UA / RU
Поддержать ZN.ua

МВФ опять возглавил француз

Так сложилось, что на сегодняшний день почти все международные финансовые организации (за исключе...

Автор: Юлия Загоруйко

28 сентября с.г. совет директоров Международного валютного фонда единогласно избрал нового управляющего директора. Им стал 58-летний , бывший министр финансов и бывший кандидат на пост президента Франции. «Я намерен немедленно начать претворять в жизнь реформы, которые необходимы МВФ», — пообещал новоизбранный глава 1 октября на своей первой пресс-конференции в Париже. К исполнению своих новых обязанностей г-н Стросс-Кан приступит с 1 ноября 2007 года.

Традиции — незыблемые, проблемы — вечные?

Выборы руководителя МВФ состоялись на два года раньше запланированного срока. Поскольку в конце июня действующий директор МВФ испанец Родриго Рато неожиданно для всех объявил о своей будущей отставке, в которую собрался сразу же после ежегодного собрания МВФ и Всемирного банка в октябре 2007-го. Причиной отставки, по версии Рато, стали семейные обстоятельства, а именно — желание заняться воспитанием и образованием трех детей, проживающих в Испании. Подивившись столь необычной для финансовых кругов мотивировке, заинтересованные стороны направили все усилия на поиски нового кандидата. Они были недолгими, а реальным кандидатом в конечном итоге оказался всего один претендент.

По сложившейся еще с конца 40-х годов прошлого века традиции, высшие посты в двух главных финансовых институтах мира делят между собой США и Европа: МВФ возглавляет европеец, Всемирный банк — американец. Соединенные Штаты, без проблем возведя летом на пост главы ВБ бывшего заместителя госсекретаря Роберта Брюса Целлика, решили в этот раз не выказывать особой заинтересованности в европейских торгах. Хотя, имея почти 17-процентную долю в уставном фонде МВФ, они всегда могут вмешаться и заблокировать любое предложение европейских коллег. Как, собственно, это уже случалось в 2000-м, когда согласованную в Европе кандидатуру заместителя министра финансов Германии Кайо Кох-Везера в Америке посчитали недостаточно весомой.

Две последние процедуры избрания главы МВФ проходили непросто. В 2000 году Германия, дабы не упустить свой редкий шанс на столь высокое международное кресло, предложила Хорста Келлера, возглавлявшего в то время Европейский банк реконструкции и развития. Келлер, кстати, тоже покинул руководящую должность МВФ раньше срока в связи с выдвижением на пост президента Германии. Именно при избрании его преемника в 2004-м возникли первые разногласия между странами — членами фонда относительно принципов избрания главы МВФ.

Группа оппозиционеров в составе 11 крупных развивающихся стран хотела сделать процесс более прозрачным и демократичным, ввести ротацию между странами-акционерами. О такой необходимости, кстати, неоднократно говорил известный экономист, нобелевский лауреат Йозеф Стиглиц. Он считал, что акционерам МВФ стоит обратить внимание на кандидатуры финансистов из развивающегося мира.

Однако порядок остался прежним. В 2004-м европейцы поддержали кандидатуру Родриго Рато, бывшего вице-премьера, министра финансов и министра экономики Испании. Европейских «тяжеловесов» — Францию и Германию, считавших квоту главы МВФ практически «своей», — кандидатура испанца в восторг не привела. Но, уступая общему мнению коллег по Евросоюзу, они согласились, что заслуги Рато в экономическом реформировании Испании дают ему право применить свои таланты в МВФ.

Однако за три директорских года г-ну Рато не удалось поднять изрядно пошатнувшийся имидж МВФ. Он принял фонд в далеко не лучшем состоянии. И причина не только в том, что его предшественник Хорст Келлер оказался не самым успешным директором-распорядителем. Проблемы мировой экономики уже давно «переросли» мандат, полученный МВФ в момент его создания.

В 1944 году мировые лидеры, собравшись на Бреттон-вудскую конференцию, приняли решение о создании двух финансовых инсти­тутов, призванных регулировать экономику мира. К такому шагу их вынудили последствия кризиса 30-х годов ХХ столетия, который показал, что слепое следование политике сбалансирования бюджетов любой ценой приводит к росту безработицы, политической нестабильности и даже к развязыванию войн. Финансовая элита мира увидела ключ к «светлому будущему» в философии Джона Мейнарда Кейнса. Тот считал, что глобальному капитализму для выживания необходимы периодические интервенции со стороны государства.

Последующие 30 лет МВФ прилежно следовал советам Кейнса. Но стал успешным финансовым институтом благодаря не столько этой теории, сколько глобальному экономическому росту, который по показателям превзошел предыдущие десятилетия.

В начале 80-х МВФ интеллектуально «оккупировала» группа рыночников. Курс фонда был существенно откорректирован. Финансовые вливания правительств с целью предотвращения спада экономик уже не поощрялись. Вместо этого МВФ стал предоставлять кредиты беднейшим странам, но с условием, что их правительства сведут к минимуму свое вмешательство в экономику — путем снижения государственных расходов и приватизации ключевых секторов. Процесс был скромно назван структурными реформами.

Результаты такой «корректировки» оказались плачевными. Страны, тщательно следовавшие рекомендациям МВФ, пережили десятилетие экономического спада и социальных потрясений. Тогда как страны с устойчиво высоким ростом экономики, отказавшись от услуг фонда, выжили благодаря собственной политике здравого смысла. В качестве примера эксперты часто приводят постсоветские страны, для которых рыночный фундаментализм оказался не меньшей катастрофой, чем советская «антирыночная» система.

Собственно, никто не спорит, что рынок — это важнейший элемент генерирования социального богатства. Однако процветать он может только при наличии сильного государства, при взвешенных интервенциях и регулировании со стороны последнего. Что, собственно, и демонстрируют преданные «рыночному либерализму» Соединенные Штаты, где существуют многочисленные институты, защищающие граждан и даже сам капитализм от разрушающих тенденций рынка.

Наивно было бы полагать, что за три года даже такой талантливый экономист, каким считали Родриго Рато, смог бы разрешить фундаментальные проблемы МВФ. Для структурной перестройки фонда, если ей суждено состояться, понадобится гораздо больше времени и усилий.

Вопрос на повестке дня отнюдь не праздный и не новый: сможет ли возродить былое величие фонда его новый управляющий директор Доминик Стросс-Кан? И хотя на первой своей пресс-конференции он поспешил заявить, что «главные цели существования МВФ остаются прежними и нет смысла их менять», а сам он намерен провести лишь «реадаптацию курса», трудно поверить, что столь опытный финансист не понимает всю серьезность ситуации, в которой оказался фонд.

Кадровая реформа и российская игра

Главная миссия МВФ — обеспечение финансовой стабильности во всем мире. Фонд призван содействовать росту экономики входящих в него государств, увеличению занятости, развитию торговли, оказывать финансовую помощь развивающимся странам. Однако сейчас этот институт, по словам самих представителей МВФ, сам находится на грани выживания.

Функция МВФ как кредитора, который работает по принципу «деньги и предписания в одном пакете», все меньше востребована развивающимися странами. Крупные державы с растущей экономикой в деньгах и советах Фонда практически не нуждаются. Например, те же Россия и Китай обладают золотовалютными резервами, существенно превышающими размер капитала МВФ.

Для возрождения былого влияния фонду, очевидно, следует переориентироваться из «закрытого клуба богатых правителей» в открытую международную организацию. Для этого, в первую очередь, придется предоставить больше полномочий странам третьего мира в рамках МВФ и, естественно, пересмотреть систему квотирования.

Квота каждой из 186 стран — членов МВФ рассчитывается на основании данных о ВВП и золотовалютных резервах по специальной формуле и вносится в фонд в национальной и конвертируемой валюте. Самыми крупными акционерами МВФ являются США — 16,8%, Япония — 6,1, Германия — 5,88, Великобритания и Франция — по 4,86%. Суммарная квота Евросоюза составляет 33%, что позволяет ему совместно с США диктовать условия при принятии решений.

В июле, когда началось обсуждение кандидатуры на пост главы МВФ, представители Австралии, Бразилии и ЮАР предложили отказаться от назначений на ключевые посты по географически-национальному принципу. Их поддержала Великобритания. Польша, не мешкая, предложила в кандидаты своего бывшего министра финансов и премьера Марека Белку, но в последний момент сняла его кандидатуру.

Попытка не удалась. Предло­жение об изменении принципов выдвижения кандидатов на пост главы МВФ осталось без ответа. Единственным кандидатом от Европы стал выдвиженец Франции Доминик Стросс-Кан, которого изначально поддерживали и США. Но министры финансов ЕС пообещали, что в следующий раз на вакантное место главы МВФ будут искать претендента за пределами Европы.

Перед избранием г-н Стросс-Кан нанес визит «доброй воли» в Москву, где встретился с управляющим МВФ от России — вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным. Но, несмотря на это, другой российский чиновник — исполнительный директор МВФ Алексей Можин поспешил заявить, что французский кандидат «не идеален» и «ничто в его биографии не говорит о том, что он обладает техническими знаниями, необходимыми для руководства фондом». Поэтому со стороны России впервые был выдвинут собственный альтернативный кандидат.

Им оказался вовсе не россиянин, а чех Йозеф Тошовский, бывший глава центробанка Чехии, в 1997—1998 годах — премьер-министр, а последние семь лет — директор Института финансовой стабильности при Банке международных расчетов в Базеле.

Инициатива России исходила непосредственно от А.Кудрина и была призвана продемонстрировать, что Россия наравне с США и Евросоюзом способна играть собственную игру в МВФ. Правда, пока не сложилось. Кандидатуру Тошовского не поддержали ни ЕС, ни США, ни страны Африки. Более того, его не поддержала сама Чехия. Официальная Прага заявила, что присоединяется к солидарной поддержке кандидата от ЕС, а чешские журналисты написали, что российский минфин оказал чешскому банкиру «медвежью услугу».

Вдобавок ко всему, появились слухи, что в свое время Йозеф Тошовский сотрудничал с советскими спецслужбами. А принципиальные противники идеи альтернативного кандидата обвинили Москву в том, что она пытается поссорить старую и новую Европу и надавить на Чехию в вопросе «неразмещения» системы ПРО США.

Ответное слово взял вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. В статье, которую опубликовала 1 октября газета Financial Times, он объяснил, что шаг России по выдвижению альтернативного кандидата был продиктован желанием начать структурную перестройку в МВФ и отказаться от существующей практики избрания руководителя по национальному признаку. По мнению Кудрина, «нам это удалось». Российский министр не преминул предупредить: если новому исполнительному директору МВФ не удастся претворить в жизнь декларируемую программу, то «России придется забыть об МВФ как о серьезном глобальном институте, регулирующем международную финансовую сферу».

На это уже избранный управляющим директором Стросс-Кан заявил, что для решения проблемы справедливого представительства в МВФ Европе и России придется расстаться с частью своих квот в пользу развивающихся стран. Он признал также, что «в настоящее время нет единого мнения о том, каким образом должны рассчитываться квоты участников», но выразил уверенность, что проблема будет решена.

В России заявление Стросс-Кана о квотах восприняли как «месть» нового главы МВФ за выдвижение альтернативного кандидата. Поскольку квота России — 2,78% — не идет ни в какое сравнение с квотами европейских «тяжеловесов», являясь всего лишь десятой по величине. И если перерасчет квот действительно состоится, то Россия рискует оказаться во второй десятке и лишится возможности влиять на принятие решений.

Угрозы Кудрина о возможном отказе от услуг МВФ не так уж утопичны. В 90-е годы прошлого столетия Россия числилась крупным получателем средств фонда. Его специалисты активно анализировали программу экономических реформ российского правительства. Но уже в начале 2000-х, благодаря росту притока нефтедолларов, Россия, увеличив валютные резервы, смогла досрочно рассчитаться с долгами МВФ.

Однако многие российские эксперты считают, что грядущее сокращение российской квоты в МВФ — это не только попытка приструнить страну, попытавшуюся продемонстрировать собственные амбиции. Более веским основанием может быть относительное уменьшение российской экономики. Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг объяснил в «Независимой газете», что «хотя мы и гордимся своим экономическим ростом, но на фоне таких быстроразвивающихся стран, как Китай или Индия, России, по большому счету, хвастаться особо нечем». Удельный вес России в мировом ВВП составил в 2006 году всего 2,5%...

Заявления и обещания

То, что мировая валютная система требует реформирования, а значит, назрела потребность реформ в МВФ, понимает и новоизбранный глава фонда. Вступая на пост, Доминик Стросс-Кан, кроме благодарности за оказанное доверие, заявил, что готов к «предстоящей тяжелой работе по восстановлению как актуальности, так и легитимности организации». Удастся ли ему это — покажет время. Хотя послужной список нового главы МВФ производит впечатление.

Возглавляя министерство финансов в правительстве социалистов в 1997—1999 годах, г-н Стросс-Кан добился снижения дефицита бюджета, подготовил Францию к введению единой евровалюты и имел непосредственное отношение к частичной приватизации компаний Air France и France Telecom. В 1999-м он ушел в отставку из-за обвинений в получении финансовой благодарности от коммерческих компаний. Но уже в 2001-м по всем обвинениям был полностью оправдан. В 2006 году Стросс-Кан пытался поучаствовать в президентской кампании, но социалистическая партия отдала предпочтение другому кандидату — Сеголен Руаяль, которая в мае 2007-го потерпела поражение на президентских выборах.

Парадоксально, но факт: главным лоббистом в продвижении социалиста Стросс-Кана в МВФ был французский президент Николя Саркози. Несмотря на то, что Доминик Стросс-Кан и сегодня является одной из ключевых фигур социалистической партии, а во время избирательной кампании жестко критиковал кандидата от консерваторов, говоря об опасности, которую он представляет для страны.

Кстати, именно Стросс-Кан, будучи в правительстве социалиста Лионеля Жоспена, законодательно закрепил во Франции 35-часовую рабочую неделю. Саркози пытается сегодня добиться отмены этой нормы, чтобы начать процесс оживления экономики. Тем не менее «благородный» Саркози назвал назначение Стросс-Кана в МВФ «победой французской дипломатии». А Стросс-Кан отдельно благодарил президента за оказанную честь и поддержку. Французы, как видим, национальные интересы отстаивают единым фронтом, независимо от политической окраски и внутренних разногласий.

Итак, Международный валютный фонд опять оказался во «французском» управлении. За 61 год существования организации французы руководили Фондом суммарно более 30 лет. Из восьми исполнительных директоров МВФ всего трое представляли Францию, но сроки их пребывания «у власти» были наиболее продолжительными: Швайцер (1963—1973), Ларозьер (1978—1987), Камдессю (1987—2000).

Так сложилось, что на сегодняшний день почти все международные финансовые организации (за исключением, разве что, Всемирного банка) возглавляют представители Франции: Всемирную торговую организацию — Паскаль Лами, Европейский центральный банк — Жан-Клод Трише, Европейский банк реконструкции и развития — Жан Лемьер. Может быть, действительно, французы — лучшие финансисты в мире? Или лучшие лоббисты?