Каждые два года Европейский банк реконструкции и развития готовит новую стратегию для каждой из своих 27 стран операций. Новой она называется в достаточной степени условно, поскольку кардинальных изменений, как правило, не происходит — скорее, корректируются основные направления деятельности Банка в зависимости от глубины реформ и внешней ситуации. Тем не менее документ готовится достаточно тщательно, в тесных консультациях не только с правительствами стран, но и — в духе веяний нового времени для всех международных финансовых организаций — в контакте с так называемым гражданским обществом.
В начале нынешнего сентября новая Стратегия ЕБРР в Украине будет обсуждена и принята Советом директоров. Так что у нас еще есть время более подробно поговорить о ее основных положениях. Пока же следует остановиться на некоторых моментах, связанных с особенностями международной ситуации, которые несомненно окажут влияние на принятие нового документа.
Основная черта мировых экономических процессов последнего времени — отсутствие четкой динамики развития ведущих стран и экономических блоков. И это несмотря на то, что базовый прогноз на 2002 год предусматривает рост мировой экономики почти на 3%.
Например, в США, несмотря на начавшееся оживление конъюнктуры, доминирующим фактором остается так называемый синдром Энрона—Андерсена, и он ставит под вопрос устойчивость экономического оживления. Рост ВВП США прогнозируется всего лишь на уровне 2,5—2,7% в нынешнем году и на 3,4% — в следующем (инфляция на уровне соответственно 1,4 и 2,4%).
Правда, заметно ослабевший доллар может в ближайшей перспективе несколько улучшить положение американских экспортеров. В середине июня доллар опустился по отношению к евро на самую низкую за последние полтора года отметку, почти достигнув соотношения 1:1, что не в последней мере объясняется нервозностью инвесторов в связи с возможным продолжением терактов в США.
Однако доверие инвесторов к фондовым рынкам существенно подорвано, в результате чего практически сошел на нет процесс капитализации ведущих компаний за счет эмиссии акций. Вывод главного экономиста ЕБРР Уильяма Буйтера в отношении разразившегося на Западе кризиса корпоративного управления — «Капитализм зиждется не только (и не столько. — Ю.П.) на силе закона, но и на культуре доверия» — во всей полноте применим и к странам с переходной экономикой. То, что они строят, должно базироваться не только на законах и рыночных принципах, но и на развитии и углублении новой культуры корпоративных отношений (между акционерами, между акционерами и менеджерами, между компанией и государством, между компаниями и регулирующими органами, между компанией, личностью и государством, наконец). Это — самый проблематичный аспект переходного периода, и быстрых перемен здесь ждать не приходится.
В еврозоне ситуация если и лучше, то ненамного. По-прежнему слаба экономика Германии — здесь рост, скорее всего, не превысит 1% в этом году. Хотя в целом в Европе ожидается скромное оживление (рост ВВП на уровне 1,3% в нынешнем и 2,9% в 2003-м), сгущаются тучи над целым рядом ведущих компаний. То тут, то там вспыхивают очередные корпоративные скандалы, лихорадит фондовый рынок. Так, в пятницу 12 июля акции на Лондонской бирже находились на самом низком уровне за последние пять лет. Инвесторы — как крупные, так и мелкие — в отчаянии: одних тревожит наступление длительного «медвежьего» периода (то есть рынка, где доминируют понижающие тенденции), а других — судьба сбережений и пенсионных взносов, инвестированных, не в последнюю очередь с помощью заботливого государства, в акции всевозможных компаний. По всей Европе, которая быстрее других континентов стареет в демографическом плане, наиболее тревожным и актуальным является вопрос реформы пенсионной системы.
Слабыми и хрупкими выглядят первые признаки экономического оздоровления в Японии. Лишь в 2003 году там ожидается положительный прирост ВВП в 0,8%. И это на фоне дефляции. По-прежнему наиболее слабым звеном остается банковский и финансовый сектор. Там как не было, так и нет серьезных структурных изменений.
Что же происходит на так называемых «новых рынках»? Картина еще более неоднозначная.
В Латинской Америке «звездой» по-прежнему остается Аргентина, объявившая дефолт по долгу в 100 млрд. долл.. Несмотря на продолжающиеся переговоры с МВФ о помощи, конца ухудшению ситуации здесь не видно. Плохо настолько, что на горизонте маячит вопрос о дефолте в отношениях с МВФ и Всемирным банком. Страна, совсем еще недавно подававшая пример всем остальным переходным экономикам, сегодня скатилась до уровня отсталых государств третьего мира. Ее пример становится заразительным для Уругвая и Бразилии, где также налицо признаки кризиса.
Азия по-прежнему удивляет своей сопротивляемостью. Рост в этом регионе почти восстановился (ожидается до 6% в 2002 году), а Китай, несмотря на рост госдолга, продолжает привлекать в огромных масштабах зарубежные прямые инвестиции и расширять свой глобальный экспорт, в основном, дешевого ширпотреба.
Ценовые же перспективы по основным мировым товарным позициям пока таковы, что от преобладающих тенденций выигрывают лишь страны-экспортеры нефти, в том числе Россия, Казахстан и Азербайджан: цена на нефть, даже несмотря на некоторое ее снижение в последние недели, остается по-прежнему на высоком уровне (25—26 долларов за баррель). Экспортерам же остальных видов сырья, в том числе черных и цветных металлов, надеяться на серьезное усиление мирового спроса и, соответственно, цен в ближайшее время не приходится.
В контексте таких неустойчивых тенденций основные политико-экономические усилия в мире направлены на решение ряда насущных проблем.
Европа решительно настроена до конца нынешнего года завершить переговоры с десятью странами-кандидатами с тем, чтобы они как полноправные члены приняли участие во всеевропейских выборах-2004. Это заставляет всю машину Евросоюза функционировать с чрезвычайным напряжением и лишний раз высвечивает, насколько сложны вопросы, которые предстоит переварить новому Европейскому сообществу.
Международные финансовые организации озабочены проблемами растущей в глобальном измерении бедности, а также неминуемого дефолта ряда крупных стран-должников. В этом контексте «большая семерка» согласилась направлять в виде грантов беднейшим странам не 5% ресурсов Всемирного банка, а 18—21%.
Интересно, что между двумя неразлучными братьями, МВФ и Всемирным банком, вспыхнул на прошлой неделе почти личностный конфликт. Он связан с непрекращающейся интеллектуальной перепалкой между экономическими элитами двух МФО, что связано с деятельностью бывшего главного экономиста ВБ и лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица. Последний открыто критиковал МВФ в своих выступлениях и посмеивался над его экономистами, которые «удобно устраиваются в пятизвездочных гостиницах столиц третьего мира», а с высоты «этих люкс-отелей можно бездушно навязывать (странам. — Ю.П.) такую политику, о которой задумался бы дважды, если бы лично знал людей, чьи жизни она разрушает». МВФ болезненно реагирует на подобного рода критику и уже даже переходит на личности, критикуя деятельность того же Стиглица во время азиатского финансового кризиса 1997—1998 гг.
МВФ между тем озабочен разработкой международных процедур банкротства для государств типа Аргентины. Кредиторы в рамках Парижского клуба согласились в прошлом — начале этого года реструктуризовать долги таких стран, как Украина, Грузия, Югославия и Киргизстан. В недалекой перспективе некоторые из наиболее задолжавших государств СНГ (Молдова, например) собираются также обратиться в Парижский клуб, поскольку практически не смогут обслуживать свой внешний долг.
Заметен прогресс в присоединении стран с переходной экономикой ко Всемирной торговой организации. Там уже 14 стран операций ЕБРР, а 10, включая Россию и Украину, находятся в процессе активных переговоров. Украина весьма обещающе оценивает перспективу присоединения к ВТО уже в начале следующего года, что несомненно придаст ей гораздо больше веса в международном контексте.
На общем весьма вялом и противоречивом фоне мировой экономики положение стран с переходной экономикой (то есть стран, в которых оперирует ЕБРР) выглядит весьма и весьма неплохо. Хотя общие темпы роста в прошом году несколько снизились, регион по-прежнему находится в авангарде. Средний темп роста в 4,3%, достигнутый в регионе, превосходил аналогичные показатели не только для развивающихся, но и для развитых стран.
По имеющимся прогнозам, регион останется лидером — хотя с заметно более низкими темпами роста — и в нынешнем году. Так, в Центральной и Восточной Европе темпы роста замедлятся с 4 до 2,6% в 2002 году, в то время как в СНГ средние темпы роста снизятся лишь до 3,8%. При этом по-прежнему высокими они будут оставаться в таких крупных странах, как Казахстан (7,6%), Украина (4%) и Россия (3,5).
ЕБРР отмечает, что практически во всех государствах региона наблюдался заметный прогресс в реформах и приватизации, что стало неким подспорьем экономическому подъему. Было лишь несколько исключений — Беларусь, Туркменистан, Узбекистан и — как ни странно — Польша. Недавняя любимица международных финансовых организаций, она основательно погрязла в фискальных проблемах. При ожидающемся дефиците госбюджета в 6% и существенном ослаблении злотого какие бы то ни было надежды этой страны на присоединение к евро отодвигаются на далекую перспективу.
По мнению ЕБРР, в Польше, Чешской Республике, ряде других центральноевропейских стран крупные фискальные и внешнеторговые дисбалансы в значительной степени ограничивают свободу маневра по поддержанию внутреннего платежеспособного спроса. А значит, и по стимулированию роста. Кроме того, активное заимствование правительств в какой-то мере сужает возможности для частных инвесторов. В этом плане весьма прочная фискально-монетарная позиция в большинстве стран СНГ, включая Украину, где в среднем дефициты госбюджета не превышают 2%, делает их гипотетически гораздо более подходящими членами Европейского валютного союза.
В целом весь регион по-прежнему привлекателен для прямых иностранных инвесторов — гораздо в большей степени, чем для портфельных. Активность последних заметна лишь в России.
Что касается СНГ, то прогресс реформ в России зависит …от реформ, особенно в секторах, где правят бал естественные монополии, а также от цен на нефть. «Украина будет продолжать удивлять» достаточно сильным ростом — таков вывод экономистов ЕБРР. Не в последнюю очередь дают о себе знать результаты проведенной радикальной реформы в сельском хозяйстве и активизации инвестиционного процесса в агробизнесе. В среднеазиатских «тиграх» (Казахстан, Киргизстан), а также в Узбекистане и Туркменистане, по мнению ЕБРР, перспективы дальнейшего развития связаны с необходимостью демократизации. И с глубиной проводимых там реформ.
Интересно, что доля стран региона в общем сокращающемся объеме прямых иностранных инвестиций в мире в последние годы увеличивается. Это факт отрадный, хотя основные потоки инвестиций сконцентрированы все же в центральноевропейских странах. Что касается СНГ, то здесь стратегических инвесторов в основном привлекает нефть, другие энергоресурсы, а также — в меньшей степени — электроэнергетика. Приход реальных стратегических инвесторов в другие секторы, в особенности такие важные для Украины, как тяжелая промышленность, машиностроение, телекоммуникации, транспорт, будет зависеть от качества подготовки приватизации, формирования благоприятного инвестиционного климата, правильной и агрессивной политики внешнего «пиара» и ряда других факторов.
Однако достигнутой динамикой роста, предупреждают экономисты ЕБРР, обольщаться не стоит. Более-менее благоприятная ситуация в регионе все еще уязвима, в первую очередь, ввиду слабой конъюнктуры на Западе, а значит, и вялого спроса на экспортные товары стран региона, ввиду фискальной слабости правительств ряда стран Восточной Европы, колебаний цен на нефть и сырье. Наконец, возможна пробуксовка реформ, которую также исключать не приходится.
Естественно, что новая стратегия ЕБРР в Украине будет учитывать сложившуюся ситуацию в мире и в регионе, а следовательно, акцентировать внимание на необходимости улучшения инвестиционного климата в стране, развития малого и среднего бизнеса, проведения прозрачной стратегической приватизации, создания более благоприятных условий для развития частного сектора.
ЕБРР — основанная в 1991 году международная финансовая организация, которая призвана содействовать рыночной трансформации в 27 странах операций с акцентом на экологически «здоровых» проектах. Акционерами Банка являются 60 государств, Европейская комиссия и Европейский инвестиционный банк. Капитал — 20 млрд. евро. Странам ЕЭС принадлежит 55,12% капитала, США — 10, Японии — 8,52, странам операций — 11,78, другим акционерам — 14,58%.
Основные формы финансирования проектов: средне- и долгосрочные кредиты, инвестиции, банковские гарантии. С 1991 по 2001 гг. Банк профинансировал 677 проектов на сумму почти 15 млрд. евро. В 2000-м с приходом нового президента Жана Лемьера ЕБРР активизировал деятельность по таким основным направлениям стратегии, как развитие частного сектора, поддержка малого и среднего бизнеса, укрепление банковского сектора, развитие инфраструктуры, реструктуризация крупных предприятий, активное использование инвестиций в акционерный капитал, усиление политического диалога со сторанами операций с целью улучшения инвестиционного климата.
В 2001 году объем ежегодных операций ЕБРР достиг рекордной величины 3,65 млрд.евро, а 44% всех новых проектов были сконцентрированы в Центральной и Восточной Европе, 33% — в странах Юго-Восточной Европы и бывшего СССР и 23% — в России. После первого в истории Банка крупного убытка 1998 года (250 млн. евро) баланс 2001 года был сведен с чистой прибылью в 157 млн. евро.