UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Мэрский» проект журналиста Зуокаса

На прошлой неделе в Киеве побывала делегация влиятельных литовских бизнесменов во главе с мэром Вильнюса Артурасом Зуокасом...

Автор: Валерия Бондаренко
Мэр Зуокас

На прошлой неделе в Киеве побывала делегация влиятельных литовских бизнесменов во главе с мэром Вильнюса Артурасом Зуокасом. Основная цель визита — наладить конструктивное сотрудничество между литовскими и украинскими предпринимателями на муниципальном уровне в интересах обоих городов.

Мэру Вильнюса 36 лет. Городом он руководит уже пятый год — второй срок.

Мое интервью с Артурасом Зуокасом состоялось в конце прошлого года в Вильнюсе, в одном из городских кафе. Трудно было поверить, что одиноко сидящий за чашкой кофе парень в джинсах — руководитель одного из самых динамично развивающихся городов Европы. Ни тебе охраны, ни пресс-секретарей, ни просто группы поддержки. Поэтому мой первый вопрос к мэру, пожалуй, прозвучал совершенно нетактично…

— …Это вы — мэр Вильнюса Зуокас?

— Он самый. Но по специальности я — ваш коллега. Больше шести лет работал в горячих точках, а потом еще столько же — в бизнесе. Политикой активно занимаюсь с 2000 года.

— Чем объясняется такая разносторонность?

— Наверное, склонностью к разработке и реализации проектов, в основе которых лежит хорошо просчитанная, нестандартная идея, одинаково выгодная как городу, так и инвестору. Ведь одними бюджетными средствами Вильнюс не модернизируешь.

— Каковы особенности формирования городского бюджета в Литве?

— У нас города пока не имеют большой финансовой независимости. Бюджет Вильнюса эквивалентен 175 млн. евро. Главная статья поступлений — подоходный налог. Половина этих средств уходит на содержание муниципальных учреждений и т.д., еще треть тратится на соцобеспечение, далее — поддержка города в хорошем состоянии, ну а все остальное можно записать в графу «прочие расходы». Из независимых финансовых инструментов у города есть только различные сборы: парковка, штрафы. Самый оригинальный из них — наказание за распитие на улицах спиртных напитков. Половина «штрафных денег» поступает в бюджет города, другая — в госказну.

Процесс градостроительства в Литве, согласно законодательству, осуществляется на двух уровнях — областном и городском. Мэрия занимается созданием различных проектов, продуцирует идеи, планирует и утверждает разработки. Само же строительство контролирует глава обладминистрации.

— На каких принципах построена работа горадминистрации Вильнюса?

—У нас очень сильный отдел по привлечению инвестиций. Там разрабатываются проекты, которые потом реализуются по разным схемам. В этом плане успешно используем партнерство частного и общественного капиталов.

Например, сейчас заканчиваем строительство нового дворца спорта на 10 тысяч зрителей. При этом мы бесплатно выделяем предпринимателям в аренду землю. Но взамен права на застройку предлагаем конкретный инвестпроект. Спорткомплексом будет управлять частный капитал, что гораздо эффективнее государственного менеджмента. Но стоит-то комплекс на городской земле, и налоги предприятие будет платить в городскую казну.

Дополнительными возможностями для пополнения казны является также продажа муниципальных объектов и предприятий на регулярных аукционах. В прошлом году эта статья доходов принесла дополнительно 50—60 млн. евро. Однако такие предприятия, как тепловые сети, водоснабжение, парковка, по моему мнению, должны оставаться в собственности города. В управление частному капиталу можно отдать, например, аренду коммунальных предприятий, на правах той же концессии. По количеству таких проектов Вильнюс — в числе лидеров в Прибалтике.

— Сколько времени проходит от момента подачи инвестзаявки до реализации проекта?

— Стараемся сделать все максимально быстро. Взять, к примеру, торгово-развлекательный центр площадью 60 тыс. кв. м. От прихода к нам инвестора до открытия центра прошло девять месяцев. И это время включает все: от выдачи разрешительной документации до сдачи объекта.

— Каковы основные способы привлечения иностранных средств?

— Иностранные инвестиции в Вильнюсе составляют 60%. Больше всего вкладывают бизнес-структуры скандинавских стран, Германии, Англии, Америки.

У нас нет каких-то особых инвестиционных льгот: из свободных экономических зон в стране действует только одна. И мы не считаем, что они нужны. Впрочем, как и бартерные соглашения. Во-первых, трудно определить их эффективность, во-вторых, такие сделки — благоприятная среда для коррупционных махинаций. Своеобразный бартер используем исключительно в рекламных сделках. Предлагаем компаниям их эксклюзивную раскрутку взамен на выделение средств под конкретную разработку. Это еще один дополнительный способ добывания средств под городские проекты.

Мэр должен построить работу так, чтобы реализовать их не за деньги города, а за счет частного капитала. Это один из основных принципов моей работы.

Таким образом осуществляется ряд разработок, связанных с благоустройством города, возведение практически всех социальных объектов. Например, строительство бассейна в центре города, окруженного кафе, барами, волейбольными площадками и настоящими пальмами, полностью финансировалось телепрограммой и производителем пива. Еще проект — посадка тысячи лип на главной улице города. Деревья были привезены из Германии, и все расходы оплатила одна из страховых компаний. А мы сделали им рекламу, написав на специальных табличках, установленных на аллее, что именно эта компания подарила городу липы.

— Что из нестандартных социальных идей реализовано в Вильнюсе в последнее время?

— По воскресеньям в графике работы двадцати наших самых респектабельных кафе и ресторанов есть два часа, в течение которых каждый пенсионер может прийти и бесплатно выпить чашку чая или кофе. Идея заключается в том, что город принадлежит его жителям, а потому надо сделать так, чтобы все они, независимо от толщины кошелька, имели возможность собираться и общаться.

— А как появились ангелочки по всему Вильнюсу, которых можно переносить с места на место?

— Все началось с того, что один скульптор решил установить возле телефонной будки небольшого пластикового козла. Его тут же сломали. И тогда я предложил поставить легких белых ангелочков. «Агрессивному» козлу, понятное дело, так и хочется «рога обломать», а вот на ангела никто не поднимет руку.

— Но у многих из них дырочки в головах…

— В большинстве случаев это не акт вандализма. Дело в том, что ангелочки имеют еще одну функцию — они должны «ходить» по Вильнюсу. Их переносят с места на место, с ними фотографируются и, конечно же, время от времени они ломаются. Но это не страшно. Главное, что их любят и берегут. Почти за год не была украдена ни одна скульптурка. При этом каждый, установив этого ангелочка, может тем самым изменить облик Вильнюса по своему усмотрению. Такие детали очень важны, поскольку именно они делают атмосферу города добрее. Амурчики вызывают у людей улыбку, пробуждают добрые, «солнечные» чувства. Мы хотим создавать такую инфраструктуру города, в которой не было бы места агрессии.

К первому сентября под всеми светофорами установили картонных полицейских в натуральную величину. Это большие фото реальных блюстителей порядка. Акция призвана акцентировать внимание школьников на правилах поведения на дороге.

Был у нас «велосипедный проект». В центре Вильнюса поставили тысячу оранжевых велосипедов. На них можно было ездить только по центру и оставлять где хочешь. Правда, продержалось это начинание около месяца, потом часть велосипедов сломалась, а часть угнали... Но все равно мы оказались в выигрыше, а не в убытке. Ведь такие социальные проекты — это своеобразная провокация, мощный толчок, инициирующий постоянное внимание к городу, к его проблемам, к его морали и экологии. Сделали по всему Вильнюсу велосипедные дорожки, и велосипедистов стало намного больше.

В центральной части города повсюду установлены видеокамеры, при помощи которых полиция следит за порядком. А чтобы снизить риск аварий на дорогах, мы поставили модерных фотороботов, фиксирующих скорость авто и делающих снимок машины.

Что касается средств, то производители пива, велосипедов, телевизионные компании с удовольствием финансируют такие разработки. Ведь в перспективе они получают и доход, и отличную рекламу своей основной продукции. А разворачивать бизнес у нас выгодно и не страшно. По уровню безопасности Вильнюс — на третьем месте среди столиц стран Центральной и Восточной Европы.

— Исторический Вильнюс находится под охраной ЮНЕСКО. Что делает мэрия для сохранности архитектурных памятников?

— Ежегодно город выделяет около миллиона евро под разнообразные проекты в старом городе: помогаем обновлять фасады, восстанавливать фрески. Реконструкция и реставрация — в частной юрисдикции. Мы только помогаем бизнесменам, занимающимся этим делом. В случае, если реставрация здания, находящегося под охраной ЮНЕСКО, требует очень больших вложений, то помогают и городская, и центральная власти.

— А дополнительные деньги на развитие вы изыскиваете за счет приватизации и реализации нестандартных идей…

— Не только. Сейчас активно пользуемся средствами, предоставляемыми европейскими фондами. Например, начали строительство части объездной дороги. На это город получил грант ЕС в размере 80 млн. евро.

— Как вы добиваетесь эффективной работы чиновников мэрии?

— Чтобы бюрократическая система функционировала хорошо, необходимо обеспечить три условия. Во-первых, по возможности собрать весь персонал в одном месте, во-вторых, ограничиться необходимым минимумом сотрудников и, в-третьих, не жадничать при начислении зарплаты. Желательно также, чтобы сам руководитель был финансово независимым.

— И как обстоят дела с реализацией этих принципов в вашей мэрии?

— Мы приватизировали здания вильнюсской администрации, в тесных кабинетах которых чиновники сидели как кильки в банке, и переселили всех в одно, специально для этого построенное. Продажа зданий дала средства на реализацию других проектов, а новый двадцатиэтажный корпус администрации послужил катализатором развития нового центра города — Вильнюса ХХI века. Сегодня в том районе общая стройплощадка — самая крупная в балтийских странах. В строительство вкладывает, в основном, частный капитал. Мы же создаем инфраструктуру: дороги, сеть коммуникаций и т.п. За счет сокращения админаппарата на 300 человек и расположения всех городских структур в одном здании мы успешно внедрили так называемый «принцип одного окна». Это самая модерная система управления в Европе.

Вся система обслуживания горожан занимает два этажа. Еще один занимают сотрудники, которые планируют развитие города и обслуживают бизнес клиентов. В мэрию приходят как в банк — к конкретному окошку. Время и место можно оговорить заранее либо в порядке очереди. Передаете просьбу или документы, а в назначенный час получаете ответ.

Я же сегодня — бизнес-пенсионер. Когда решил пойти в политику, все свои предприятия продал, а средства вложил в недвижимость. Теперь живу на доходы от ее аренды, что гарантирует мне финансовую независимость. Официальная зарплата мэра после уплаты всех налогов составляет 1000 евро. Средняя зарплата по городу — 400. Доходы чиновников — в пределах 600—800 евро. По закону чиновник городского масштаба не должен получать больше. Хотя это, я считаю, глупо.

— Чувствуется, опыт бизнесмена вам очень пригодился в работе. А как насчет военной журналистики? Не ощущаете ли себя в должности мэра, как в горячей точке?

— Безусловно. Во всем приходится находить баланс интересов. Ведь у нас — коалиция самоуправления, в которую входят представители трех партий. Должность мэра — политический пост. И от партий, набравших большее количество голосов, делегируются люди на должность вице-мэров. То есть пребываешь в эпицентре постоянного конфликта: политические партии, группы влияния, общественность, инвесторы... В этом смысле мне как мэру приходится быть миротворцем.

Но самое главное — ежедневно сталкиваешься с необходимостью менять мышление людей. Ведь оно достаточно инертно и консервативно. Очень часто все новое сначала воспринимается в штыки, а потом, когда сделаешь, благодарят. У нас все еще недоверчиво смотрят на чиновников, которые «активничают».

— По такому же принципу вас и в коррупции обвиняют?

— Конечно, но я смотрю на это философски. Не ругают только того, кто ничего не делает.

— Каким был ваш самый рисковый проект?

— Фишка моей первой предвыборной программы. Идя на выборы, показывал избирателям видеофильм — компьютерный ролик на тему «Вот таким через три года должен быть наш город». Люди, посмотрев его, прозвали меня Остапом Бендером, а проект, соответственно, Нью-Васюками, но все-таки проголосовали за меня. На сегодня 70% обещанных Нью-Васюков уже построено.

— Что для вас главное во всех ваших профессиях?

— Для меня в любой деятельности очень важна практика. В этом плане профессия корреспондента — одна их самых интересных и универсальных. Может, поэтому не считаю себя стопроцентным политиком. И не бизнесмен я, в классическом понимании этого слова: для меня ведь самое главное, чтобы то, что я делаю, было интересно. Я на самом деле — журналист, и даже на каждый этап жизни смотрю, как на журналистский проект. Вот сейчас, например, знакомлюсь с работой мэра, так сказать, изнутри.

* * *

…Встреча мэров Киева и Вильнюса вышла за протокольные рамки и проходила в самой дружеской обстановке. Мэр украинской столицы заверил своего коллегу, что Киев открыт и доступен для всех форм сотрудничества. В свою очередь вильнюсский голова тут же предложил, используя литовский опыт, общими усилиями взяться за благоустройство киевских районов старой застройки и заменить «хрущевки» на современные высотки. Подобный опыт сотрудничества у литовцев уже есть с Москвой, где открыто торговое и культурное представительство, а в Вильнюсе, соответственно, московское. Артурас Зуокас подчеркнул, что не прочь выделить такой земельный участок и под киевское представительство, разумеется, на паритетной основе. Переговорами с украинскими бизнесменами литовские представители удовлетворены. Перспективы — многообещающие. И хотя у некоторых уже имеется печальный опыт по «непреодолению местной бюрократической волокиты», тем не менее рисковать они готовы.