Немногие из нынешних завсегдатаев Сети способны вспомнить, что первый натиск спама человечество отразило полвека назад. Чрезвычайно навязчивая рекламная кампания, которую американская фирма Hormel Foods организовала после окончания Второй мировой войны для ликвидации залежавшейся консервированной ветчины со специями (Spiced Ham), вызвала у потенциальных потребителей настоящую идиосинкразию. Реинкарнация спама, уже ставшего нарицательным обозначением всего низкосортного и назойливого, произошла в 1994 году, когда весьма немногочисленные тогда электронные почтовые ящики оказались забитыми одним и тем же предложением — Make Money Fast.
Ничего нового — каноническое предложение переписать послание энное количество раз, разослать его по новым адресам и ждать внезапного обогащения, которое обязательно свалится, но только лишь на инициатора послания. Продвинутые программисты и бедные студенты — в те времена наиболее типичные обладатели «ящиков» — отнеслись к этому предложению достаточно легкомысленно. И просто-напросто его проигнорировали. Тем самым дав «зеленый свет» виртуальной чуме, несущей колоссальную угрозу всей виртуальной коммерции.
По оценкам калифорнийской компании Postini, по состоянию на 14 января 2005 года 72% электронных сообщений по всему миру приходилось на непрошеную коммерческую электронную рассылку. В сутки это 124 млн. раздражающих посланий. В месяц — 3,5 млрд. Такая точная привязка к дате совершенно необходима ввиду стремительных темпов прироста виртуального мусора, который засоряет почтовые ящики как индивидуальных пользователей, так и крупных корпораций. Ведь еще в 2002 году спамом оказывалось каждое десятое электронное послание в США и лишь каждое пятнадцатое — в Великобритании. А уже летом 2003-го доля спама по усредненным показателям превысила 50% всего содержимого электронных почтовых ящиков.
Попытки перевести тонны спама в доллары носят весьма условный характер. Так, по данным компании Nucleus Research, каждый американский служащий тратит на его удаление в среднем по 6,5 минуты в день, что выливается в годовой ущерб в размере 874 долл. на каждого сотрудника. Альтернативные подсчеты приводят к как минимум впятеро большим показателям. В общей сложности эти прямые убытки оцениваются в 9 млрд. долл. в год. А вот общие убытки, включающие оплату за трафик, приобретение специальных программ, отсеивающих виртуальный мусор, борьбу с вирусами, а также потенциальные потери компаний, занимающихся электронной коммерцией, стремятся к показателю в 200 млрд. долл. в год. При этом прибыль, которую получают злостные распространители спама, оценивается в 1 млрд. долл. в год. А компании, поставляющие средства борьбы с ним, «наваривают» на этой «тушенке» в семь раз больше.
Как утверждают злые виртуальные языки, 90% спама производят менее чем полтораста человек, проживающих в США. Мало того, что они кормят себя и свои семьи. Они еще и обеспечивают неплохой источник дохода юристам, разрабатывающим законы, которые ограничивают распространение спама, и фирмам, специализирующимся на разработке специальных фильтров.
И все же спасение от спама вполне может стать делом рук самих «спамирующихся». Наиболее рьяные борцы за чистоту Сети предлагают отправлять антиспам по тем адресам, откуда приходят непрошеные рассылки, а также информировать о них компетентные органы. И если обычно многим из нас жалко тратить свое время на подобные акции, то в случае распространения детской порнографии, наверное, все же не стоит мелочиться.