итоге? При спаде ВВП в 1992-98 годах выше 50% падение занятости не превысило 10% и образовался огромный излишек рабочей силы, которой формально начисляют зарплату. В ответ четко сработал рыночный механизм. Вы готовы на нищенское существование? Извольте, но тогда не устраивайте рэкет государству путем забастовок, голодовок и тому подобных акций.
К сожалению, ничего этого министр даже не коснулся: подлинно горькую правду наша номенклатура говорить не хочет и не умеет. Сказано было лишь, что уровень зарегистрированной безработицы возрос в 1998 году с 2,3 до 3,7%, а в Тернопольской, Ривненской, Ивано-Франковской, Волынской, Львовской, Черниговской и Житомирской областях уровень этот колеблется от 5,4 до 7,2%, т.е. безработицей в Украине поражены в основном западные и северные регионы. Правда, признал г-н Сахань, службы занятости регистрируют только треть нуждающихся в работе, но и это, думается, весьма заниженная цифра. Так, по данным профсоюзов, в течение января-сентября 1998 года в принудительных отпусках находились примерно 2,5 млн. человек, а в режиме неполного рабочего дня - еще около 2 млн. Значит, только в промышленности безработными или полубезработными стало свыше трети рабочей силы. Вот и претендуют нынче на одно рабочее место в среднем по стране 30 граждан, а в западных областях - по 100-330 человек.
Отдельный блок доклада был посвящен проблеме развития социального партнерства на четырех уровнях - национальном, региональном, отраслевом и производственном. В минувшем году были зарегистрированы 70 отраслевых и 27 региональных соглашений. На производственном уровне треть работников не охвачена коллективными договорами, причем больше всего г-на Саханя здесь возмущает то, что местные отделения Минюста берут за регистрацию колдоговоров плату в виде процента от фонда зарплаты, а профсоюзы не выступают за смену директоров, не платящих зарплату (зато в Киевской госадминистрации им намерены устраивать очные ставки с прокурором).
Однако ни на самом «балу», ни на других мероприятиях такого же или даже более высокого ранга не обсуждается необходимость коренной реформы системы управления отношениями между работодателями и наемными работниками в вопросах оплаты труда. Во-первых, при переходе к рыночной экономике произошло резкое расхождение в мотивациях управленческого персонала и трудовых коллективов: работников интересуют зарплата и рабочие места, а администрацию - контроль над производством и личные доходы. Во-вторых, в условиях отсутствия эффективного собственника и ослабления госконтроля хрупкое равновесие взаимоотношений типа «мы все в одной лодке» было нарушено в пользу администрации.
Следствие не замедлило себя ждать: долги по зарплате резко пошли вверх ввиду растаскивания руководителями денежных средств через посредников и бартерные операции. И при этом - полное управленческое бессилие властей. Более того: прекрасно зная, куда исчезают деньги, они пересылают особенно «буйным труженикам» мешки с деньгами, покрывая проворовавшуюся администрацию (возможно, и не бескорыстно?).
Так возник парадокс: появились рынки товаров, услуг, ценных бумаг, но не рабочей силы. В итоге отношения между предпринимателем и работником сохранились даже не социалистические, а рабовладельческие, в виде бесплатного труда. Тем самым дезориентируется и система управления предприятием, ибо менеджеры не просчитывают бизнес-риски с точки зрения затрат на персонал. Где же выход?
Поскольку при построении рыночных отношений речь не может идти о восстановлении системы госуправления, то альтернативу ей могут создать только сами работники. Именно они способны организовать тотальный контроль за соблюдением предпринимателем обязательств не только в части оплаты труда, но и всех условий колдоговора. В принципе это можно делать через судебную систему, но тут в дело вступает наша специфика. С одной стороны, у постсоветского работника не сложился соответствующий психологический стереотип: ведь в прежние времена ввязываться в судебные разбирательства было последним делом. С другой - в условиях экономического кризиса и растущей безработицы у предпринимателя есть очень мощный рычаг давления на бунтующего наемника в виде увольнения.
Поэтому необходимо создать такие организационные условия, которые дадут возможность работнику твердо отстаивать свои позиции. Этому может способствовать идея возрождения советов трудовых коллективов или, на западный манер, наблюдательных советов, независимо от формы собственности. Но тогда нужно принять соответствующий закон либо внести правки в КЗоТ. Не стану здесь расписывать функции такого совета, так как и в Минсоцтруде, и в профсоюзах имеются сообразительные люди.
Большой раздел доклада посвящен был проблемам внедрения пенсионной реформы, но это - не менее сложная тема, которой пришлось бы посвятить минимум еще столько же строк. Назову лишь две цифры: на начало текущего года недоимка в Пенсионный фонд составила 3,57 млрд. грн., а общее число пенсионеров в Украине стремительно приближается к 15 млн. Это означает, что через некоторое время оно сравняется с числом потенциально работоспособных. Решить подобную коллизию без существенного сокращения претендентов на госсодержание путем немедленного повышения пенсионного возраста и ликвидации подавляющего числа льгот невозможно. Украина слишком бедна и слишком отстала по своему технологическому развитию (потому-то у нас и много вредных производств!), чтобы позволить себе сохранить социалистическое нахлебничество. Ну а западные стандарты нам и вовсе не по плечу. Единственное, что нам по плечу, - это покончить с бесчисленными льготами и на сей основе - с бесхозяйственностью и коррупцией в органах соцобеспечения, о которых столь красочно рассказывал Иван Яковлевич.