UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИРОВОЙ ТУРИЗМ: ВЫЖИВАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ

В Лондоне открылась одна из крупнейших ежегодных туристических ярмарок — «Мировой рынок путешествий»...

Автор: Максим Череда

В Лондоне открылась одна из крупнейших ежегодных туристических ярмарок — «Мировой рынок путешествий». В ее рамках проходила и конференция аналогичного направления. Начало этого форума ничего хорошего не предвещало — его участники вынуждены были заниматься оценкой перспектив своего бизнеса в свете очередной американской авиакатастрофы — аварии аэробуса American Airlines, рухнувшего на жилые кварталы Нью-Йорка. Все были согласны с тем, что их и без того достаточно мрачные прогнозы теперь будут выглядеть еще менее привлекательно.

Индустрия туризма не знала ничего подобного с той поры, как ее признали независимым бизнесом. Наибольший удар она понесла, разумеется, в Америке, где страхи населения перед возможным экономическим спадом и террористическими актами практически опустошили самолеты. И это несмотря на резкое сокращение авиарейсов, произведенных компаниями после сентябрьских событий, — авиаперевозчики используют в настоящее время не более четырех пятых своего воздушного флота. Однако и теперь их самолеты заполнены в среднем всего лишь на две трети. В то же время, по словам вице-президента по вопросам маркетинга отделения гражданской авиации компании Boeing Рэнди Бейселера, для того чтобы авиационные компании были рентабельны, средняя заполняемость их воздушных судов должна составить не меньше 88 процентов. Поэтому неудивительно, что одна из таких компаний, America West, недавно обратилась за гарантированной ссудой, которая согласно специальному государственному плану, принятому в США после событий 11 сентября, должна спасти ее от банкротства. В целом же убытки авиакомпаний в Соединенных Штатах в текущем году должны составить более 7 млрд. долларов.

Для самого крупного американского перевозчика, American Airlines, последняя катастрофа — третья за последние два месяца — стала особенно жестоким ударом. И он был нанесен тогда, когда эта компания вместе с другими отчаянно пыталась начать широкомасштабную акцию по снижению цен на авиабилеты, надеясь за счет этого привлечь пассажиров. Теперь это вряд ли поможет: предварительные оценки экспертов свидетельствуют о том, что авиакомпании входят в длительный период неопределенности. Катастрофа А-300 еще более убедила американцев воздержаться от пользования воздушным транспортом во избежание стать жертвами новых терактов.

Незадолго до последней нью-йоркской трагедии Американская ассоциация туристической индустрии (TIA) выступила с оптимистическим прогнозом. Согласно ее данным, падение объемов туристического бизнеса в один из самых популярных у американцев праздников — День благодарения (последний уикэнд ноября) не должно было превысить шести процентов по сравнению с прошлогодними показателями. Однако авария аэробуса в Нью-Йорке уменьшила оптимизм аналитиков. И главной причиной этого стал перенос на неделю начала широкой рекламной кампании (стоимостью в 20 млн. долларов), призванной убедить американцев продолжать жить привычной жизнью и путешествовать, не опасаясь за свою безопасность.

Как оказалось, такой пессимизм был обоснованным. Закончившиеся праздники, во время которых в Америке происходит самая большая миграция в году, показали: количество авиапассажиров нынче сократилось по сравнению с прошлым сезоном на 27 процентов.

По некоторым данным, катастрофа лайнера American Airlines случилась именно тогда, когда в индустрии туризма стали намечаться серьезные признаки возрождения. Последнее исследование TIA продемонстрировало повышение доверия граждан к безопасности путешествий: количество американцев, готовых отправиться на отдых в ближайшие полгода, достигло наивысшего после трагедии 11 сентября показателя. Многие из них были привлечены существенными скидками, на которые вынуждены были решиться гостиницы и авиакомпании, чтобы хоть как-то поддержать свой бизнес. Сегодня, остановившись на сутки в американском отеле Holiday Inn, вы можете рассчитывать на получение возможности провести в нем вторые сутки бесплатно. Даже высококлассные гостиницы, вроде нью-йоркских Plaza или Carlyle, имеют сегодня так называемые «специальные предложения», то есть сбрасывают цены до уровня, приемлемого для потребителей. А для жителей Калифорнии слетать в Лас-Вегас стоит сегодня вообще смехотворную сумму — двадцать (!) долларов (за девятнадцать — туда и за один — обратно). Расходы взяли на себя многочисленные казино и клубы этого города, надеясь хотя бы этим привлечь посетителей.

За пределами Североамериканского континента наиболее пострадавшими выглядят мусульманские государства. Представители туристического бизнеса из Стамбула говорят, что количество иностранных туристов, посещающих Турцию этой осенью, уменьшилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А число иностранцев, отменивших посещение Индонезии за месяц, прошедший после 11 сентября, достигло 1,3 млн. человек. Что же касается Египта, то интерес к нему со стороны западных туристов в настоящее время ниже, чем даже к Белоруссии.

Неудивительно поэтому, что мольба о помощи индустрии туризма со стороны правительств становится все громче и громче. И кое-где она уже услышана. Тот же Египет объявил о предоставлении за счет государства чартерных авиарейсов для иностранных туристов по специальной цене, а Мексика решилась на отмену налога с оборота для туристических компаний.

Однако некоторые специалисты в сфере индустрии туризма весьма обеспокоены опасностью негативного побочного влияния этих мер на отрасль в целом. К примеру, глава компании Thomson Travel Group, входящей в крупнейшую туристическую корпорацию Preussag, заявил на конференции, что он против предоставления государственной помощи тем фирмам, которые и до сентябрьских событий находились под угрозой банкротства, а сейчас пытаются воспользоваться ситуацией и получить дотации правительства, не имея на это особых оснований. Впрочем, мелкие туристические фирмы не спасет, похоже, даже государственная поддержка. Сегодня владельцы круизных судов и роскошных отелей предлагают свои услуги по ценам, меньшим даже себестоимости, и их более слабые конкуренты вскоре просто будут вытеснены с международного рынка.

Ну а когда слабые попадают в затруднительное положение, вокруг них сразу начинают кружить «финансовые акулы». Поэтому в ближайшие тяжелые месяцы, судя по всему, в некоторых областях индустрии туризма следует ожидать громких слияний и поглощений одними компаниями других. Генеральный секретарь Мировой организации туризма Франческо Франжиали считает, что в таких сферах, как организация комплексных туров (с использованием нескольких видов транспорта и предоставлением различных видов обслуживания) для европейцев, подобные процессы могут происходить, несмотря даже на существенные ограничения на них со стороны антитрастового законодательства.

Осознавая это, туристическая корпорация Leading Hotels of the World, со штаб-квартирой в многострадальном Нью-Йорке, разработала план защиты своих 380 независимых гостиничных комплексов класса «люкс» от когтей крупных финансовых хищников. Ее исполнительный директор Уэлф Эбелинг пояснил, что корпорация заключила договор об опеке с крупной частной акционерной компанией и другими инвесторами. Согласно этому договору, члены корпорации, попавшие в затруднительное положение, могут рассчитывать на получение срочной финансовой помощи, что позволит им пережить тяжелые времена.

Итак, пока что практически все туристические компании пытаются выжить, максимально снижая стоимость своих услуг, заверяя потенциальных клиентов в безопасности путешествий и убеждая поставщиков в необходимости придерживаться разумной и гибкой ценовой политики. Придет новое лето — и для туристического бизнеса, возможно, опять наступят ясные дни. В прошлом индустрия мирового туризма не раз уже переживала тяжелые времена, проявляя необычайную живучесть и способность к возрождению. И в этом она должна быть благодарна человеческой природе, ведь все мы просто не можем жить без путешествий.