Когда Бекои Скхакхане нужна вода, ей приходится тратить четыре часа на то, чтобы наносить ее ведрами из реки. Для того чтобы ее вскипятить, нужно насобирать хворост и развести огонь. По вечерам единственным источником света в хижине служат огарки свечей. Но зато когда Бекои хочет поговорить со своим мужем, который работает на фабрике в Йоханнесбурге, в 400 километрах от родного селения, она достает мобильный телефон.
Несколько лет назад инвестировать в развитие мобильной связи на континенте, большинство населения которого живет на менее чем два доллара в день, никто не хотел. Более того, когда Алия Контех, местный предприниматель, в 1990-х годах начал создавать свою собственную сеть, ни одна иностранная компания не согласилась поставлять вышки в аэропорт Киншасы, столицы охваченного гражданской войной Конго. Тогда их начали монтировать на месте, сбивая из деревьев пирамиды и при помощи веревок водружая на них спутниковые тарелки. В продаже появились бывшие в употреблении трубки, в среднем по цене 50 долл. за штуку, а одним из самых популярных пакетов стала пятиминутка, которая обходится своему владельцу в 1,9 долл. в месяц.
В результате количество пользователей мобильной связью в Африке увеличилось с 7,5 млн. человек в 1999 году до 76,8 млн. в 2004-м. Средние темпы роста составляют 58%, тогда как Азия, которая является вторым из самых быстрорастущих рынков, может похвастаться только 34%.
По числу фиксированных линий телефонной связи Африка уступает даже Монголии, и роскошь пользоваться стационарным телефоном имеет лишь один из 33 человек. А вот мобилки есть уже у каждого одиннадцатого, и доля пользователей мобильной связью растет фантастически быстрыми темпами. Более того, мобильная связь не только существенно облегчает жизнь бедного африканского населения, позволяя, например, вызвать «скорую помощь» в отдаленную деревню, но и служит мощным экономическим двигателем. Теперь по мобилке местные охотники, не умеющие написать собственное имя, получают заказы на свежую дичь и рыбу, а их жены — на экзотические травы и коренья, которые они доставляют непосредственно клиентам.
Самым главным препятствием на пути развития мобильной связи на континенте является крайне скудная электрификация. Для того чтобы зарядить свой телефон, Бекои, например, вынуждена 30 километров добираться до ближайшей бензозаправки. А в соседней деревне местный 25-летний бизнесмен решил эту проблему по-другому — купил старый автомобильный генератор. И теперь он за 80 центов заряжает чужие мобилки. Своими бизнесовыми успехами парень доволен чрезвычайно: менее пяти клиентов в неделю у него не бывает. А это, по местным меркам, более чем приемлемый показатель.